Город эчмиадзин армения. Монастырь Эчмиадзин



Святой Эчмиадзин является историческим центром Армянской Апостольской Церкви. Здесь же находится Престол Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян.
Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в начале четвертого века, в 303 году, сразу после провозглашения христианства государственной религией в Армении.

Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в 303 г. в традициях древнеармянского зодчества и представляет крестообразное центрально-купольное сооружение. В течение веков собор неоднократно подвергался реконструкциям. Значительные изменения в архитектуру собора были внесены в 484 г., в период правления князя Вагана Мамиконяна. В 1658 г. при Патриархе Пилипосе была возведена центральная колокольня у западной стены собора, в 1869 г. при Патриархе Геворке Четвертом с восточной стороны собора была пристроена его музейная часть.
Росписи внутри собора были сделаны в стиле школы художников Овнатанянов в XVIII веке, в период персидского владычества.

В VII веке недалеко от Кафедрального собора были построены монастыри св. Рипсимэ и св. Гаянэ (618 и 630 гг.), которые исторически связаны с Католикосатом св. Эчмиадзина и являются классическими памятниками достигшей своего совершенства армянской архитектуры.
В 1956--1966 гг. Кафедральный собор, монастыри Рипсимэ и Гаянэ были реставрированы усилиями Его Святейшества Католикоса Васкена Первого.
На территории монастыря находятся также несколько исторических сооружений: "Врата царя Тиридата" (VII век), монастырская трапезная "Казарапат" (XVII век), старые (бывшие) Патриаршие покои (начало XVIII века), монашеские кельи "Еремян" (XIX век), здание Духовной Академии (начало XX века). новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958--1962 гг.
За время 25-летнего патриаршества Его Святейшества Васкена Первого (1955--1980) на территории монастыря появились новые сооружения: Главные ворота монастырского двора и окружающие его стены, здание типографии, башня с часами, монастырская гостиница и здание музея "Алекс--Мари Манукян".
В музее Кафедрального собора хранится коллекция произведений армянского церковного искусства XIV--XIX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, иконы, образцы художественной вышивки, гравюры на меди и на серебре, большие церковные занавеси.
Значительная часть этих ценностей была доставлена в св. Эчмиадзин беженцами из Западной Армении, спасшимися от геноцида 1915 г., развязанного Оттоманской Турцией. Св. Эчмиадзин располагает также ценной коллекцией древних армянских монет, армянских ковров и картин, являющихся произведениями как советских, так и зарубежных армянских художников.
Эчмиадзинский Кафедральный собор, один из древнейших в мире христианских памятников, которому приблизительно тысяча семьсот лет, отличается самобытным архитектурным стилем. В то же время это святыня и место паломничества для семи миллионов армян, проживающих как в Армении, так и за рубежом.
Первыми проповедниками христианства в Армении стали в первом веке святые апостолы Фаддей и Варфоломей. Тогда же зародились первые христианские общины, которые распространялись во втором и третьем веках. Христиане часто подвергались гонениям, так как официальной религией армян считалось в те времена многобожие, приближающееся в какой-то степени к эллино-римской религии.
В условиях новых исторических и политических событий, а также благодаря проповедям св. Григория Просветителя, армянский царь Тиридат Третий принимает со своей семьей св. Крещение и христианство, провозглашая его в 301 году государственной религией.
По преданию, св. Григорию Просветителю было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенная затем церковь была названа "Эчмиадзином", что на армянском языке означает "Сошел Единородный", т. е. Иисус Христос. Св. Григорий Просветитель считается основателем армянской церкви, которая по христианскому вероисповеданию является одной из пяти древневосточных христианских церквей.
Св. Григорий Просветитель был первым Патриархом Армянской Церкви, а ныне здравствующий Святейший Гарегин II является сто тридцать вторым Патриархом.
С самого начала и далее в течение многих веков св. Эчмиадзин являлся также центром армянской культуры и письменности. Здесь в начале V века (406 г.) св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и совместно с католикосом св. Сааком перевел св. Писание с греческого на классический армянский язык.
Многие поколения духовенства, жившие и творившие в св. Эчмиадзине, оставили после себя замечательные литературные и художественные произведения, являющиеся национальным духовным наследием. Здесь же развивались армянская литература, миниатюра, медицина, живопись, астрономия, богословие и философия.
В Духовной Академии св. Эчмиадзина обучались ряд выдающихся деятелей армянской культуры, такие как основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян, поэт Аветик Исаакян, писатели Дереник Демирчян, Левон Шант, Аксел Бакунц, литературоведы Манук Абегян и Арсен Тертерян, композитор Спиридон Меликян и многие другие.
В св. Эчмиадзине получил образование и создавал свои произведения классик армянской музыки, талантливый композитор архимандрит Комитас.
Св. Эчмиадзин неоднократно выступал защитником родины и народа, часто возглавлял национально-освободительные движения. Так было, например, в V веке, в 451 и 483 гг., когда Персия, напав на Армению, пыталась насадить в ней маздаизм (религию Зороастра) и навязать свое политическое иго. Армянский народ причислил к лику святых героя Аварайрской битвы (451 г.) полководца Вартана Мамиконяна.
Такой же патриотический дух св. Эчмиадзина проявился также в 1918 г., в дни Сардарапатской битвы, когда турецкая армия потерпела поражение и Восточная Армения была спасена от полного уничтожения. Образовавшаяся в ноябре 1920 г. Армянская Республика вошла в качестве равноправного члена в СССР, обретя таким образом мир и безопасность.

Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.

По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.

В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.

В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

Эчмиадзин — неприступная скиния

Как и над всей Арменией, над Эчмиадзином много раз нависала опасность уничтожения. Так, во время драматических событий русско-персидской войны монастырь, где укрывались раненые русские солдаты, был осажден персами. С Божьей помощью русский отряд А. Красовского вместе с армянскими ополченцами победил превосходящие в 15 раз силы персов в битве при Ошакане и вступил в Эчмиадзин. Во время битвы архиепископ Эчмиадзина Нерсес Аштаракеци вместе со всем духовенством, жителями и солдатами на коленях молился за победу перед Святым копьем.

В 1828 г. Восточная Армения освобождена от персов. В 1918 г., во время армянско-турецкой войны, турецкие полчища стояли в считаных километрах от Эчмиадзина и собирались довершить геноцид армян. Несмотря на смертельную опасность, Католикос всех армян Геворг V Суренянц отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился вооружить духовенство для участия в битве против турок: отряд, в котором сражались священнослужители, насчитывал 300 человек.

21-24 мая 1918 г. состоялась битва при Сардарапате, в которой армяне разбили врага и отбросили его от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен: Армения была спасена от гибели и 28 мая 1918 г. возродила свою государственность после почти 600-летнего перерыва.

За кафедральным собором и созданным вокруг него монастырем закрепилось название Эчмиадзин, что переводится со староармянского языка как «место Сошествия Единородного». Первоначально собор представлял собой деревянную базилику. В V-VII веках храм перестроили в камне, после чего он приобрел крестовокупольную форму. Современный купол выполнен в XVII веке, в это же время к собору была пристроена колокольня.

В начале XVIII века над росписью интерьера собора работал Овнатан Нагаш — основатель выдающегося армянского рода талантливых живописцев Овнатанянов. Впоследствии его потомки продолжили работы по отделке храма. В 1782-1786 гг. Овнатан Овнатанян обновил и дополнил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более 100 картин с обликом Иисуса Христа, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор.

Позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В прошедшем столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915-1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых в 2015 г.

Главный алтарь, как и во всех армянских церквях, расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе существует еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда Господь ударил золотым молотом.

Эчмиадзин сам по себе святыня армянской церкви и символ Армении. Неслучайно в ее календаре существует уникальный день кафедрального собора. Праздник, который отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 дня после Пасхи. Во время Святой Литургии звучит шаракан (духовный гимн) «Сошел Единородный», рассказывающий о видéнии Григория Просветителя и об основании храма. Шаракан написан еще в VIII веке.

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.

В сокровищнице также представлены:

  • частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
  • частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
  • мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
  • святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.

В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.

Что еще посмотреть в окрестностях Эчмиадзинского монастыря

На территории Эчмиадзинского монастыря находятся многочисленные здания — памятники архитектуры.

  • Напротив входа в кафедральный собор расположена резиденция Католикоса всех армян (1738-1741).
  • Духовная семинария Эчмиадзина — крупнейшее высшее учебное заведение армянской церкви: ее студенты живут и обучаются в Эчмиадзинском монастыре. В указанной семинарии учился Комитас — величайший армянский композитор начала XX века, получивший сан архимандрита. Памятник Комитасу находится на главной площади Вагаршапата.
  • Эчмиадзинская типография, возведенная в 1772 г.
  • Церковь Святых Архангелов построена недавно — в 2011 г.

От главных ворот, заложенных на месте дворца царя Трдата и носящих его имя, к Эчмиадзинскому собору ведет аллея старинных хачкаров (камни в форме крестов), привезенных из разных регионов исторической Армении. Прилегающие площади монастыря прекрасно озеленены: здесь разбит уютный парк.

Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.

Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.

Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.

Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.

Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.

Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.

Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.

Кафедральный собор Эчмиадзин, храмы Святой Гаянэ и Святой Рипсимэ включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вагаршапат (Վաղարշապատ) - город в центральной Армении с населением около 57 000 человек, резиденция католикоса, один из пригородов Еревана. Здесь находится много известных храмов, поэтому город часто посещается туристами. Вагаршапат в Армении по своей исторической значимости чем-то напоминает Мцхету в Грузии. Приезжающие в Армению на пару дней помимо Еревана посещают как минимум Вагаршапат. В советское время город назывался "Эчмиадзин" и это название по сей день не выветрилось, что порождает некоторую путаницу.

Вагаршапат: собор Эчмиадзин, восточные ворота и сверху слева - заросли. в которых прячется храм Святой Гаянэ.

История

Если настоящее у Вагаршапата скучноватое, то прошлое - славно и величественно. Люди жили тут еще в эпоху неолита, а при урартийцах тут уже было построено что-то серьезное. В первом веке до нашей эры тут был город, о названии которого пока спорят, а царь Тигран Великий поселил тут евреев. Сам город Вагаршапат появился в 120 году при царе Ваграше Первом (117 - 144), который сделал его столицей Аршакидской Армении. Отсюда пошло и название города: Ваграш-Абад. Именно в Вагаршапате развернулись все события, связанные с крещением Армении: именно здесь жит царь Трдат, здесь он убивал дев-репсимиянок, здесь ему являлся Григорий Просветитель и здесь Трдат крестился. Соответственно, Святая Нина уходила в Грузию тоже из Вагаршапата. К сожалению, от того города не осталось даже нескольких камней.

В 336 году столица переехала в Двин . В 428 году Аршакидское царство пало и город понемногу захирел. В 452 году католикос переехал из Вагаршапата в Двин. В VII веке это была уже глухая провинция, но именно в это время были построены собор Эчмиадзин , храм Гаяне, Звартноц и храм Рипсиме . В 658 году пришли арабы и город стал частью Армянского Эмирата.

Золотая эпоха Закаридов не отразилась на Вагаршапате никак.

В 1441 году резиденция католикоса вернулась в Вагаршапат. Тем самым он снова стал как бы столицей армянского народа. В то время город как таковой почти отсутствовал и монастырь Эчмиадзин стоял почти в чистом поле. До XIX века здесь почти ничего не происходило. В июне 1804 года российский генерал Цицианов решил отвоевать Армению у Ирана и отправился с армией на Эривань. Под Эчмиадзином он встретил крупные силы иранской армии, не решился их атаковать и, обойдя противника, пошёл дальше на Эривань. После этого персы покинули Эчмиадзин и русский отряд занял его без боя. Но поход закончился неудачей и осенью русская армия отсюда ушла.

В 1827 началась русско-персидская война и в Эчмиадзине разместился русский отряд. В августе 1827 года этот отряд был осаждён персами и на выручку ему выступил отряд Красновского - произошла эпическая Аштаракская битва, когда пятитысячный отряд сумел пробиться к Эчмиадзину и снять осаду, но при этом сам едва не погиб.

На картинках тех лет виден собор Эчмиадзин, обнесенный стеной, и пустые поля вокруг монастыря. Видимо, там действительно не было ничего, кроме четырех храмов, поэтому местные татары прозвали местность Дерткилисе (Четыре церкви).

В советское время Вагаршапат из заброшенной деревни снова стал крупным посёлком, а затем и городом. Монастырь Эчмиадзин и храмы отремонтировали. Откопали из-под земли Звартноц. В 1945 году город переименовали в Эчмиадзин, а в 1995 вернули прежнее название "Вагаршапат". В 2000 году все храмы Вагаршапата включили в списки ЮНЕСКО.

Что есть сейчас

В наше время Вагаршапат выглядит как вполне современный равнинный город, лишённый какой бы то ни было ауры древности. Он напоминает типовой советский новострой вроде Барнаула или Читы. Визуально он скучнее даже легендарно скучного грузинского Рустави. И в то же время здесь мощный исторический бэкграунд и множество важных для армянской истории храмов. Наверное, это самое плотное в Армении скопление старинных памятников.

Это совсем рядом от Еревана: от центра столицы до центра Вагаршапата всего 20 километров по дорогам. Эта близость к столице и плотность достопримечательностей делают Вагаршапат самым популярным туристическим городом в стране после Еревана. Если вы размышляете, куда поехать из столицы, чтобы быстро и с пользой, то можно смело ехать сюда.

Центром города является монастырь Эчмиадзин. С северной стороны к монастырб примыкает площадь Комитаса. От неё на север тянется полоса газонов и фонтанов, тут же муниципалитет. Это парадная часть города.

Сразу к югу от монастыря в деревцах прячется храм Святой Гаянэ.

От площади Комитаса на восток и далее на Ереван тянется улица Месропа Маштоца. Это примерно полтора километра многоэтажек. Именно на этой улице имеет смысл искать маршрутки, кафешки и прочие радости цивилизации. На самом выезде, на пересечении с улицей Матросова, находятся Вагаршапатский консервный завод и храм святой Рипсиме . В некотором роде эта самая ценная с архитектурной точки зрения достопримечательность.

Чуть сложнее найти храм Шогакат. К нему надо свернуть с Маштоца на Петрозаводскую улицу. Между Шогакат и Рипсиме - всего 400 метров по прямой. Всё рядом.

И это всё. Остальное - несколько заводов, больница и культурный центр. До Звартноца надо пройти на восток километра с два.

Кафе и рестораны

Учитывая траффик туристов, Вагаршапат должен был бы быть напичкан ресторанами, но на практике все иначе. Впрочем, тут имеется как минимум один ресторан - прямо на въезде со стороны Еревана, неподалеку от храма Шогакат. Он симпатичный, с красивыми столиками под навесом, очень зеленый и с фонтанчиком. Цены средние по Армении. Есть кофе, разливное пиво, вездесущие кебабы и прочее полезное.

Окрестности

Окрестности Вагаршапата - это плоские колхозные поля. На восток через три километра начинаются окраины Еревана. Если вам захотелось выехать из этого города в интересные места, то следует поехать на север. Там через 10 километров Ошакан а за ним Аштарак. Там находится могила Мсропа Маштоца и множество старых храмов.

В 6-ти километрах на север находится село Айгешат, где находится винный завод. Если кто помнит армянское вино "Айгешат" - это отсюда.

Как добираются

Вагаршапат - легко посещаемый город. Прямо с основного автовокзала Еревана сюда ходят маршрутки за 250 драм. Идут долго, около получаса, зато проходят мимо Звартноца, храма Рипсиме, ресторана, и заезжают куда-то в центр. Обратно их надо ловить на той улице, что идет от Эчмиадзинского монастыря на Ереван, там есть остановки.

1. В 301 году Армения стала первым христианским государством. Крестом и мечом. Григорий Просветитель и царь Традат III.


2. В честь этого события возвели церковь и назвали Эчмиадзин, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного». Сам Христос указал место, где Григорий Просветитель должен построить церковь.


3. Главный вход в Эчмиадзин, словно алтарь под открытым небом.


4. С 1441 года Эчмиадзин становится резиденцией армянских Католикосов.


5. "Каталикос" - значит "вселенский".


6. Распространению христианства Армения обязана Григорию Просветителю, который в местах крещения народа устанавливал деревянные кресты – давая знать, что сей народ, есть Христова паства.


7. Но дерево быстро разрушалось, так появились – хачкары.


8. Хачкар – дословно крест-камень.


9. За свою долгую историю армяне в совершенстве освоили обработку камня.


10. Кафедральный собор. На этом месте стояла первая церковь построенная Григорием Просветителем.


11. Кафедральный собор. Здесь находятся могилы двенадцати армянских Католикосов, которые возглавляли Армянскую Церковь в течение последних 200 лет.


12. Кафедральный собор.


13. Кафедральный собор.


14. Кафедральный собор.


15. Ворота Трдата III. Ворота многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Здесь находился дворец армянских царей. Сейчас за воротами Трдата III - резиденция Католикоса всех армян.


16. Сегодня Эчмиадзин - духовный центр Армянской апостольской церкви.


17. Хачкар в память о жертвах геноцида армян 1915 г.



19. Хачкар XVI в.


20. Хачкар 996 года из мыса Норатус.


21. Стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины.


22. Службу в армянских храмах сопровождает орган.


23. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные.


24. Обряд крещения длится около часа. У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет.


25. Книгохранилище в Эчмиадзине.


26. Вдали церковь св. Гаяне. Традат III будучи еще язычником приказал казнить трех женщин-христианок. После исцеления Григорием Просветителем Традат III встал на истинный путь и раскаялся в содеянном. Все женщины-христианки были причислены к святым и в честь их были освящены три церкви – церковь св. Рипсиме (618 г.), церковь св. Гаяне (630 г.), церковь св. Шокагат (1694).


27. Современный хачкар.


28. Хачкары повсюду. Говорят их в Армении около 5000.


29. В 2001 г. Папа Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса Григория Просветителя.


30. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина.


31. В Эчмиадзине хранится множество реликвий: фрагмент Ноева Ковчега; коленная чашечка Иоанна Крестителя; частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, фрагмент тернового венца Спасителя;


32. Главная реликвия Эчмиадзина - копье, которым римский сотник Лонгин пронзил ребро Христа.

June 16th, 2014

Единственный ныне населенный город древней Армении, Вагаршапат, бывший Эчмиадзин, названный так в честь Эчмиадзинского монастыря, в 1992 году опять получил свое древнее имя. Здесь находится резиденция армянского католикоса, это центр Армянской апостольской церкви и самый священный город для христиан Армении, так как именно здесь произошло признание христианства государственной религией.
Вагаршапат находится в 20 км к западу от Еревана. Ныне это приличный по размерам город, практически не сохранивший средневековой уличной застройки, но здесь остались многие древние церкви, ставшие символами армянской архитектуры - собор Эчмиадзин, церкви Св. Рипсимэ и Гаянэ, рядом с Вагаршапатом лежат руины великого армянского собора Звартноц. Об этих церквях и истории принятия христианства в Армении и будет этот пост.


Столичный город Вагаршапат был основан на месте небольшого поселения Вардгесаван царем Вагаршем во 2 в. н.э. До сих пор нет внятного понимания, какой была структура этой столицы Армении, возможно, что город имел форму круга, как многие "круглые" парфянские города Ирана, например, Ктесифон. Однозначно можно сказать, что в центре Вагаршапата стояла цитадель, предположительно место ее расположения совпадает с сегодняшним Эчмиадзинским монастырем. Столица была окружена высокими глинобитными крепостными стенами, от них сейчас не осталось и следа, фактически сохранились лишь остатки культовых сооружений, частично включенных в структуру древних церквей Вагаршапата. Речь идет, прежде всего, о главном соборе города - Эчмиадзине.

Кафедральный собор Эчмиадзин в 19 веке.

К сожалению, во время моего посещения города собор реставрировался. Но кое какие выводы о нем сделать можно. Заметно, что собор много раз перестраивался, высокий статус храма не позволял ему пребывать в небрежении, Поэтому седой древностью от него не веет, все его башенки-колокольни были возведены в 17 веке, а "античные" наличники окон и того позже.

Считается, что собор построили в 303 году, сразу после крещения Армении Св.Григорием. Но тогда это была обычная базилика с деревянной крышей. Она была видимо полностью уничтожена во время нашествия персов в 60-х гг. 4 в н.э. Собор многократно восстанавливался и разрушался, каменный купол появился у него лишь в 7 в. В 15 веке в Вагаршапат была перенесена резиденция армянского католикоса, и с этого момента собор реставрировали и видоизменяли уже непрерывно.

При раскопках в соборе Эчмиадзин были найдены части других культовых сооружений, возможно языческого храма, и в главной апсиде церкви нашли остатки зороастрийского храма огня. Интересно, что зороастрийский храм не предшествовал первой христианской базилике Вагаршапата, а был создан позднее, возможно в 5-6 вв., когда Армения попала под власть Сасанидского Ирана. Этот факт хорошо иллюстрирует очень непростую историю Армянской церкви.

Официально считается, что Армения приняла христианство в 301 г. во времена правления царя Трдата III, этому способствовал Григорий Просветитель, который и крестил царя. Но проблема в том, что вся история принятия христианства Арменией, как водится, невероятно мифологизирована. Мы знаем об этих событиях только от церковных историков, поэтому история крещения армян имеет вид жития святых со всеми присущими данному типу литературы фантасмагориями.

Официальная версия такова, что царь Трдат, после совершения множества языческих бесчинств, попал под влияние Св. Григория и стал христианином. При этом армянской исторической традиции свойственно занижать значение своих древних царей, но возвышать статус армянских католикосов, живших с ними в одно время. Например, редко кто-то пишет, что какое-то событие произошло при таком-то царе, чаще будет указываться правление соответствующего католикоса. Этому есть объективное объяснение - царская власть в 4-5 вв. была очень слабой, Армения давно уже стала буферным государством между Персией и Римом, поэтому большее значение имел религиозный - идеологический лидер, т.е. католикос, а не политический правитель государства. Поэтому по официальной версии христианизации Армении ее царь бегал превратившись в свинью, а добрый Георгий Просветитель избавил его от этого недуга через крещение.

Скорее всего, и царь Трдат, и Григорий Просветитель (если он реально существовал, так как большинство историков 5 в. вообще не упоминают его имени) были ставленниками Рима, так как оба они обучались в юности на территории Римской империи, Трдат непосредственно в самом Риме, а Св.Григорий в Кесарии Каппадокийской. Поэтому продвижение христианской идеологии в Армении могло быть связано с попытками воздействия Римской, а впоследствии Византийской, империи на местное зороастрийское и языческое население. Разница в датах между официальным признанием христианства в Риме и в Армении ничтожна, всего несколько лет, поэтому большинство исследователей сомневается в армянской дате - 301 г., скорее всего гос.признание в Армении произошло уже после 314 года, когда христианство получило поддержку и в Римской империи.

Принятие христианства - одна из самых загадочных страниц армянской истории. Как правило, считается, что цари и императоры принимали Христову веру для упрочения своей власти, так было в Римской империи при Константине, так было в Древней Руси при князе Владимире, и как правило, цель консолидации государства достигалась. Но в Армении это было не так.

В отличии от процветающей Руси, армянское гос-во после принятия христианства (301-314 гг) перестало существовать уже через сто лет (в 428 г. персы упразднили царскую власть в Армении), а проблемы начались уже в правление Трдата III Святого - в 330 году его отравили нахарары (армянские князья аристократы). Примерно в это же время столица была захвачена племенами мазкутов, а в 360-х годах город Вагаршапат был стерт с лица земли персами.

Интересно складывались отношения и между царем и католикосами. По идее, католикосат должен был поддерживать правителя, но на практике, армянская церковь стала государством в государстве, где католикосы передавали свою власть по наследству. Цари и церковные патриархи соревновались в убийстве друг друга, практически никто из них не умер своей смертью. Царь Тигран VII убил патриарха Иусика, царь Пап отравил Св. Нерсеса. В свою очередь, Св.Нерсес благословил дружественных нахараров на истребление населения города Аршакавана, созданного царем Аршаком II для укрепления центральной власти. Как и в Западной Европе армянские цари пытались искать опору в населении городов, но городов в Армении становилось все меньше и меньше. Усилиями воинствующих аристократов, церкви и персов, почти все города Древней Армении были уничтожены. Ко времени арабского завоевания в Армении остался только один крупный город - Двин, существование которого поддерживал сидевший там марзбан, персидский наместник, которого сменил уже наместник Халифата.

Несмотря на то, что колокольня была построена в 17 веке, ее украсили характерными для сельджукской эпохи декоративными элементами в виде сплетенных змей и карнизов-сталактитов.

Поэтому получилось, что Армянская церковь не смогла сохранить централизованное государство, но сохранила общность армянской культуры. Можно говорить даже о создании особого теократического государства, где власть духовная заменяла власть политическую. Это тенденция сохранилась и сейчас, основа современного армянского единства - это прежде всего общность национальной идеологии, а политическая власть, например, президента Армении, совершенно второстепенна.

Алтарь и все внутреннее убранство Эчмиадзина были созданы в 17-18 вв. Чувствуется очень сильное влияние католицизма, которое появилось еще в Киликийской Армении во время крестовых походов.

Но росписи купола и стен все восточные, очень похожие на подобные в османских мечетях.

Росписи стен все поздние 18-19 веков, золотой фон чем-то напоминает роспись в Св.Софии Константинополя.

Во дворе Эчмиадзинского монастыря собрана внушительная коллекция хачкаров. Например, вот этот древнейший, еще 9 века, здесь еще нет богатых восточных орнаментов, как у позднейших каменных монументов.

А этот хачкар уже 13 века, богатая резная вязь покрывает почти всю его поверхность.

Армянские пенсионеры во дворе Эчмиадзина.

Единственная уцелевшая башня крепостной стены, окружавшей монастырь. Эти поздние стены были возведены в конце 18 века.

План Эчмиадзина, выполненный Жаном Шарденом в 1670-х годах. Видно, что крепостная ограда с башнями существовала и в 17 веке. Так как Эчмиадзинский монастырь занимает место древней цитадели Вагаршапата, возникает вопрос - насколько крепостные стены монастыря повторяют линию стен древней крепости, имела ли цитадель Вагаршапата такую же правильную прямоугольную форму? Точного ответа на этот вопрос нет.

Как мне кажется, характерная форма укреплений монастырей Закавказья в виде правильного прямоугольника (это и Светицховели, и монастырь Алаверди) происходит от иранских укрепленных караван-сараев, которые все тоже имеют правильную форму и в свою очередь восходят к византийским и римским военным лагерям. Но возможно ли, что форма прямоугольника была присуща изначальной цитадели Вагаршапата? Т.е. возможно крепость Вагаршапата напрямую копировала римский военный лагерь, ведь город строился во 2 в. н.э., времени максимального засилья римской культуры в Закавказье, и здесь действительно стоял римский гарнизон.

Эчмиадзинский монастырь вид со стороны старого кладбища.

С южной стороны кладбище упирается в монастырь Св. Гаяне. Скорее всего у церкви Гаяне проходила южная окраина древнего Вагаршапата. Там должна была стоять крепостная стена города и ров перед ней, где по преданию и казнили Св.Гаянэ. Но это в том случае, если мемориал Гаянэ был основан в "правильном" месте.

Теперь мы подходим к истории не менее важной для армянского христианства, чем история Григория Просветителя и царя Трдата, тем более они тоже в ней участвуют.

По преданию, крещению царя Трдата предшествовала массовая казнь христиан в Вагаршапате. Именно после этого действа царь Трдат превратился в свинью, пока его не вылечил добрый пастор Григорий с помощью Христовой веры.
Большую часть казненных составляли женщины, но главными действующим лицами этой трагедии была дева Рипсимия (Рипсимэ) и Гаяния (Гаянэ). Гаянэ возглавляла группу женщин христианок, а Рипсимэ была основой сюжета, правда, пострадали в итоге все мученицы (их число колеблется от 30 до 40 человек, в зависимости от источников) Но одной из дев все же удалось спастись, и ею была не лишь бы кто, а сама Св. Нина - крестительница Грузии.

Если коротко, то вся история была вроде "про любовь", царь Трдат воспылал страстью к красавице Рипсимэ, всячески ее домогался, но получив отказ, замучил ее до смерти, а заодно и всех ее сотоварок.

Безусловно, история дев Рипсимянок могла произойти в действительности, тем более в житиях упоминается, что случилось это во времена императора Диоклетиана, известного гонителя христиан. Вполне возможно, что и в Армении могли свершаться подобные безобразия, правда вызывает некоторое сомнение, что изувером мог быть сам Трдат III, человек, имевший хорошее римское образование и принявший решение крестить страну.

Поражает обилие в этой истории женских персонажей, фактически все ранние мученики Армении - женщины, тут еще можно вспомнить и Св. Нину, крестившую Грузию, кстати, это фактически единственная женщина ставшая "крестителем какой-то страны", как правило эту должность занимали мужчины.

Объяснение этому "женскому феномену" несложное, дело в том, что главным божеством Армении до принятия христианства была богиня Анаит (Анахита, Артемида), богиня плодородия и покровительница армянских царей. А город Вагаршапат был центром ее почитания, он даже имел древнее название Артемид - город богини Артемиды. Именно ее храм видимо находился на месте Эчмиадзинского собора и был полностью разрушен в 4 веке. Но почитание женского божества в городе осталось, поэтому почти все церкви Вагаршапата посвящены женщинам-мученицам.

Церковь Св.Гаянэ, возведенная католикосом Эзром в 630 году.

Церковь имеет ярко выраженное ступенчатое основание, копирующее подобные в античных храмах.

Арочный притвор церкви Св.Гаянэ был возведен в 1688 году, в притворе захоронены высшие духовные лица монастыря.

Росписи стен здесь 18-19 века.

Церковь сохранилась почти без изменений, только в 17 веке был отремонтирован купол.

Алтарь храма Св.Гаянэ

Церковь возведена на месте мартирия - мавзолея мученицы Гаянэ. Считается, что мавзолей был сооружен непосредственно в начале 4 века царем Трдатом III. Части мавзолея включили в структуру церкви 7 века, правда погребальная крипта Гаянэ дошла до нас в очень перестроенном виде, в отличии от мартирия девы Рипсимэ (о которой рассказ пойдет ниже).
Вход в крипту Св.Гаянэ.

Молящаяся женщина в склепе мученицы Гаянэ, здесь практически ничего нет кроме проема в стене.

А теперь осмотрим настоящий шедевр армянской архитектуры - церковь Св.Рипсимэ. Она находилась за городскими стенами Вагаршапата на небольшом естественном холме к востоку от города. Сейчас это также городская окраина. Церковь построил католикос Комитас I Ахцеци в 618 году на месте мартирия девы Рипсимэ, возведенного еще в 4 веке. До христианской эпохи на этом холме стоял языческий храм, его остатки были выявлены при археологических раскопках - это был классический античный храм периптер, похожий на тот, что сейчас восстановили в Гарни.

Комплекс Св.Рипсимэ сохранил глинобитную крепостную ограду 18 века.

Эти стены из сырцовых кирпичей дают общее представление о фортификации древнего Вагаршапата, ибо материал при строительстве использовался один тот же. Если стены 18 века сохранились так плохо, то понятно, что от древних укреплений не осталось и следа, как не осталось ничего от всех древних строений города, все равнинные города Армении целиком строили из необожженных кирпичей. Армянские города были похожи на подобные в Иране или Ираке, например, от знаменитого Багдада времен Халифата не осталось ни одного сооружения, так как сырцовые стены быстро оплывают и разрушаются.

Но церкви армяне строили на века. Храм Рипсимэ один из древнейших и главное отлично сохранившихся.
Это один из первых купольных тетраконхов - крестовокупольных храмов с четырьмя апсидами. Первым подобным храмом в Армении был собор в Аване, я о нем уже писал в статье про Ереван, только в Аване от храма остались одни руины.

Купол храма немного расширили в 10 веке. Выглядит он впечатляюще, как и вся церковь внутри, но ее тяжело снимать, так как фото плохо передают объем внутреннего пространства, а стены аскетичны и даже грубы, в кадр попадают только отдельные элементы арок и сводов, не дающие ощущения цельности всей конструкции.

Церковь была возведена на месте мартирия Рипсимэ, причем нижняя часть мавзолея сохранилась и находится сейчас под алтарем храма. Выяснилось, что изначально, мартирий имел башнеобразную форму, его изображение можно увидеть на монументе из Одзуна, что на севере Армении. Вполне возможно, что мартирий Св.Гаянэ тоже имел башнеобразную форму. По преданию, эти два мавзолея возвел царь Трдат III после крещения страны. В 360-х годах мемориалы святых были разрушены персами вместе со всем городом, но в конце 4 в. католикос Саак Партев восстановил башни мавзолеев, окончательно их разобрали только при строительстве церквей над усыпальницами.

Само существование башнеобразных мартириев у христиан в Армении 4 века наводит на некоторые размышления по поводу генезиса мусульманских башенных мавзолеев, появившихся через 600 лет в Иране и Малой Азии. Конечно, прямую связь доказать тут тяжело, но несомненно, что мусульманские гробницы восходят к каким-то ранним подобным античным сооружениям.

Изображение мартирия Св.Рипсимэ на монументе из Одзуна.

Вход в северный придел церкви, где находится коридор, ведущий в гробницу девы Рипсимэ.

Здесь стоят какие-то старые камни, плита в центре напоминает каменную дверь в усыпальницу.

Крипта-склеп Рипсимэ сохранила свою изначальную форму, видимо 4 века, это прямоугольная камера со сводчатым потолком и апсидой с восточной стороны.

Недалеко от мемориала Рипсимэ находится более поздняя церковь Шогакат, его возвел князь Агамал Шоротеци в 1694 году. На ее месте существовала какая-то древняя церковь, но какого года постройки неизвестно. Шогакат переводится как "лучезарный свет", церковь построили на месте, связанным с Видением Св.Григория Просветителя, который якобы узрел Свет Христов над городом Вагаршапатом. Хотя ранее считалось, что "свет" снизошел на собор Эчмиадзин.

Церковь небольшая аккуратная и популярная у местных прихожанок.

Считается, что в районе храма Шогакат проходила крепостная стена Вагаршапата. На фото 19 века видны какие-то развалины, но скорее всего это руины ограды самого монастыря Шогакат.

Совсем недалеко от храма Шогакат находятся руины еще одной неизвестной церкви с внушительным таким ступенчатым основанием. Никакой информации по объекту у меня нет.

Хачкары Вагаршапата. Эти ранние, а внизу монумент с удальцом на коне и в чалме - намного более поздний.

Мои посты, посвященные Закавказью.