Путешествие на авто по польше зимой. В польшу на автомобиле

Планирование маршрута

Появилось у нас свободных 5 дней и небольшой бюджет для краткосрочной поездки.

5 дней для путешествия — это совсем немного, учитывая что почти два дня выпадают на дорогу. Поэтому мы решили съездить куда-то недалеко, куда можно относительно быстро добраться, при этом интересно провести время.

Т.к. нашей отправной точкой в этот момент был город Киев, то мы просто открыв карту выделили радиус 900 км. вокруг Киева. Почему 900 км.? Это то расстояние, которое можно комфортно преодолеть за один день на машине.

Честно говоря, страны, попадающие в эту окружность мы уже объездили: прошлая наша поездка была в Беларусь и Литву (об этом мы писали ), а позапрошлая - в Румынию и Болгарию (об этом мы писали ). Остались Венгрия, Словакия и Польша. Венгрию и Словакию мы решили отложить до поездки в Австрию, поэтому выбор пал на Польшу.

В Польше мы уже бывали: один раз проездом в рамках экскурсионного тура, второй раз тоже проездом по пути в Германию и Люксембург (об этом мы писали ). Были и мы и в Кракове, но всё как-то бегом.

Поэтому подумав и посоветовавшись, всё же решили поехать еще раз в Польшу, а именно в Краков. Но так, чтобы изучить основательно как сам город, так и его окрестности.

Помимо самого Кракова мы решили посетить краковский зоопарк, который расположен в пригороде, а так же найти время, чтобы съездить в Освенцим.

Поэтому итоговый маршрут в одну сторону выглядел таким образом:

Планирование бюджета

Основные статьи расходов были следующими:

  • виза;
  • туристические страховки и Зеленая карта на авто;
  • гостиницы;
  • топливо для авто;
  • оплата дорог в Польше;
  • посещение музея, зоопарка, достопримечательностей и подарки;
  • другие покупки.

Расходы на каждый из этих пунктов могут варьироваться. Например, в нашем случае нам не пришлось тратиться на визы, т. к. один из нас пользуется прелестями безвиза для граждан Украины, а у второго уже стоит шенгенская мультивиза в паспорте.

Из музеев мы заранее запланировали посещение Освенцима, и краковского Зоопарка, поэтому расходы на эти мероприятия можно было предусмотреть заранее.

Туристические страховки мы всегда оформляем в обязательном порядке, как и страховку на авто (в России выбрать и заказать туристическую страховку вы можете на ).

Что касается оплат дорог, то в нашем маршруте был один платный участок между Краковом и Освенцимом, причем этот участок можно проехать и бесплатно, об этом подробней расскажу в следующей статье.

Что же касается топлива, то в Украине оно немного дешевле, чем в Польше. Поэтому мы заправились по полной перед границей, и этого горючего нам хватило до возвращения в Украину, так, что в Польше заправляться не пришлось.

Выбор и бронирование номеров в отелях

Т.к. мы запланировали сначала посетить зоопарк (который находится за городом), а так же Освенцим, который в 70 км. от Кракова, то решили на первых пару дней сэкономить и заселиться в гостинице за городом, а потом на два дня переселиться в отель в Кракове.

Поэтому на первых две ночи нами был забронирован номер в трехзвездочной гостинице Dwór w Tomaszowicach (которая, если забегая вперед, оказалась ценной находкой).

На последних две ночи мы решили переселиться в крупный сетевой четырехзвездочный отель BEST WESTERN Efekt Express Kraków . В этой гостинице в цену были включены завтраки, что немного освободило наше время.

Подробнее о гостиницах расскажу в следующих статьях. Скажу лишь, что номера в гостиницах мы всегда бронируем на booking.com заранее, и он еще ни разу не не показал себя с плохой стороны, мы сталкивались и с овербукингами и другими сюрпризами, но всё всегда успешно решалось, и к самому букингу и сервису, который они предоставляют нареканий никогда не было. мы подробно описали , а так же .

Для краткосрочных поездок удобнее селиться в гостиницах, поэтому и бронируем через лидера рынка — букинг (хотя иногда сравниваю цены и на сайтах самих отелей). А для длительных бывает удобней арендовать квартиру, чтобы можно было самим готовить. И в сфере аренды квартир хорошую конкуренцию букингу составляет сервис AirBnb (если зарегистрируетесь по нашей ссылке , то вам будет неплохая скидка на первом проживании).

Документы для поездки

Виза

Для посещения Польши россиянам и белорусам необходима шенгенская виза, для украинцев достаточно действующего биометрического паспорта.

Паспорт

Тут всё понятно, необходимы действующие заграничные паспорта.

Медицинская страховка

Этот пункт является необязательным, но очень рекомендуемым. Мед. обслуживание в Европе для иностранцев без страховки стоит очень и очень дорого. Так, что даже самая незначительная простуда может вам выйти очень дорого. Поэтому рекомендуем оформить туристическую страховку на каждого туриста. В России работает куча веб-сервисов, которые помогают выбрать и оформить страховку: , .

Несмотря на то, что нам не нужно было оформлять визы для этой поездки, и никто не требовал в обязательном порядке оформление туристических страховок, мы все равно оформили для себя полисы. Кстати, для одного из полисов мы нашли хорошую опцию расширенного страхования, в который так же включались и некоторые моменты для дополнительного обслуживания машины в случае непредвиденной поломки и необходимости вызова эвакуации. В любом случае не стесняйтесь интересоваться о дополнительных опциях, которые можно подключить к вашему полису, иногда эти опции могут быть очень интересными.

Документы на машину

Тут обычный комплект:

  • права,
  • тех.паспорт на авто,
  • страховка «Зеленая карта».

Зеленую Карту почти всегда проверяют на границе.

Об оплате дорог в Польше не надо беспокоиться заранее. На платных участках магистрали вы будете проезжать через специальные пункты оплаты, в которых вы сможете рассчитаться наличными или банковской картой (в этой статье можете посмотреть наши рекомендации о том, какой картой лучше платить в зарубежной поездке).

Распечатка бронировок номеров в гостиницах

Иногда на границе спрашивают подтверждение целей вашей поездки. И обычная распечатка бронирования с букинга является достаточным обоснованием.

Бывают ситуации, когда вас может остановить дорожная полиция, и поинтересоваться целью вашей поездки и показать какие-нибудь подтверждения. Так например нас однажды останавливали в Польше и Германии, правда обошлось устной беседой и проверкой прав и паспортов всех пассажиров. Но на всякий случай рекомендую иметь в машине распечатку броней с букинга (причем лучше, чтобы это была распечатка, чем приложение букинга, ведь у вас в нужный момент может не работать интернет, или вы просто не подключите роуминг, поэтому бронировку в приложении просто не сможете показать).

Комплектация автомобиля

В машине обязательно должны быть:

  • рабочий огнетушитель;
  • знак аварийной остановки, а лучше два;
  • светоотражающий жилет для (зачастую в европейских государствах без него запрещено выходить на трассе);
  • медицинская аптечка евро-образца (красная с белым крестом и надписью First Aid);
  • запасное колесо и домкрат.

Итак, подготовка к поездке окончена. В следующей статье расскажу о дороге до Кракова, прохождении границы и первой гостинице. А так же о разительной разнице в качестве дорожного покрытия в Украине и в Польше, о заправках и придорожных кафе.


Статьи по теме, которые возможно вас заинтересуют:

Из Киева до границы с Польшей чуть более 600 км. Не нарушая ПДД это расстояние можно проехать за 7-8 часов. Поэтому из Киева мы решили выехать как можно раньше, чтобы не торопиться, и чтобы было достаточно времени на случай задержек на границе. Почти вся дорога из Киева до границы является частью автомобильной дороги Киев-Чоп, а сам участок Киев-Львов является частью европейского автомобильного маршрута E 40. Поэтому состояние дорожного покрытия вполне хорошее. Это конечно не польские и тем более не немецкие автобаны, но всё же это лучшая дорога Украины. Дорога проходит через множество населенных пунктов, поэтому нельзя шутить со скоростью, и стоит ехать не нарушая.

В предыдущих статьях я рассказал о подготовке к поездке, и первом дне путешествия. Сегодня поделюсь с вами впечатлениями от второго дня. Мы планируем посетить Краковский зоопарк (Ogród Zoologiczny w Krakowie), пройтись по торговым центрам Galeria Bronowice, IKEA, Factory Kraków, пообедать шведскими тефтельками в IKEA, и съездить в Город Освенцим для посещения там музея Аушвиц-Биркенау. Расписание дня очень плотное, поэтому мы распланировали всё заранее буквально по минутам. И у нас получилось придерживаться нашего графика.

Как я уже говорил в предыдущих статьях, это была уже не первая наша поездка в Краков. В этот раз мы решили не спеша пройтись по знакомым местам, а так же посетить те, на которые в предыдущие поездки не хватило времени. Предыдущий день был очень насыщенным (мы были в краковском зоопарке и музее Освенцима, об этом читайте в этой статье), мы много ходили пешком и изрядно вымотались, поэтому сегодня решили не вставать очень рано, а дать себе отдохнуть. Перекусив и немного прогулявшись по парку отеля, начали собираться.

Сегодня мы решили пройтись по тем местам, посещение которых всегда откладывали. Эти места связаны с тяжелыми моментами жизни евреев в Кракове. Позавчера мы уже посетили лагерь Аушвиц в Освенциме, о чем рассказали в этой статье. Сегодня мы планируем пройтись по еврейскому району Казимеж, попасть на площадь героев гетто, и посетить фабрику Оскара Шиндлера.

В последний день нашего пребывания в Кракове, мы решили уже не выходить в город, а хорошо выспаться, позавтракать, и без спешки собраться в обратную дорогу. Основная задача на сегодня - это доехать до Киева, все остальное - второстепенное.

Евгений родом из Минска, но сейчас постоянно живет в Варшаве. В Минск ездит раз в месяц-полтора, в основном на машине, поэтому опыта пересечения границы у него хоть отбавляй. Как сэкономить время на погранпереходе, как лучше оформить Tax Free, где переночевать в случае необходимости - в его рассказе.

Маршруты

Между Беларусью и Польшей - пять пограничных переходов, через которые можно проехать на легковом автомобиле (сортировка с севера на юг, в соответствии с картой):

  • "Брузги - Kuznica (Кузница)",
  • "Берестовица - Bobrowniki (Бобровники)",
  • "Песчатка - Polowce (Половце)",
  • "Брест - Terespol (Тересполь)",
  • "Домачево - Slawatycze (Славатыче)".

Через каждый из перечисленных погранпереходов мне приходилось ездить. Ниже представляю вашему вниманию карту, на которую нанесено пять вариантов маршрутов Минск - Варшава соответственно через каждый из переходов.

Как видно из карты, самая короткая и быстрая дорога - через ПП "Бобровники". Маршрут через "Брузги" практически такой же по времени и расстоянию. Далее идет дорога через ПП "Брест", ну а путь через маленькие переходы вроде "Домачево" и "Песчатки" обещает быть самым долгим.

Мне больше всего нравится ездить через ПП "Бобровники". Дорога по РБ после съезда с трассы М1 там узкая, не особо загруженная. При этом она проходит по местности с красивым рельефом и имеет хорошее покрытие. По Польше дорога Белосток - Варшава (190 км) примерно наполовину состоит из четырехполосной автострады с ограничением скорости 120 км/ч. Остальная часть - двухполоска (90 км/ч). Но сейчас эта дорога активно расширяется, к концу 2015 года узких кусков (с хорошим покрытием) останется только около 20-30 км. На трассе Тересполь - Варшава (также 190 км) несколько лет назад был проведен капитальный ремонт, так что покрытие на этой дороге отличное. Но основные ее минусы в том, что она узкая (двухполосная), загруженная и проходит через кучу населенных пунктов с ограничением "50". И именно в населенных пунктах довольно часто стоит полиция с радаром. Поэтому эта дорога не только медленная (быстрее трех часов мне ее проезжать обычно не удается), но и утомительная из-за постоянных обгонов фур и монотонной езды со скоростью 80-90 км/ч.

Очереди на границе: откуда они берутся

При расчете времени в пути для каждого из маршрутов Google не учитывает время, необходимое для пересечения границы. А время это может составить от 30 минут до нескольких часов, а то и больше. Самое долгое пересечение границы, с которым сталкивался, - почти 10 часов. Это было похоже на пытку, причем не только для водителя, который не может сомкнуть глаза из-за необходимости постоянно подъезжать, но и для пассажиров, так как им то жарко, то комары, то нужно в туалет, то хочется кушать.

Практически все пограничные переходы устроены схоже, причем как с польской, так и с белорусской стороны. Упрощенную схему погранперехода я изобразил на рисунке.

Из схемы видно, что очереди могут скапливаться в нескольких местах: перед въездом на территорию погранперехода, в каналах ("зеленом" и "красном") и на нейтральной территории.

Нейтральная территория везде одинаковая - это дорога (либо мост там, где граница идет вдоль реки), которая имеет по одной полосе в каждую сторону и, как правило, двойную сплошную линию между полосами. Но ее длина отличается на разных переходах, соответственно чем она длиннее, тем больше туда помещается автомобилей, тем большая очередь там может образоваться.

Откуда же берутся очереди на границе? Причин тут несколько. Самая банальная - это большой одновременный наплыв автомобилей. Погранпереходы имеют ограниченную пропускную способность и порой не справляются с ажиотажем. Такое бывает, например, во время рождественских и новогодних каникул, майских праздников и т.д., когда много людей едет в Европу на отдых. Также на моей памяти было несколько всплесков, связанных с повышением ввозных таможенных пошлин на автомобили. Тогда были огромные очереди на въезд в Беларусь из-за того, что очень много людей ввозили и растаможивали авто.

Еще одной причиной больших очередей может быть изменение законодательства РБ и/или Таможенного союза в отношении беспошлинного ввоза физическими лицами товаров для личного пользования. Это известная забава белорусского ГТК, которая стоила многим людям не только времени и денег, но и изрядного количества нервов. Ведь не секрет, что многие белорусы ездят в Польшу за покупками, потому что там дешевле. Причем это касается не только одежды и электроники, а практически всего, начиная от строительных и отделочных материалов и заканчивая продуктами питания. Существует перечень товаров, которые можно ввозить в РБ без таможенного оформления, то есть через "зеленый" канал. Этот перечень доступен на сайте ГТК. Но белорусское законодательство в этом плане неоднозначно, поэтому широко распространены разные его трактовки. Например, один и тот же товар может быть классифицирован разными работниками таможни по-разному. Кроме того, существуют так называемые "внутренние распоряжения" таможни, которые, естественно, отсутствуют в открытом доступе. Как результат, если я, к примеру, купил в IKEA журнальный столик, который по официальной классификации не подлежит таможенному декларированию, и въезжаю с ним в РБ через "зеленый" канал, работник таможни может направить меня в "красный" канал, объяснив это тем, что мне необходимо его задекларировать, пусть даже без уплаты таможенной пошлины. При этом обычно идет ссылка на "внутреннее распоряжение".

К чему же я все это так детально описываю? Дело в том, что из приведенной схемы погранперехода видно, что самым узким его местом является нейтральная территория. Так как белорусская сторона большую часть автомобилей направляет в "красный" канал, оформление на котором занимает гораздо больше времени, чем на "зеленом", то, заняв все "красные" каналы машинами, новую партию с нейтральной территории белорусы не запускают, пока не освободится место в каналах. При этом неважно, что на нейтральной территории могут стоять машины, направляющиеся в "зеленый" канал, который в это время может пустовать. Они не могут в него попасть, пока не заедут на территорию погранперехода с нейтральной территории в порядке живой очереди.

Я не раз попадал в такую ловушку. Проехав польскую границу на переходе "Брест - Тересполь", я вставал в очередь в отстойник перед выездом на нейтральную территорию, в котором к тому времени уже находилось несколько десятков, а то и сотен автомобилей. Они скопились там потому, что нейтральная территория тоже вся была занята машинами (см. фото ниже). А это было вызвано тем, что на белорусской границе все "красные" каналы были заняты, новые машины запускали на территорию по мере освобождения каналов.

Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид назад в сторону Польши


Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид вперед в сторону РБ

Я назвал это ловушкой, потому что в такой ситуации никуда уже не денешься. Теоретически, находясь на нейтральной территории, можно развернуться и опять въехать в Польшу, чтобы поехать на другую границу. Но, во-первых, на въезд в Польшу тоже может быть очередь, во-вторых, такие маневры, как правило, вызывают негативную реакцию у пограничников, что может в результате вылиться в дополнительное ожидание и разборки.

Как не попасть в ловушку

Как же все-таки поступить, чтобы не попасть в такую ловушку и не провести в ней полдня? Здесь я дам несколько советов, которыми пользуюсь и сам, когда езжу из Варшавы в Минск и обратно.

Во-первых, по дороге на границу нужно собрать информацию об очередях. Есть несколько источников такой информации:

  • . Надо заметить, что верить информации на этом сайте можно не всегда. Причин тому несколько. Во-первых, информация там обновляется нечасто - каждые несколько часов, за которые ситуация может кардинально поменяться. Во-вторых, эта информация показывает очередь (количество автомобилей), которая уже находится на территории погранперехода, то есть в каналах. Она не учитывает те машины, что стоят в очереди перед въездом на территорию или на нейтральной территории. На этот случай можно посмотреть изображение с камер, доступное на этом же сайте, но камеры не снимают нейтральную территорию, а только въезд на территорию погранперехода со стороны РБ;

  • сайт польского погранкомитета . Там указано время, необходимое для пересечения польской границы по "красному" и "зеленому" каналам. Также можно посмотреть изображения с камер. Кроме того, есть официальное приложение для смартфонов, что довольно удобно;
  • "сеть осведомителей". Чтобы выехать за границу Беларуси на автомобиле с белорусской регистрацией, необходимо иметь "зеленую карту" - автомобильную страховку гражданской ответственности, которая действует на территории ЕС. В Беларуси есть несколько страховых компаний, которые делают такие страховки. Цены у них одинаковые, их агенты сидят на всех заправках возле границы. Есть также пункты оформления "зеленой карты" прямо на границе. Все агенты с удовольствием дают свои номера телефонов, когда делаешь у них страховку. Поэтому можно позвонить им и узнать, есть ли очередь на границе. Это самый надежный источник информации об очередях. Но воспользоваться им по понятным причинам можно только при выезде из Беларуси.

Как делаю я: Минск - Варшава

Когда я еду из Минска в Варшаву, то, конечно, пользуюсь "сетью осведомителей". Я собрал номера телефонов у страховщиков на ПП "Бобровники", "Брест" и "Домачево", так как пользуюсь в основном этими тремя переходами. Из Минска на границу я выезжаю всегда по трассе М1 в направлении Бреста и, проехав Барановичи, звоню на ПП "Бобровники". Если там нет очереди, еду туда. Если там очередь, еду в Брест. Доехав до перехода "Брест - Тересполь", смотрю на месте, есть ли очередь, и звоню на ПП "Домачево" узнать обстановку там. В итоге выбираю либо "Брест", либо "Домачево" (дорога к нему идет прямо от погранперехода "Брест - Тересполь" вдоль границы). Я делаю так потому, что, если поехать на "Бобровники" сразу и окажется, что там очередь, то деваться оттуда будет особо некуда, потому что ближайший к "Бобровникам" переход - "Брузги", а туда 70 км и час пути, поэтому особого смысла в таком переезде нет. А вот от Бреста до Домачево - 44 км, да и дорога лучше. Кроме того, из Бреста можно уехать на ПП "Песчатка", до которого 55 км. Но такой вариант - на самый крайний случай, потому что из Песчатки по Польше нужно долго добираться до трассы маленькими узкими дорожками, что по времени это имеет смысл, только если очередь на границе на 5-6 часов.

Как делаю я: Варшава - Минск

Из Варшавы в Минск в последнее время я езжу только через Тересполь. Доезжаю до перехода "Брест - Тересполь", смотрю, есть ли там очередь. Тут имеется такой нюанс: очереди при въезде на территорию погранперехода и в каналах может и не быть, но это не значит, что получится быстро пройти границу. Это и есть та самая ловушка, которую я описывал выше. Может оказаться так, что движение тормозится белорусской стороной, и тогда можно провести в отстойнике и на нейтральной территории несколько часов. Поэтому я уточняю ситуацию у пограничников, и если оказывается, что белорусы медленно пускают машины, то я еду на ПП "Домачево". Там обычно нет больших очередей, но, во-первых, дорога до перехода, а потом от перехода до Бреста занимает минимум час, во-вторых, польские пограничники и таможенники там работают заметно медленнее, чем на крупных переходах. Несомненным плюсом этого перехода является то, что жители приграничных районов, которые составляют большой процент пересекающих границу, редко ездят через Домачево. Большинство из них живет в Бресте, им нет смысла делать крюк в 90 км.

Через ПП "Бобровники" из Польши я давно уже не ездил, так как в то время, когда я пересекаю границу (а это обычно 21.00-22.00), там скапливаются большие очереди жителей приграничных городов, для которых этот переход является основным. А так как переход не особо крупный, каналов там гораздо меньше, чем в Бресте.

Для путешественников: ночевка

Выше я описал, как пересекаю границу и чем при этом руководствуюсь. Так как перемещаюсь между Варшавой и Минском без ночевок, в один присест, мне важны каждые 10 минут времени и очень жаль, когда это время тратится на ожидание в очереди.

Я понимаю, что, возможно, мои советы подойдут не всем. Например, тем, кто отправляется в свой летний "евротрип", проще и удобнее поступить следующим образом: доехать до Бреста под вечер, переночевать там и с утра пораньше отправиться на границу. Как правило, рано утром, часов в 6-7, а может, и в 8, очередей быть не должно. Сам я так, правда, не делал. Но вот по дороге из Польши в РБ пару раз ночевал перед границей, поэтому могу порекомендовать пару отелей:

Hotel Pod Dеbami в 5 км от Тересполя. Переночевав там, можно утром быть на границе уже через 10 минут;
- Hotel Delfina в 67 км от Бобровников и в 22 км от Белостока. Ближе к границе можно переночевать только в самом Белостоке, так как от него до границы 45 км, дорога идет через польский кусок Беловежской пущи, поэтому гостиниц там особо нет.

Последнее, о чем я хотел написать, это небольшой лайфхак, связанный с Tax Free. Много туристов, возвращающихся из Европы, оформляют Tax Free на покупки. Чтобы получить возврат НДС по чекам Tax Free, необходимо предъявить их и сами покупки таможенникам на выезде из ЕС, чтобы они сделали отметки о вывозе товаров. Делается это после прохождения паспортного контроля, поэтому теряется дополнительное время. Так вот, процесс оформления Tax Free на границе можно значительно ускорить, внеся информацию с чеков в систему таможни через Интернет заранее. Сделать это можно на сайте польского пограничного комитета . Тогда при оформлении на границе таможеннику не нужно будет вносить всю эту информацию вручную, ему останется только лишь ее проверить и проштамповать ваши чеки.

Надеюсь, что для кого-то информация окажется полезной. Ведь в любом случае, куда бы вы ни ехали, тратить часы в очереди на границе не лучшее времяпрепровождение.

Кризис наложил свой отпечаток на быт россиян - из-за падения курса рубля поток наших соотечественников в Европу заметно поубавился (по данным туроператоров, спрос на заграничные поездки на майские праздники упал на 25%). Однако в Европе есть места, где можно неплохо отдохнуть, имея в кармане не самый большой бюджет. Мы решили исследовать одно из таких направлений и отправились в Польшу.

Что в России известно о Польше? Нередко ваш собеседник нарисует вам довольно мрачную картину. Якобы Польша - это унылое серое место, где не любят русских, случайным путешественникам прокалывают колеса, не пускают странных мотоциклистов, и к тому же там нечего смотреть. Масла в огонь подливают и заявления различных политиков.

От Москвы до Бреста ведет трасса М1/Е30, которая отличается прекрасным покрытием, неплохой инфраструктурой, а на белорусском участке трассы - еще и максимально разрешенной скоростью в 120 км/ч. Но, прежде чем отправиться в путь, не забудьте оформить страховку - так называемую «зелёную карту» и, желательно, получите Международное удостоверение.

Если вы решили проходить границу с Польшей в Бресте (переход «Варшавский мост»), то рекомендуем делать это в будние дни, когда меньше народа (в интернете есть сайты, позволяющие отслеживать количество автомобилей на границе в онлайн-режиме). Проблем с ночевкой в Польше нет. Помимо привычных «сетевых» гостиниц, неплохим сочетанием цена-качество отличаются «заязды» (zajazd) - небольшие мотели. Цены там умеренные (примерно 1000 - 1300 рублей за двухместный номер). Остановиться можно и в частном секторе или так называемых «ночлегах» (noclegi), которые обойдутся в два раза дешевле. Однако этот вариант, скорее, для молодых путешественников или любителей экзотики.

Дороги в Польше отличаются неплохим качеством, особенно в сравнении с российскими, а водители водят практически так же, как в остальной Европе. Единственное исключение - скоростной режим, который мало кто соблюдает (но вам не советуем превышать, штрафы в Польше довольно высокие!).

Есть и несколько особенностей скоростного режима. Максимальная разрешенная скорость в населенном пункте - 50 км/ч. А вот за городом начинаются нюансы. По «простой» двухполосной дороге можно ехать не быстрее 90 км/ч. Если две полосы идут в одну сторону, скорость увеличивается до 100 км/ч. По так называемым «экспресувкам» (droga ekspresowa) можно ехать 120 км/ч, а на автострадах позволено разгоняться уже до 140 км/ч. Впрочем, забивать голову цифрами не стоит, ведь ограничения скорости всегда дублируются знаками.

Еще одна особенность — светофоры в городах. Как и в России, иногда для поворота направо на светофорах применяется специальная поворотная секция. Но есть нюанс: если горит зелёный прямо, а секция погашена, поворачивать направо можно . Но независимо от этого при повороте не забудьте пропустить пешеходов.

А вот бензин в Польше дорогой. Литр 95-го обойдется в среднем в 4,8 злотых (примерно 66 рублей), за литр дизельного топлива попросят 4,6-4,7 злотых (около 64 рублей). Поэтому перед пересечением границы обязательно залейте полный бак.

Говорят, что когда-то давно три славянских князя Лех, Чех и Рус разошлись в разные стороны и основали три государства - Польшу, Чехию и Русь соответственно (разумеется, многие историки спорят с этим утверждением). Ну а в этой поездке у нас получилось настоящее славянское единство - российский экипаж проехал по Польше на автомобиле чешской марки.

За время нашей поездки мы побывали в трех крупных городах Польши: Варшаве, Кракове и Вроцлаве. Сравнивать эти три города между собой - всё равно, что сравнивать Москву, Санкт-Петербург и Казань. Они разные!

Варшава

На первый взгляд, польская столица может показаться слишком шумным городом. Но это впечатление обманчиво. Стоит лишь добраться до старого города, как мысленно переносишься на несколько веков назад. Самое интересное, что большинство из построек - новодел. Ведь после Второй мировой войны вся Варшава лежала в руинах… Титаническими усилиями архитекторов Старый Город или, как говорят здесь, «Старувка», был восстановлен. Причем, где это возможно, использовали оригинальные кирпичи. ЮНЕСКО даже внесло Старый Город в список всемирного наследия «как исключительный пример почти полного восстановления исторического периода между XIII–XX веками».

Королевский замок был построен на рубеже XV-XVI веков и служил местом, где восседали польские короли, а до середины ХХ века еще и президент. Интересно, что в разные эпохи замок неоднократно перестраивался в соответствии с текущей модой. Ныне во дворце музей, где можно увидеть полотна художников Рембрандта и Матейко, старые виды Варшавы кисти Беллотто, а также урну с прахом Тадеуша Костюшко.

Как мы уже говорили, впечатление от Варшавы, как от душного и динамичного места, очень обманчиво. В самом центре города расположен настоящий райский уголок. Речь о парке Лазенки, который был создан в XVII-XVIII веках для местной аристократии. Парк занимает 76 гектаров и является замечательным местом для прогулок. Здесь не только красиво, но еще и отличная экология - очень много белок, уток и даже… павлинов! Которые гуляют прямо по дорожкам парка и совсем не боятся людей! Кстати, иногда они очень забавно кричат - не пугайтесь.

Знаменитый Дворец Науки и Культуры, построенный по проекту архитектора Льва Руднева в 1952-1955 годах, является самым высоким зданием в Польше и одним из самых высоких в Евросоюзе. Дом, представляющий собой «подарок советского народа польскому», был построен по образцу сталинских высоток в Москве. Неудивительно, что такой проект вызывал негативные ассоциации у местных жителей, ведь они видели в этом явное доминирование тоталитарной системы и давление из Москвы. Впрочем, это - уже история.

Краков

После Варшавы лежащий на юге Польши Краков может показаться слишком спокойным, примерно как Санкт-Петербург после Москвы. Но точно так же, как и в случае с «Северной Венецией», речь идет о культурной столице государства, которая к тому же была и столицей самой настоящей. Поэтому взглянуть здесь действительно есть на что.

Первое, что видит турист, идущий в Старый Город Кракова с севера, - могучий Барбакан (так называют оборонительное сооружение наподобие Кутафьи-Башни в Москве) с Воротами Святого Флориана и городскими стенами. Трудно поверить, что когда-то между Барбаканом, который был построен в XV веке, и городскими стенами был ров… Впрочем, и сейчас погружение в средневековье удается на «ура». Кстати, по крепостным стенам можно прогуляться.

Пройдя по Флорианской улице, вы попадете на главную площадь Кракова - Рынок. В средние века она была одной из самых больших в Европе, но и сегодня поражает своими размерами. В центре площади расположены суконные ряды (Sukiennice). В них до сих пор идет бойкая торговля, но былые ткани все больше уступают место сувенирам. Под углом к «сукенницам» расположена Церковь Успения Пресвятой Девы Марии или Мариацкий Костёл. Обязательно войдите внутрь, ведь интерьер собора заслуживает отдельного внимания. А еще Костёл характеризуют две башни, которые отличаются друг от друга. Кстати, помните - каждый день в 10 утра от входа в храм стартует бесплатная (!) экскурсия по городу.

Вавельский холм - это настоящее сердце Кракова, ведь именно здесь расположен Королевский замок и Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава, являющийся усыпальницей польских королей. Обязательно посетите внутренний двор замка, который по красоте может поспорить с аналогичными зданиями в Италии. Кстати, именно здесь, в Королевском замке, теперь выставляется картина руки Леонардо да Винчи - знаменитая Дама с Горностаем. А еще на Вавеле живет самый настоящий дракон. Это - не шутка! Создание из легенд перекочевало прямо на берег Вислы и на потеху публики даже пускает языки пламени.

Краковские костёлы заслуживают отдельного рассказа. Вообще польское слово Kościół в переводе означает всего лишь «церковь», а католические храмы по-русски правильнее называть точно так же как и православные - церквями, храмами или соборами. Однако говоря о Польше можно употребить и слово «костёл», точно так же, как и слово «виа» для названий улиц в Италии. В Кракове костёлы действительно поражают своей красотой. Это связано с тем, что убранство большинства из них создавалось в период так называемой контрреформации и религиозных войн в Европе. Аскетичному интерьеру протестантских храмов было противопоставлено богатство и золото в интерьере храмов католических, призванное показать образ рая, который ждет верующего в случае покаяния. Кстати, если вы решите посетить Святую Мессу, лучше приходите заранее - ведь иногда в храм можно просто не войти из-за количества народа.

Сейчас район под названием Казимеж - модное место. Но когда-то здесь располагался один из крупнейших еврейских кварталов в Европе, о чем вам обязательно напомнят различные заведения и звуки клезмера от уличных музыкантов. Хотя окружающая атмосфера вызывает приятные ощущения, нельзя не вспомнить и о грустной странице в истории Кракова - Краковском Гетто, которое было организовано в соседнем районе Подгуже во время оккупации города нацистской Германией. Перед войной Краков населяло более 60 тысяч евреев, после массовых депортаций в городе осталось лишь 15 тысяч. Однако нацистам и этого показалось мало. В марте 1943 года было решено ликвидировать гетто. 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе, перевезли в концлагерь Плашов, 2 тысячи убили прямо на улицах, а остальных - отправили в Освенцим. Отправление осуществлялось с вокзала, находившегося на местной Площади Согласия. В память об убитых евреях сейчас это место называется Площадь героев Гетто, а посреди нее установлен памятник в виде пустых стульев.

Вроцлав

Вроцлав - это столица исторического региона Силезия, известного своими богатыми недрами. Уж только кому этот регион не принадлежал! И полякам, и австрийцам, и чехам и даже венграм. Но, конечно, больше всего в городе именно немецкого влияния, ведь после войны за австрийское наследство в конце XVIII века Силезия надолго отошла к королевству Пруссия. Особенно сильно прусское наследие проявляется в архитектуре - достаточно увидеть ратушу на Рыночной площади или дома на Соляной площади по соседству, чтобы почувствовать себя словно в Германии.

Сердце Вроцлава - остров Тумский, расположенный на Одере. Именно отсюда начинался этот могучий город. На территории острова сохранились руины некоторых строений, датированных еще IX веком. А в самом его центре расположен Кафедральный Собор Иоанна Крестителя, являющийся первым готическим храмом в Польше.

Еще одной неотъемлемой достопримечательностью Вроцлава являются самые настоящие гномы. Да-да, по всему городу установлены небольшие фигурки сказочных существ. Но не думайте, что гномы, или, как их тут называют, «краснолюдки», расставлены по всему городу просто так. Они - полноценные граждане Вроцлава и живут своей жизнью - ходят за покупками, ездят на мотоцикле, тушат пожар. Поэтому и имена у них соответствующие. Например, «соня» или «шопоголик». Искать гномов по всему городу необычайно интересно даже взрослым, а попадаются они совсем в неожиданных местах.

Если вы оказались во Вроцлаве, то посетите местный зоопарк. Вход стоит 40 злотых (примерно 600 рублей), а провести в нем можно целый день. На территории площадью 33 гектара обитает 4150 животных 876 различных биологических видов. Здесь есть даже океанариум!

Курица не птица…

…а Польша не заграница. Эту поговорку, в которой Польша иногда уступала место Болгарии, знал, пожалуй, каждый, кто вырос в Советском Союзе. Возможно, когда-то именно так и было, и Польша ничем принципиально не отличалась от других стран соцлагеря. Однако за последние 30 лет Польша пережила коренные изменения. И прежде чем писать в комментариях «автору заплатили поляки», немного подумайте и сделайте выводы сами, без навязанных стереотипов. За время нашей десятидневной поездки на семью из двух взрослых и одного ребенка, помимо оплаты проживания (13 тысяч рублей), было потрачено 25 000 рублей на питание, культурную программу, развлечения. И при этом мы ни в чем себе не отказывали. Везде, где мы были, нас ждал радушный прием, сервис на достойном уровне, и при этом никто не пытался нас обмануть.

Отдельно стоит упомянуть такой момент, как дискриминация. Ни разу, подчеркиваем, ни разу за время поездки мы не увидели предвзятого отношения из-за того, что мы говорили на русском языке. Более того, поляки действительно произвели положительное впечатление - здесь вам всегда помогут выйти из транспорта с тяжелой сумкой, или подержат дверь, видя, что вы идете с коляской. Приходится констатировать - Польша уже стала заграницей в хорошем смысле этого слова. А её туристический потенциал сильно недооценен россиянами.

Вишенкой на торте стал разговор с футбольным фанатом варшавской «Легии», произошедший в последний вечер. Узнав, что мы из России, он обрадовался и пожал мне руку, сказав, что политики с обеих сторон всегда пытаются стравить простых людей, а славянам стоило бы дружить. Сложно не согласиться, особенно, когда страна неожиданно раскрывается перед тобой со столь положительной стороны.

В 2020 году съездить в Польшу на машине смогло немалое количество россиян. Расположенная в самом центре Европы республика имеет сухопутную границу с РФ. А именно – с Калининградской областью. Не удивительно, что многие наши соотечественники предпочитают путешествовать по польской территории на личном транспорте. Выясним все нюансы поездок в Польшу на своем автомобиле.

В 2020 году центрально-европейская страна продолжает пользоваться популярностью среди туристов из России. Визитеры из РФ въезжают в Польшу как воздушными путями, так и сухопутными – в том числе, на личном транспортном средстве. Последний вариант предпочитают жители не только соседней с республикой Калининградской области, но и отдаленных от границы регионов. В европейское государство на собственном авто приезжают гости из Москвы, Питера, Екатеринбурга и даже Владивостока.

Особенности въезда в Польшу «своим ходом»

Чтобы приехать в Польшу на машине, понадобится заблаговременно получить визу. В этом смысле поездка в европейскую державу ничем не отличается от прибытия на самолете, поезде или автобусе. Без въездной бумаги посетить территорию страны нельзя.

Обычно автомобилисты и их попутчики оформляют туристические шенгенские визы. На каждого визитера, включая детей, понадобится свой документ. Польский Шенген позволяет находиться в государстве максимум 3 месяца в течение полугодового периода. О том, как получить туристическую визу в Польшу, вы узнаете из статьи на нашем сайте.

Где въехать в Польшу

Из всех регионов РФ Польша граничит только с Калининградской областью. Поэтому въехать в республику из России на личном транспорте возможно лишь через этот регион. На границе работают специальные пункты пропуска. Проехать на машине разрешено исключительно через эти КПП.

Второй вариант для начала польского авто-путешествия – въехать в Польшу через Белоруссию. В братскую республику граждан РФ пускают по российскому паспорту. В этом случае маршрут строится так:

  1. Выехать из Москвы или другого российского города в белорусский Брест.
  2. Путь до Бреста лежит по трассе М1 (Смоленской дороге).
  3. Добраться до пограничного перехода. Можно въехать через самый крупный пропускной пункт Брест – Тересполь или попробовать переход Домачево (50 км южнее Бреста).

Подарок: 2100 рублей на жилье!

  • От въезжающих вправе потребовать предъявить денежные средства в качестве финансовых гарантий. Минимальная сумма на 1 день пребывания – 300 польских злотых. Допускается эквивалент в иностранной валюте (около 100 американских долларов). Разрешено предъявить как наличность, так и кредитки.
  • Ввоз иностранной валюты не ограничен, но декларация при превышении разрешенной суммы в 10 000 евро обязательна.
  • Если гости Польши въезжают на территорию державы с домашними питомцами, понадобится сертификат от ветеринарной службы. В нем должны стоять отметки обо всех поставленных животным прививках, включая вакцинацию против бешенства.

Что могут спросить на границе

  • Цель поездки.
  • Маршрут путешествия, запланированные к посещению города.
  • Запланированные сроки турне.
  • Что ввозится в Польшу, имеются ли при себе спиртное и сигареты. Установленная норма на 1 человека – 2 пачки сигарет, 1 литр крепкого алкоголя или 2 литра вина.

Документы для пересечения границы на машине

Для пассажиров

  • Загранпаспорт с визой.
  • Медстраховка:
    • На всю поездку.
    • Действительная по всему Шенгену.
    • Покрытием от 30 тысяч евро.
  • Иногда требуют предъявить:
    • Финансовые гарантии.
    • Бронь номера в отеле или места в кемпинге либо наличие иного адреса проживания в Польше.
    • Приглашение от местного физического или юридического лица.


Для водителя

  1. Загранпаспорт с визой.
  2. Медстраховка.
  3. Иногда требуют предъявить те же дополнительные документы, что и для пассажиров.
  4. Водительские права (специальных требований нет).
  5. Техпаспорт на автомобиль (свидетельство о регистрации транспортного средства). Важно, чтобы документ был оформлен на водителя. Рукописные доверенности не принимаются.
  6. Действующая зеленая карта.

Что такое зеленая карта на автомобиль

При поездке на авто в Польшу зеленая карта приобретается в обязательном порядке. По факту это аналог нашего ОСАГО. Документ выписывается не на водителя, а на транспортное средство. Это значит, что управлять машиной может любой участник путешествия. Конечно, при условии наличия у него водительских прав.

Зеленая карта для поездки в Польшу должна быть международного формата и действовать по всей Европе. Оформить документ допускается не в любой страховой компании. Реализовывать страховую услугу данного типа вправе ограниченное количество организаций. Среди них:

  • «Росгосстрах».
  • «Альфа Страхование»
  • «РЕСО-Гарантия».
  • «Альянс».
  • «ЭРГО Русь».

Важно! Купить страховой полис можно не ранее, чем за 30 суток до начала его действия и даты поездки.

Сколько придется заплатить за зеленую карту

Стоимость зеленой карты в Польшу зависит, прежде всего, от разновидности средства передвижения и длительности договора страхования. Примерные суммы:

Ключевые требования к автомобилю

  • Полная техническая исправность машины.
  • Исправность и стопроцентно рабочее состояние световых приборов. Желательно запастись лампочками, чтобы при необходимости поменять их на границе.
  • Чистое и без бросающихся в глаза трещин лобовое стекло. Допустимы только трещинки в 2-3 сантиметра и мелкие сколы.
  • В средстве передвижения обязательно находятся:
    • Аптечка.
    • Запасное колесо или ремонтный комплект.
    • Огнетушитель (перед поездкой рекомендуется проверить срок его годности).
    • Знак аварийной остановки.
    • Светоотражающие жилетки на всех участников поездки.
  • Детские автокресла (при поездке с детьми до 12 лет).
  • Иностранные автомобилисты, путешествующие по польским дорогам на своей машине, обязательно размещают на ней знак государства, где зарегистрировано авто. Для россиян это знак «RUS» в белом овале. Без наклейки передвижение на транспортном средстве недопустимо.


Главные дорожные правила в Польше

  • Предельная допустимая скорость езды (в км/ч):
  • При движении всегда включается ближний свет фар. Время суток и погодные условия роли не играют.
  • Шипованная резина запрещена. Использование зимних шин является добровольным.
  • Запрещено оснащать транспорт антирадарами и подобными устройствами. Нельзя провозить даже неиспользуемый радар-детектор.
  • Максимально возможное содержание алкоголя в крови автомобилиста – 0,2 промилле. За езду в состоянии опьянения у шофера изымают водительские права. Кроме того, нарушителю грозит лишение свободы сроком до 8 лет.


Штрафы за нарушения ПДД

Парковка по-польски

Парковать машины польским водителям и приезжим из других государств автомобилистам позволяют лишь в специально отведенных местах. Также запрещено оставлять машину на парковках, предназначенных для людей с особенными возможностями здоровья. За это предусмотрен штраф – 800 злотых.

Бесплатных парковок в центрах польских городов не так мало, как в других странах Центральной Европы. Они сосредоточены:

  • У крупных торговых точек (Икеа, Ашан и другие).
  • Близ исторических центров.
  • Во дворах и рядом с жилыми домами.
  • Около ресторанов, кафе и магазинов.

Платные стоянки также присутствуют в большом количестве. Они есть на всех главных улицах, возле достопримечательностей и в местах, пользующихся наибольшим спросом. Отыскать место стоянки несложно. Достаточно ориентироваться на синие указатели с буквой «P».


Важно! В крупных польских городах парковки являются платными лишь в определенные дни (обычно в будни) и часы (как правило, с 9:00 до 17:00). В остальное время на них разрешено останавливаться бесплатно.

Стоимость парковок зависит от их близости к центру, значимым объектам и скоплениям людей. К примеру, час стоянки в центре Гданьска обойдется в 3 злотых.

Стоянка оплачивается через паркомат. Как правило, эти приборы располагаются рядом с парковкой. На табло паркомата нужно выбрать время стоянки и оплатить услугу (мелочью или крупными купюрами).

Автомат выдаст чек – парковочный билет. Его обязательно надо поместить на приборную панель автомобиля – так, чтобы контролеры видели бумагу через лобовое стекло.

Если кончился бензин…

На польских заправках принято самообслуживание. Шофер заправляет бак, а затем платит за топливо в кассе. Водителям разрешается провозить в канистрах до 20 литров топлива. Стоит учесть, что на местных АЗС отсутствует 92-ой бензин. А 95-ый бывает 2 видов – с содержанием свинца и без.


В начале 2017 года средняя стоимость бензина и дизельного топлива в Польше составляла:

  • 1,07 евро (95-ый бензин).
  • 1,13 евро (98-ой бензин).
  • 1,05 евро (дизель).
  • 0,5 евро (LPG).

При этом цены на АЗС, расположенных вдоль автомагистралей, могут быть на 10-20 евроцентов выше, чем на заправках у крупных торговых комплексов.

Платные трассы

Польские автомагистрали А1, А2 и А4 являются платными. Стоимость проезда зависит от пройденного расстояния.

Расчет оплаты на конкретных участках дорог производится по-разному. Обычно проезд оплачивается как наличностью, так и безналом, в национальной валюте, евро и американских долларах. Тем не менее, рекомендуется платить местными деньгами. Сдача также всегда дается в злотых.

На машине через Польшу: правила транзита


В Польшу через Калининград или Брест на личном транспорте въезжают не только ради автомобильного путешествия по центрально-европейской республике. Многие наши сограждане лишь проезжают польские земли, выбрав основной целью авто-турне другие государства. На транзитную шенгенскую визу для поездки через Польшу подаются следующие документы:

  • :
    • Заполняется полностью и заверяется личной подписью.
    • Желательно заполнить бланк на компьютере, но допускается от руки.
    • Сведения вносятся разборчиво, ручкой с синей или черной пастой (при заполнении от руки).
    • Информация пишется на русском, польском или английском.
    • Пункты №1-5 заполняются латинскими буквами, строго как в загранпаспорте.
    • На несовершеннолетнего ребенка, вписанного в родительский паспорт, заполняется отдельный бланк. Его подписывает родитель.
  • Виза государства назначения (подлинник и копия). В случае ее отсутствия подаются:
    • Или стопроцентно оплаченная бронь гостиницы.
    • Или документы на владение недвижимостью (договор найма, договор купли-продажи и т.п.).
  • Загранпаспорт:
    • Копии первой странички и шенгенских виз за 3 года (при наличии).
    • С 2 свободными листами.
    • Срок годности документа – от 3 месяцев после возвращения на родину.
    • Срок действия паспорта – не более 10 лет.
  • Российский паспорт. Копии страничек:
    • Первой.
    • С регистрацией.
    • Страниц 18-19 (о предыдущих загранпаспортах).
  • Фотоснимки:
    • 2 штуки.
    • 35 на 45 мм.
    • Лицо занимает 70-80% поля.
    • Цветные.
    • На белом фоне.
    • Напечатанные на высококачественной бумаге.
  • Сделанные не более полугода назад.
  • Медстраховка на весь период транзита.



При пересечении границы предъявляются те же бумаги, что и для автомобильных путешествий непосредственно по Польше. Важно помнить, что если у иностранца уже есть действующая шенгенская виза, делать отдельный документ для транзита не требуется.

Польские трассы считаются одними из наиболее безопасных в Европе. Подавляющее большинство водителей с уважением относятся ко всем участникам движения. Приоритет на дороге имеют пешеходы и велосипедисты. Практически все магистрали оснащены камерами видеонаблюдения и радарами и тщательно контролируются полицией. Поэтому, путешествуя по республике на автомобиле, следует неукоснительно соблюдать ПДД.

Польша - одна из наших ближайших Шенгенских соседей, хотя Россия и не граничит с ней непосредственно. Конечно, на первом месте в этом вопросе Финляндия, находящаяся рядом с Ленинградской областью, и имеющая прямые пограничные переходы с Россией. Это очень удобно для питерцев, многие из которых имеют финскую визу и все свои автомобильные маршруты в Европу начинают отсюда. А вот для подмосковья и более южных областей делать такой северный крюк не очень удобно. Кроме того, чтобы попасть в другие страны Европы из Финляндии на автомобиле, нужно воспользоваться паромом, а это время и дополнительные деньги. Поэтому для автотуристов центральной части России оказывается более удобным и быстрым другой маршрут в Европу - через Беларусь и Польшу (конечно, если вы предпочитаете самолет, все вышесказанное для вас совершенно неважно).

М1 в русских и белорусских традициях

Итак, если вы решили выбрать этот путь, ваш маршрут будет пролегать по знаменитой Смоленской дороге (трассе М1), идущей практически напрямую от Москвы до Бреста, расстояние до польской границы - 1060 км. Российская часть трассы длиной 455 км, по нашим меркам, достаточно неплохая: две полосы в каждую сторону, разметка более-менее присутствует, а зимой дорога опять же, более-менее, чистится. Единственный минус - масса населенных пунктов и дурацких знаков, вынуждающих местами ехать 50-60 км/час. Впрочем, даже там, где знаков нет, по нашим правилам максимальная скорость все равно всего 90 - до статуса автомагистрали М1 не дотягивает.

На своей белорусской части трасса становится явно лучше и почти достигает европейского уровня. Знаки разрешают движение на большей части этого 605-и километрового участка со скоростью 120 км/час. Но и тут есть свой минус: придорожный сервис, далеко не лучший и на российской территории, на белорусской земле практически сходит на нет. Помните, в бессмертном советском мультике «Тайна третьей планеты» некая планета «Железяка» описывалась следующим образом: «людей нет, полезных ископаемых нет, воды нет, населена роботами»? Ну, вот примерно так же пустынно выглядит трасса М1 в Беларуси.

По сути, там есть только несколько десятков АЗС, на которых, впрочем, можно заправиться за российские рубли. Придорожный общепит, и, в особенности, туалеты на стоянках выглядят так, что вы вряд ли захотите ими воспользоваться. А если даже и захотите чего-нибудь пожевать (туалеты типа «очко» бесплатны!) - то только за «зайчики» (так исторически называется белорусская валюта). А «зайчики» - только в обменном пункте. А обменный пункт, как в известном сериале, «где-то рядом»… В общем, для белорусского участка пути намного проще (и безопасней для здоровья) запастись бутербродами и кофе в термосе. Потерпите до Польши - там поедите на славу!

Из серьезных вещей следует помнить следующее. Во-первых, не расслабляйтесь сильно от того факта, что в Беларуси нет стационарных постов ДПС. Зато есть мобильные экипажи, которые, как и у нас, любят прятаться в кустах, а штрафы за превышение скорости намного серьезнее - до нескольких сотен евро, и оплачивать придется в банке, что потребует затрат времени. Во-вторых, нужно знать, что никаких дополнительных страховок или оплаты «за транзит» на границе сейчас делать не нужно. Страховка годится международная (тот самый « Green Card », который, как я надеюсь, вы уже получили), а за дороги вы заплатите 4 раза по 20-25 руб (российских) на четырех пунктах взимания платы со шлагбаумами - их вы точно не пропустите. Так что границу Россия-Беларусь просто проезжаете без остановки. Практика показывает, что не особо нарушая ПДД, выехав в 5 утра из Москвы, чтобы миновать все пробки, к 16-17 часам вы приедете на границу в Брест.

Граница

Пограничный переход Брест-Тересполь отнюдь не единственный между Беларусью и Польшей, но самый большой. Было время, когда на автомобиле в очереди на этом переходе можно было простоять несколько суток, а проход без очереди, организуемый местными бандитами, стоил 100 долларов, а потом и 100 евро. Но тогда между Польшей и Беларусью был безвизовый режим, и граждане активно зарабатывали на этом, перемещая через границу бензин и сигареты. Сейчас для белорусов, как и для всех остальных, необходима шенгенская виза, а стоимость ее получения свела этот «бизнес» практически на нет.

Так что, в зависимости от дня недели и времени суток, сейчас вы простоите на этом пограничном переходе от получаса (повезло!) до часов 3-4. Лучше всего переходить границу в выходные или праздничные дни, а также в районе 2-3 часов ночи - тогда очереди минимальны. Если вдруг на этом переходе образовался не сдвигающийся с места затор, можно попробовать другой переход - Домачево, он всего в 50 километрах южнее Бреста. Там очереди обычно меньше, но меньше и пограничников, так что выигрыша во времени может и не получиться. К тому же в Домачево не пропускают автобусы и микроавтобусы.

Все, что можно и нельзя провозить через границу Польши, вы легко найдете на специальных сайтах, например, или .

Максимальное внимание таможенники обычно уделяют спиртному (максимум 1 л крепких напитков или 2 л вина) и сигаретам (200 шт, или 1 блок). Нельзя провозить бензин или дизельное топливо в канистрах - только то, что в баке. Если везете канистры, перед границей перелейте все их содержимое в бак. Висящие на границе объявления гласят, что нельзя провозить мясные и молочные продукты, так что употребите свои бутерброды, по возможности, на территории Беларуси - все равно в Польше еда лучше и дешевле. На вопрос «Что везете?» наилучший ответ - «только личные вещи». Иногда вас могут попросить открыть тот или иной чемодан или сумку.

А вот то, что иметь на границе нужно обязательно: паспорт с визой на каждого пассажира, свидетельство о регистрации транспортного средства («техталон»), оформленный на водителя (доверенности здесь не прокатят), права, страховку на машину (« Green Card »).

Очень часто спрашивают про денежные средства (помните, необходимо 300 злотых или 75 евро на день пребывания?), так что надо будет показать валюту и/или кредитные карточки. Очень редко, но бывает, что спрашивают приглашение или его копию. В этом случае отвечаем, что оригинал приглашения, как и полагается, в посольстве, а копию желательно взять с собой (спросите ее в той фирме, что будет помогать вам с визой).

В машине могут проверить наличие аптечки, знака аварийной остановки и, (внимание!) , светоотражающих жилетов на всех пассажиров, так что запаситесь ими заранее, стоят недорого. На машине должен быть приклеен знак « RUS » в белом овале. Бывает, что проверяют работу всех световых приборов - замените лампочки, если надо, заранее. Могут не пропустить автомобиль, если на ветровом стекле большие трещины, мешающие обзору.

Категорически запрещены шипованные шины и любые антирадары или радар-детекторы! Даже за простое наличие в машине неиспользуемого антирадара предусмотрен очень большой штраф с конфискацией оного.

Едем по-польски

Итак, надеюсь, вы перешли (точнее, переехали) границу за разумное время, и оказались на территории Польши. Первое, что вы должны сделать - включить ближний свет фар и не выключать его здесь больше никогда, пока двигаетесь. Это требование местных ПДД, за нарушение которого вас тут же остановит любой полицейский. Стационарных постов дорожной полиции здесь, как и во всем цивилизованном мире, нет, но мобильных патрулей много, и очень часто они, вполне в русских традициях, прячутся в укромных местах и отлавливают нарушителей.

Краткое мигание встречного автомобиля дальним светом здесь может говорить вам две вещи: во-первых, как и у нас, «впереди засада полиции», а во-вторых, «у тебя не горят фары», так что если вам моргают все встречные машины, проверьте, включен ли ближний свет.

Следующая важная вещь - скоростной режим. На границе вы увидите плакат, примерно подобный вот этому:


Здесь показана допустимая максимальная скорость в разных ситуациях, и мы можем увидеть массу отличий от российских правил. Ограничение скорости в населенных пунктах (здесь это называется «Зона застройки») в Польше зависит от времени суток: 50 км/час с 5 утра до 11 вечера, и 60 км/час - в ночное время. Вне населенных пунктов, как и у нас, лимит - 90 км/час, однако если дорога имеет по две полосы в каждом направлении вне зоны застройки, или установлен специальный знак, то 100 км/час. Четырехполосная дорога со специальным знаком за городом дает вам возможность разогнаться до 120, а автомагистраль - аж до 140 км/час. Впрочем, автомагистралей в Польше мало и все они платные.

Есть очень существенное отличие в том, где начинается и кончается зона ограничения скорости в населенных пунктах. У нас мы привыкли к знакам типа «название на белом фоне», после которого устанавливается ограничение вплоть до такого же знака, но перечеркнутого красной линией. В Польше знаки названий населенных пунктов имеют зеленый фон (см. рисунок ниже), и никак не влияют на скоростной режим.


На скоростной режим, напротив, влияют только знаки «зона застройки» (силуэт города на белом фоне) и «конец зоны застройки» (он же, перечеркнутый), причем эти знаки установлены совсем те там, где знаки названия населенных пунктов на зеленом фоне, то есть эти пары знаков сосуществуют абсолютно отдельно друг от друга! А поскольку в Польше одна деревня следует вплотную за другой, и большинство дорог проходит через центры населенных пунктов, нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить зоны начала и конца ограничения скорости - полицейские не дремлют!

Вообще, в Польше
масса креативных дорожных знаков, отличающихся от наших, но большинство из них понятно без объяснения. Единственный знак, систематически вгоняющий в ступор иностранных в одителей, вот этот.

Сходство с черепом и скрещенными костями вполне оправдано. В переводе это означает «черное место», т.е место, на котором постоянно происходят аварии. И хотя формально знак ничего от вас не требует, он сообщает, что на этом месте столько-то человек погибло (zabitych ) и столько-то ранено (rannych ), Может быть, есть смысл сбросить скорость?

Ну, а вот такой знак максимально понятен. Видимо, так много машин опрокинулось на этот несчастный дом на обочине, что местные власти решили придумать новый знак «осторожно, опрокидывание на дом».

Несмотря на помощь Евросоюза и активное строительство новых автомагистралей, большинство дорог в Польше остаются узкими и двухполосными. Фактически, на данный момент почти достроены платные автострады Варшава-Франкфурт-на-Одере (до границы с Германией) и Варшава-Краков. Эти дороги уже полностью соответствуют евростандартам, но вот все остальные… Все остальные проходят через города и прочие населенные пункты, и если на них есть достаточно широкие асфальтированные обочины - это уже хорошо. К тому же часто эти дороги нуждаются в ремонте, и тогда встречные потоки едут всего по одной полосе, разделяемые временным светофором. Получаются пробки, как на фото ниже:


Этика на дороге

Понятно, что новые дороги по всей стране сразу не построишь, а ездить как-то надо уже сегодня, и поэтому среди водителей-профессионалов сформировался определенный кодекс поведения на дороге. Хотя он работает практически во всех странах, особенно ярко его действие проявляется на узких польских дорогах.

Вот, например, вы пытаетесь на двухполосной дороге, в условиях ограниченной видимости, обогнать большой грузовик. Во-первых, вы должны внимательно смотреть на знаки и разметку. В Польше никто не устанавливает знаки, чтобы «срубать бабло», поэтому они из врагов становятся вашими союзниками. Если вы видите с вашей стороны прерывистую линию - значит, вы будете видеть встречный поток, если же с вашей стороны сплошная - не пытайтесь идти на обгон, если конечно, вы не собираетесь покончить жизнь самоубийством прямо здесь и сейчас. Хотя после России в это сложно поверить, разметка действительно соответствует дорожной ситуации!

Во-вторых, вы пошли на обгон, но обгоняемый грузовик почему-то включил левый поворотник. Этим он показывает вам: «не высовывайся, есть встречные машины», ему-то с его высокой посадкой все видно очень хорошо. Если же он, наоборот, включил правый указатель поворота, это означает: «давай, встречная полоса впереди чистая». Как правило, в этом случае он прижмется вправо, насколько будет позволять ширина дороги. Обогнав этот грузовик, не забудьте поблагодарить его коротким включением «аварийки», во всех странах это означает «спасибо».

Точно также должны делать и вы. Если вам в хвост пристроился автомобиль, явно пытающийся ехать быстрее вас, прижмитесь насколько возможно вправо и включите правый указатель поворота, показывая готовность уступить дорогу. Еще более сложные действия потребуются от вас при обгонах на более-менее широких двухполосных дорогах, на которых есть большие обочины с каждой стороны (рисунок ниже). Реально, на такой дороге по ширине могут разъехаться три автомобиля, и именно это обычно и делают поляки. Если пытаются обогнать вас, примите максимально вправо и включите правый поворотник. Если вы видите, как кто-то пытается сделать такой маневр на встречной полосе, также примите вправо, освобождая середину дороги обгоняющему автомобилю. При этом не следует забывать, что на обочинах могут находиться припаркованные автомобили, в которые вы можете смачно врезаться, выполняя все эти действия в духе «уступите дорогу».


Так что внимание, аккуратность и вежливость - это те три «кита», на которых зиждется безопасное вождение в Польше. Смиритесь с тем, что средняя скорость по стране составит 45-55 км/час. Быстрее в тамошних условиях вы сможете попасть разве что в списки zabitych в каком-нибудь очередном czarny punkt.

И напоследок про алкоголь. Как и в России, в Польше реализуется принцип «нулевой терпимости» к алкоголю за рулем. Все, что выше 0.2 промилле, относится к серьезным административным правонарушениям, а выше 0.5 - к криминальным, то есть уголовным. Поэтому полное воздержание от алкоголя за рулем будет правильным решением.

P . S . А причем тут фото аистов, вынесенное в начало этой статьи, спросите вы? При том, что в Польше аисты - это такой же почти священный символ, как кошки в Египте или коровы в Индии. Гербы многих польских населенных пунктов содержат изображение аиста. Если аисты свили гнездо у вашего дома - для поляков это очень хорошая примета, и вы увидите множество таких аистиных гнезд, проезжая через эту небольшую страну, по праву гордящуюся своей историей и культурой. Но об этом - в следующий раз.