Как добраться в Албанию. Местный транспорт

Прямых рейсов Москва - Тирана нет, есть только непрямые авиарейсы, осуществляемые транзитом через Стамбул, Милан (Мальпенса), Рим, Афины, Белград, Вену, Софию, Цюрих, Франкфурт-на-Майне и другие крупные европейские города.

Зато в отличие от железнодорожного транспорта в Албании хорошо развито автобусное сообщение как междугороднее так внутригородское. Кроме автобусов, в Албании больше нет другого городского транспорта. Стоимость проезда в городском автобусе 30 лек. Что интересно, так это то, что билеты во всех городах одинаковые.

На междугородних рейсах задействовано большое количество маршрутных такси, которые едут по разным направлениям, а в каких именно, нужно уточнять непосредственно у водителей маршруток. Или же вы просто услышите названия городов и поселков, выкрикиваемые теми же водителями. Места скоплений этого транспорта есть во всех городах и на них вам укажет любой прохожий.

Так как касс нет, то билет покупаете в автобусе, но не забудьте заранее узнать цену за проезд, так как к концу поездки она может измениться в большую сторону. Большинство маршруток отправляется рано, с 06:00 до 08:00 утра, и если вы проспите или отложите поездку до обеда, то вы, скорее всего, в этот день уже не сможете выехать. Особенно, если вы собираетесь посетить юг страны. В большие города страны маршрутки отправляются несколько раз за день.

Есть также международные рейсы. Например, в Афины, столицу Греции, можно уехать всего за 25 евро, рейсы ходят по нескольку раз в день. Также, в Италию, в Черногорию, Турцию и практически во ве страны южной и центральной Европы.

«Знаменитые» Албанские дороги. Автомобильный транспортАлбании.

Если Вы что-то где-то читали про ПЛОХИЕ Албанские дороги , - забудьте. В Албании каждый год строятся сотни километров дорог в год. Построен новый автобан в Косово, давно закончена магистраль Тирана-Дуресс, построен новый автобан от Дуресса до Влёры , вдоль Адриатики. Строится автобан в Гирокастру , до Греции. Полностью новая дорога вдоль Ионического моря (правда по горам). Обновлены большинство второстепенных дорог. И процесс продолжается.

Движение в Албании правостороннее , так что привыкать не придется. Нужно только привыкнуть к местному менталитету. Водителям ничего не стоит остановиться там, где необходимо, при этом часто создав пробку, или развернуться в любом месте. Нужно быть внимательным при проезде кругового движения, первым едет тот, кто ближе к манёвру. Для уточнения это факта, активно применяется жестикуляция. Агрессии на дороге мало, друг друга все пропускают. Автомобили напрокат

В Албании легко взять автомобиль напрокат, в том числе заказав его через сайт прямо в аэропорт к определенному времени. Для аренды авто вам необходимо иметь международные водительские права, денежный залог в виде наличных или кредитной карты и, самое главное, вам должно быть полных 19 лет, а в некоторых прокатных фирмах требуют возраст не меньше 21 года. В стране работают местные и международные прокатные фирмы.

Международное паромное сообщение Албании.

В Албании развито паромное сообщение с другими странами. ИзВлеры и Дурреса можно добраться до итальянских портов Анкона, Бари, Бриндизи и Триест, а из Саранды (порт на юге Албании) - на греческий островом Корфу, откуда летают прямые чартеры сразу в несколько городов России. Самые регулярные рейсы выполняются с Дуресса до Бари, каждый день в 23:00, 07:00 и 11:00. Например, если Вы покидаете Дуррес в 23:00, то прибытие в Бари (Италия) - в 8 утра. Билеты можно купить в многочисленных круизных турагентствах вокруг порта. Ходят 5 больших паромов. Места есть всегда. В стране также есть регулярное паромное сообщение по озеру Охрид , которое соединяет город Поградец (Албания) с городом Охрид (Македония).

Зимой я была озадачена вопросом — куда поехать отдыхать летом. Хотелось моря солнца и тепла, посмотреть мир, и не хотелось оформлять Шенген или любую другую визу. После раздумий, поисков и обсуждений была выбрана именно Албания, в которой в туристический сезон виза для россиян не требуется . Одним из решающих был разговор с мамой, которая сказала мне «в Албании еще никто не был из моих знакомых, и я там не была. Вот съездишь и расскажешь, как там», и еще тот факт, что, по отзывам других туристов, цены в Албании очень приятные.

Итак, решено, едем в Албанию. Билеты куплены, маршрут, хоть и со скрипом, но составлен. Кстати, про маршрут. Поскольку передвигаться мы собирались на общественном транспорте, приходилось руководствоваться расписанием его движения, и из-за отсутствия нормального сообщения между более южными городами, их я в наш маршрут включать не стала, хотя потом и жалела об этом: красота там, судя по всему, неземная, и уж как-нибудь бы да добрались. Наш маршрут: Тирана — Дуррес — Шкодер — Круя — Влёра — Тирана.

Тирана

После пересадки в Белграде (летели Air Serbia из Москвы, пересадка была около 7 часов, поэтому часа 3-4 успели погулять и по этому чудесному городу) попали в Албанию. В аэропорту обменяли 10€ по курсу 127 лек за 1€, так, чтоб хватило добраться до центра, да еще немного на первое время. Курс приемлемый, но, конечно, в самой столице он был намного лучше. Потратили некоторое время на выяснение того, как часто ходит автобус и где его остановка, попутно отбиваясь от дядечки, показывающего жестами то, что он хочет помочь нам и обменять евро на леки по какому-то своему невообразимому курсу. Расписание сфоторгафировать не додумались в тот момент, о чем на обратном пути очень пожалели, но об этом позже. Выяснили только, что минибас курсирует между аэропортом и центром каждый час, а со скольки до скольки — неведомо. Дождались, заплатили 250 лек за человека (что, кстати говоря, после того, как я начиталась про цены в Албании, показалось мне чуть ли не миллионами)) и доехали до центра. Там нас высадили у небольшого сквера в центре города, откуда мы впоследствии и уезжали.

Сразу отмечу, что на обратном пути у водителей автобусов до аэропорта частично выяснили расписание их движения от этой площади до аэропорта: 16.10; 17.50; 20.25; 22.20; 23.20; 01.45. Таким образом, наши опасения, что на наш рейс, отправляющийся в 4 утра, придется приезжать в аэропорт где-нибудь в 6 вечера, не подтвердились.

По прибытии, поскольку мы устали с дороги, мы сразу двинулись искать отель, который забронировали на Booking.com. Очевидно было, что это скорее чья-то квартира, а не отель, и когда мы пришли по указанному адресу, найти его мы не смогли. Пришлось звонить владельцам, которые нам тут же сказали, что не могут нас принять по каким-то неведомым причинам и бросили трубку после моего резонного вопроса — и что же теперь делать? Таким образом, отель Tirana Rooms я не рекомендую . Тем временем, мы заселились в соседний отель All Stars Hotel, попутно дозваниваясь до букинга, чтоб с нас как минимум не сняли денег за бронь, как максимум разобрались с непутевым отелем и что-то сделали. Ребята из букинга оказались очень любезными и в качестве компенсации предложили за высланную фотографию чека возместить разницу в стоимости между отелями. Насчет 1000 рублей, потраченных на телефонные разговоры (никаких специальных тарифов я, по глупости, не установила) я не просила, хотя, может, и стоило бы. Но в итоге всё закончилось хорошо и мы, расположившись и приняв душ, отправились гулять.

Албанцы народ радушный, готовый помочь, но порой очень хитрый, когда видит простачков. Поэтому, пока мы не освоились, сталкивались с мелкими, но характерными ситуациями: то нам все фрукты на рынке взвесят в одном мешочке вместе и продадут по цене самого дорогого, то сувенир продадут по нереально завышенной цене (купили магнитик за 300 лек, а потом узнали, что в других местах он бы стоил 1€, то есть 130 лек), то деньги возьмут, а билет в автобусе не дадут, чтоб мы не знали, сколько он на самом деле стоит (в столице общественный транспорт стоил 40 лек, в других городах, в которых были, по 30 лек, а между городами везде своя цена). В остальном, албанцы очень позитивные люди. Английский большинство не знает, зато, кажется, знает итальянский. Но если на улице подойти к албанцу (который никуда не спешит) и начать что-то спрашивать, он начнет на всю улицу кричать с вопросом — кто знает английский чтоб помочь ребятам?))

Так вот, Тирана. Из номера я по такой жаре вышла без задней мысли и без лифчика в плотном льняном сарафане, и этот факт позволил мне почти сразу понять, что в Албании так не принято. Очень долго мы шли и не могли понять, почему кто-то просто пристально смотрит на меня, а кто-то (но только женщины) начинает в мою сторону смеяться или говорить что-то на албанском мне или спутнику. После раздумий и небольших экспериментов (сначала мы шли, держась за руку, и думали, что может быть дело в этом, но когда перестали держаться, внимание к моей персоне не прекратилось) мы пришли к выводу, что в Албании, как бы жарко ни было, для сохранения спокойствия лифчик лучше надевать, так что остаток поездки пришлось преть:)

В местном фаст-фуде в их шаверму/донер/шаверму на тарелке или любое другое блюдо можно на выбор добавлять курицу, либо говядину, либо иногда ягненка. Цена при этом в зависимости от выбранного мяса иногда меняется. Так, за 400 лек мы съели на двоих большущую шаверму с говядиной, которую нам любезно разрезали пополам. По моим меркам это вышло как две полноценных шавермы. Насчет фруктов, которые мы взяли домой на вечер на местном небольшом рынке: за 120 лек/кг набрали персиков, нектаринов и винограда. В августе у них этого добра навалом, ну и цены везде примерно одинаковые.

Пока мы гуляли по Тиране, какой-то конкретной цели у нас не было. Город довольно интересный, но тут лучше смотреть фотографии, а не рассуждать о том, какой он.

Собор Воскресения Христова


Центральная площадь

1


Great Park of Tirana, который, кстати, оборудован отличной детской площадкой и велодорожками.

Всякие забавности

1

Фонтан на площади Скандербю впечатлил в Тиране, пожалуй, больше всего) такой холмик залитый водой я еще нигде не видела. Из щелей по всему этому холмику течет вода, а у подножия расположены танцующие фонтаны с подсветкой, которые приводят в восторг детвору и заставляют ее бегать и резвиться, получая, кажется, неземное удовольствие) но при этом посещать его надо вечером, поскольку при свете дня он не работает .


Дуррес

Наутро в Тиране мы отправились на автобусный вокзал, чтоб добраться до Дурреса. В Тиране с автобусным сообщением всё хорошо и автобусы ходят примерно до 6 вечера во многие города Албании. Автобусных вокзалов несколько, разделенные по разным направлениям, на входе даже висит расписание движения, но лучше уточнять на месте (немного подробнее про автобусное сообщение в конце рассказа) . Когда приходишь на вокзал, можно сказать толпящимся на входе албанцам (это чаще всего либо контроллеры, либо водители, либо просто регулировщики движения, а порой и таксисты), куда тебе надо ехать, и они сразу направят в нужный автобус . Так что до Дурреса мы добрались без проблем.

В Дурресе у нас было запланировано 5 дней. И для нас это были наименее впечатляющие дни, проведенные в Албании. Сразу скажу, Дуррес нам понравился только тем, что в нем были вкусные и недорогие морепродукты , которые есть, в общем, по всему побережью Албании. Мы остановились в отеле Troy Apartments к югу от порта, море у нас было рядом, но оно разочаровывало: очень мутное, с большим количеством плавающих на поверхности водорослей, с очень длительным и мелководным входом и с песчаным дном (последний пункт меня как раз радовал, но не моего спутника, который долго ругался, что этот песок остается везде) и без душевых на выходе. Но денёк мы всё-таки повалялись на этом пляже, арендовав 2 лежака и зонтик за 500 лек (что, похоже, является стандартной ценой для всего побережья) . А потом мы нашли небольшой дикий галечный пляжик на севере от порта, с довольно быстрым входом, море в том месте было совсем не мутным, хотя порой прибивало водоросли, а на самом пляже было не слишком чисто. Добираться до него приходилось около часа с учетом поездки на автобусе до центра, но ни один другой пляж нам не понравился, так что мы приезжали в центр, гуляли там попивая пиво, и потихоньку не торопясь приходили купаться. Местоположение пляжа отмечено на карте серой меткой.



По всей Албании мы постоянно (кроме, пожалуй, столицы) сталкивались со свадьбами. Свадебные платья у них не сильно отличаются от наших, а загорелые албанки довольно хорошо в них смотрятся))

Еще немного Дурреса

1


1


Но больше всего запомнилось в Дурресе, как мы нашли магазин морепродуктов, в котором можно было заказать приготовление их на гриле или как угодно еще и за 1100 лек съели 650 грамм великолепных королевских креветок)) это было божественно!

Шкодер

Посмотрев на сайте, указанном в конце рассказа, что отправление автобусов в Шкодер есть в 7.30, 8.15 и 9.45 утра, решили прийти на автобусный вокзал Дурреса к 8, но, как оказалось, автобусы Дуррес-Шкодер есть только в 6.15 и 13.15 . Мы немного подумали и решили не ждать у моря погоды, доехали на первом автобусе до Тираны и там, пробежавшись до другого автовокзала, отправились на первом же автобусе в Шкодер. Из Тираны он отправлялся в 10 утра, а ехали мы до Шкодера около 2 часов. Мы решили, что это было связано с тем, что ехали мы в выходной день. Хотя общая скорость потока у них в принципе не такая уж большая. Высадились у подножия горы, на которой стоит замок Розафа и заселились в находящийся там же хостел. Там мы арендовали два велосипеда и поехали по левому берегу Скадарского озера. Виды, конечно, очень привлекательные, хотя пляж, на котором можно купаться в этом озере, кажется, был единственный и находился уже ближе к границе с Черногорией. В общем, в Шкодере арендовать велосипеды я крайне рекомендую , и если их не предоставляет гостиница, в которой вы остановились, то это можно сделать по правому берегу озера совсем недалеко от пешеходного моста. Хотя оплата в том прокате только почасовая, насколько я помню, что-то около 400 лек/час, а в нашем отеле стоимость составляла 4 евро на весь день (хотя, конечно, качество велосипедов было соответствующим).

1


2


2


Замок Розафа открыт для посещения до 8 вечера, хотя, кажется, ребята стоят на входе и пускают народ и после 8. Стоимость билета 200 лек, а на территории есть еще маленький музей за 300 лек, но мы туда не пошли. Посещали замок мы на закате, и красота была нереальная))



1


1


Очень понравилось гулять по вечернему старому городу Шкодера. Жизнь по вечерам в нем кипит, но только в нем, чуть дальше на других улицах уже всё тихо и спокойно, и даже кафешки не работают. Нашли ресторанчик с недорогими морепродуктами, там и ужинали. Гигантская пицца с креветками, например, стоила всего 500 лек, насчет других блюд не помню, но тоже было не дорого и вкусно.

Круя

Очень удачно мы уехали от побережья в город Крую ровно тогда, когда морепродукты нам порядком поднадоели) Выяснив, во сколько автобус из Шкодера едет до Тираны мимо Фуше-Круи (города у подножия горы, на которой находится Круя) и, выяснив, что до автобусной станции мы можем не идти, а можем просто в любом удобном месте помахать автобусу рукой и нас подхватят, выбрали удобное время и поехали.

Контролер, который почти всегда есть в автобусах Албании, хорошо запоминает, кто до куда едет, поэтому можно расслабиться и подремать в пути, он подойдет заранее и скажет, что скоро ваша остановка. Высадили нас на шоссе возле Фуше-Круи, и нам пришлось немного пройтись, чтоб добраться до остановки в сторону Круи. В целом никаких проблем не возникло, и в Круе мы сразу пошли в сторону нашей самой лучшей гостиницы из всего путешествия по Албании — Bar-Restaurant Merlika . Эта гостиница расположена прямо на территории замка Скандербю, а вид с террасы просто шикарный. Пока ждали времени заселения, нас угостили кофе с фруктами, и мы наслаждались всем этим вместе взятым, и даже не заметили, как пролетело время. Кормят там, кстати, тоже очень вкусно. И радушный хозяин всегда чем-нибудь да угостит. Плюс накормит шикарным завтраком и в случае чего подскажет, что нужно.

1

3


1


Так, немного отдохнув, мы выяснили у хозяина, как добраться до дороги в горы и отправились в путь. Дорога заняла у нас примерно 2.5 часа (примерно 6 км), в ее конце была панорамная площадка, маленькая молильня и отличный вид. Там намечалась очередная свадьба, поэтому площадку украшали всякими цветами и прочим. Даже немного позавидовала жениху с невестой, в таком месте жениться, должно быть, очень волшебно)

1

1


1



Вернувшись, мы мельком посмотрели на закат, поужинали в недорогой таверне рядом со старым рынком, вкусив вина и, как было написано в меню, Albanian dish, которое нам очень понравилось и напомнило что-то среднее между мясным супом и гуляшом. Да и в принципе местная еда нам очень понравилась, жареные сыры, рыбные супы, блюда из морепродуктов… всё было вкусно и проблем с животом ни разу не было.


На следующий день мы посещали этнографический музей и сам замок Скандербю. Цены на них маленькие (около 300 и 200 лек с человека соответственно), а посещать их довольно интересно. В этнографическом музее есть также видеоматериалы, объясняющие, как проходили те или иные процессы, например, приготовление оливкового масла, самогона, изготовление нициональных шапочек из овечьей шерсти и так далее.

2


3


Двух дней в этом городе более чем достаточно, но посетить его надо обязательно: как нам сказали местные жители, вокруг него и начала развиваться известная нам сейчас туристическая Албания)

Простреленные вагоны, разбитые камнями стекла, причем не одно-два, а ВСЕ во ВСЕХ вагонах во ВСЕМ составе...
У окошка в этом поезде лучше не сидеть: ведь в окно запросто может прилететь очередной камень, брошенный с насыпи развлекающимся мальчишкой...
В общем, добро пожаловать на поезд АЖД - Албанских Железных Дорог.

Поезда в Албанию не ходят, а в самой стране осталась только одна линия Шкодер —Дуррес —Влёра, пересекающая ее с севера на юг. Подвижной состав, который еще способен передвигаться, скорее напоминает изрядно потрепанных «железнодорожных динозавров». И это учесть, что до 1990 года ж/д транспорт был основным в Албании — в лучшие годы им пользовались 4 млн. человек в год. Хотя, по нынешнему состоянию этой инфрастурктуры подобное трудно представить…

2. В общем-то, до 1940-х годов Албания еще находилась на уровне ХІХ века, но ряд узкоколеек, построенных еще в годы Первой мировой войны, существовал. Первую железнодорожную ветку со стандартной колеёй (Дуррес — Пекини) построили в 1947 году и смогли постепенно налаживать сообщение с соседями. В 1973-м проложили горный участок албанских ж/д от Эльбасана до Пренжаса.

3. Железные дороги Албании во время тоталитарного режима Энвера Ходжи, когда использование частного транспорта было фактически запрещено, широко поддерживались властью. Они стали основной транспортной системой, дающей возможность передвигаться по стране.

4. После падения коммунистического режима и перехода к рыночной экономике, народ ринулся удовлетворять автомобильные мечты, количество машин и соответственно автомобильных перевозок стремительно росло. А тут еще скоростную автомагистраль между Тираной и Дурресом построили — железнодорожной сетью стали пользоваться все меньше, бюджет на ее развитие сокращался, станции закрывались, пути разбирались…Албания постепенно покатилась в XIX век.

5. В конце 2013 года железная дорога ушла даже из столицы страны: на участке Вора-Тирана рельсы были разобраны, а станцию снесли, вроде там собираются парк строить. От некогда развитой сети осталось три участка с пассажирским движением: Дуррес—Влёра, Дуррес—Шкодер и Рогожино—Либражд.

6. С каждым годом путевая инфраструктура, локомотивный и вагонный парки ветшают. Никто не занимается их обновлением, как могут поддерживают в рабочем состоянии и считают это достаточным.

7. Хотя совершенно непонятно, почему власти не ходят привести в порядок и развить оставшиеся ветки — ведь природа тут потрясающая, и поезда можно было бы использовать, чтобы привлечь туристов.

8. Тоже можно сказать и про транграничный участок Подгорица—Шкодер, между Албанией и Черногорией. Сейчас по нему ходят только грузовые поезда, а будь там пассажирские - наверняка бы пользовались спросом, т.к. автобусное сообщение между странами оставляет желать лучшего.

9. Хотя, насчет не обновлённого состава я не совсем прав, Германия, Италия, Франция и еще некоторые европейские соседи с удовольствием спихивают в Албанию списанные вагоны. В последний путь, что ли?

10. А вот тепловозы — пережиток тоталитарного коммунистического режима. В 1970-80-х страна импортировала что-то около 60 штук (в разных источниках цифры разняться), из них которых дожила до сегодняшнего для лишь половина: порядка десяти еще бегают, остальные ржавеют на приколе.

11. Между прочим, поездки на албанских поездах — самые дешевые в Европе. В сумму примерно 2.5 евро (335 лев) обойдется самый дальний переезд Шкодер-Влёр

12. Кстати, а туалет лучше посетить перед поездкой, так как практически во всех местных поездах они или сломаны, или закрыты, или находятся в весьма неприглядном состоянии.

13. Да и быстрой поездки тоже ожидать не стоит — средняя скорость движения состава около 40 км/ч, хотя могут и до 50 км/ч разогнаться. А вот ветерок из разбитых окон вам обеспечен точно…

14. Колея в Албании однопутная, а значит разъехаться поезда могут только на станциях. Поэтому график движения по-албански — весьма расплывчатое понятие, приходится ждать пока придет встречный, чтобы продолжать путь дальше.

15. Вот так и движется поезд «Албания» в свое будущее без железных дорог...

Влёра (Албания) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Влёра с описанием, путеводители и карты.

Город Влёра (Албания)

Влёра - прибрежный город на юге Албании . Имеет особое значение для всех албанцев, так как именно здесь была провозглашена их независимость от Османской империи. Также Влёра - один из главных курортов страны. Город расположен в живописном месте Албанской Ривьеры на границе Ионического и Адриатического морей и окружен красивыми пляжами, древними монастырями и историческими памятниками.

География и климат

Влёра находится в юго-западной части албанского побережья. Город расположен в южной части Адриатического моря и в северной части Ионического моря. Расстояние от Тираны - 135 км. Климат - типичен для Средиземного моря. Летом здесь очень тёплое и сухое, а зима - мягкая и влажная.

Практическая информация

  1. Население - 131 тыс. человек (третий по величине город Албании).
  2. Площадь - 12 км².
  3. Язык - албанский.
  4. Валюта - лек.
  5. Время - UTC +2.
  6. Власти Албании в туристический сезон разрешают посещение страны без визы. Обычно это период с апреля по октябрь. Точные даты каждый год немного варьируются. Безвизовый режим разрешен только для туристических и частных поездок. Максимальный срок пребывания при этом – 90 дней.
  7. Влёра славится свежими морепродуктами.

История

Город был основан древними греками в 6 столетии до н.э. В период Римской империи Влёра являлся важным портом. После её распада город был частью Византии. В 5 веке здесь было основано епископство.

В 1477 году Влёра был занят османами. В конце 17 века город был совсем ненадолго захвачен венециацами. В 1912 году здесь была провозглашена независимость Албании. Влёра стал первой столицей независимого албанского государства. Во время Первой и Второй мировых войн был оккупирован Италией.


Как добраться

Ближайший аэропорт расположен в Тиране. Из столицы Албании сюда можно добраться на поезде и автобусе. Также Влёра имеет регулярное автобусное сообщение с Сарандой.


Достопримечательности

Монумент независимости - центральный элемент главной площади Влёра. Был установлен в 1972 году и является ярким примером социалистического реализма.


Карабурунский полуостров - живописная природная достопримечательность, расположенная в месте, где Адриатическое море встречается с Ионическим. Объявлен национальным подводным парком. Полуостров включает великолепные пляжи и уютные бухты, таинственные пещеры и кристально чистые морские воды.

Мечеть Муради - старинное мусульманское религиозное сооружение, датируемое 1542 годом. Предполагают, что мечеть построили по приказу султана Османской империи Сулеймана. Здание построено из красного и белого камня известным албанским архитектором того времени.


Звернецкий монастырь - старый византийский монастырь, посвящённый Деве Марии. Расположен в 20 минутах езды от Влёра. Монастырь был построен в 13 или 14 веке.


Мармирой

Церковь Мармирой - средневековая церковь, построенная, вероятно, в 13 веке.


Замок Али Паши

Замок Али Паши датируется первой половиной 19 века. Первоначально (в 15 столетии) здесь была построена венецианская крепость, разрушенная французами в 1798 году.

Замок Канине - средневековый замок, который возвышается на склоне горы Шушица в 6 км от Влёра. Крепость здесь была основана в 3 веке до н.э. В 6 веке крепость была перестроена Юстинианом.

Знаете, что больше всего напрягало меня в планировании поездки в Албанию? Её общественный транспорт и ужасные дороги. Перспектива передвижения по стране со средней скоростью в 30 км/ч в битком набитых старых автобусах без вентиляции - радость на любителя. Глобально я рассказал про трудные туристические будни в кратком отчете "Албания: руководство по эксплуатации", поэтому здесь упор сделаю лишь на транспорте. Некоторые вещи буду вынужден повторить из первоначального текста, поскольку они актуальны. Примите за аксиому, что албанские дороги скушают львиную долю вашего времени, а поиск несуществующих автостанций - львиную долю ваших нервов. И все же Албания прекрасна, это неоспоримый факт. Начнем с албанской железной дороги, отличающейся немалым колоритом -

Друзья, вас сильно испугала фотография выше? Не переживайте, этот вагон стоит на запасных путях и давно не видел пассажиров. На самом же деле, ездить в Албании вы будете в других вагонах, несколько лучше, чем этот. Дело в том, что несколько лет назад Албания закупила у Италии старые (по итальянским меркам) вагоны и теперь эти старые итальянские вагоны шустрят по албанским рельсам. И пусть вас не смущают повсеместно разбитые окна, это детишки забавляются камнеметанием по проезжающим поездам. Впрочем, по словам местных, в последние годы хулиганская практика сошла на нет и ездить стало абсолютно безопасно -

Изнутри вагоны выглядят достаточно цивильно, по крайней мере лучше, чем некоторые дальнего следования, где во-истину ад и жуть, словно перевозят не людей, а скот. Албанцы ездят в существенно лучших условиях, чем россияне -

А вот что роднит албанские поезда с российскими электричками (по расстоянию, электричка Москва-Петушки соответствует самому длинному в Албании переезду из Шкодера во Влёру), так это отсутствие туалетов. Точнее говоря, туалеты есть, вы же понимаете, что даже 40 лет назад в Италии народ не мочился в переходах между вагонами. Но албанцы зачем-то туалеты замуровали, поэтому пассажиры изыскали свой путь справлять нужду, примерно так -

Албанские вокзалы изяществом архитектуры не отличаются, это вам не Будапешт и не Москва. Тут все выдержано в строгих красках соцреализма шестидесятых, когда Албания рассорилась с Хрущевым и взяла на вооружения пламенные идеи Маоизма -

Путешествуйте на албанских поездах, там встретите красивых девушек -

А вот и расписания -

И цены (для удобства $1 = 100 Leke) -

Внутренне убранство вокзала -

Албанские составы движимы исключительно старыми маневровыми тепловозами, сейчас прицепят его к тем вагонам и поедет пассажирский поезд из Дурреса в Тирану -

Железнодорожный транспорт я уважаю и всегда предпочитаю его автобусному. Но в случае с Албанией реальность такова, что поездом имеет смысл пользоваться только если у вас безумно много свободного времени. Дело даже не в разбитости вагонов и не в закрытых туалетах. Мало того, что сеть ж.д перевозок очень ограничена, по сути всего две линии: Шкодер - Дуррес - Влёра, Дуррес - Тирана и Тирана - Поградец. Почти все поезда идут через Дуррес, это узловая станция. Поездов очень мало, скажем, на линии Шкодер - Влёра всего 2 поезда в сутки, на линии Тирана - Поградец и вовсе один. На линии Тирана - Дуррес ходят порядка 5 поездов в день, 35 км они проходят за час с лишним. Не сложно посчитать, сколько времени вы будете ехать, скажем, из Влёры в Шкодер, там расстояние около 200 км. И это все еще при условии, что выезд в 4.30 утра вас вполне устраивает.

p.s В развитие темы ж.д Албании настоятельно рекомендую ознакомиться с отчетом коллеги griphon , очень подробно рассказавшего про свой опыт путешествий по Албании на поездах.

Автобусы

Я уже рассказал про особенности передвижения по Албании на автобусах, для тех, кто не читал, очень кратко повторюсь. Перемещение по Албании будет неоправданно долгим, мучительным и в плохих условиях. Добавьте к недостатку дорог еще и сложный горный рельеф, убитые автобусы с не работающей вентиляцией и получите следующие цифры: средняя скорость перемещения по северной части Албании будет около 40 км/ч, в южной, более гористой - 30 км/ч. Пусть вас не смущают малые размеры страны, вы проведете в транспорте больше времени, чем в посещении достопримечательностей. Признаться, я не верил, как можно ездить настолько медленно? А ларчик открылся очень просто: горная дорога, вся в выбоинах, ползет грузовик возраста наших родителей, за ним - сто машин и двадцать автобусов. На встречной полосе - идентичная картина. Потом кто-то глохнет, вы стоите в пробке. Так что расслабьтесь и исходите из данной выше формулы 30 и 40. Относительно неплохая дорога построена между Тираной и Дурресом, но и там быстрее 50 км/ч не разгонитесь, а если на каком-то участке ваш шофер выдал 100 км/ч, то верный знак - впереди пробка и вы встанете на час из-за аварии, или поломки очередного автобуса. Еще активно строят автостраду из Тираны в Шкодер, но пройдет еще несколько лет, пока она заработает.

Теперь вам очень легко просчитывать время на дорогу. Собрались из Тираны в Гирокастру? Отлично, достойное место. Туда 170 километров, дорога на юг. Значит, 170 делим на 30 и получаем около 6 часов пути. Вам в аэропорт Ринас из центра Тираны? Вам кажется, что 25 км это мало? Заложите на дорогу час - не ошибетесь.

Итак, Албания была одной из самых закрытых стран мира в течение полувека. Немудрено, что в ней сложились тонкости, нам неведомые. Например, будучи в Шкодере, я долго ломал голову, как мне поймать такси до крепости Розафа, что в 5 км от центра. Ни одного такси на улице замечено не было. По российской привычке вытягиваю руку - никто не останавливает, люди смотрят с недоумением. Тут замечаю, что неподалеку от меня вдоль улицы выстроились чуть ли не два десятка обычных машин, у всех открыты двери. Оказалось, что это и есть такси, точнее говоря “бомбилы”. Но сами они к вам могут и не подойти, хотя прекрасно видят, что вы ловите машину. Прикол в том, что официальные таксисты платят налоги и выдают квитанции, а бомбилы вынуждены, по крайней мере формально скрываться. Если вы подходите сами, они вас повезут, мол, попросил человек, не смог отказать. Но если бы они сами вам навязывались - это уже риск нарваться на инспектора за незаконную предпринимательскую деятельность. Собственно, все это мне и рассказал один из бомбил.

Снова вернемся к коммунистическому прошлому Албании. Раньше народ не рассекал по стране и за границу, а лишь перемещались из дома на производство. Те, кто едут на трубный завод, ждали подвозку на выезде из города рядом с памятником албанскому коммунисту. Сейчас памятники снесли, но система ожидания автобусов и маршруток в странных местах сохранилась. В городке Фиер (Fier) маршрутки в Берат отправляются с некой точки, что между заброшенной котельной и городской свалкой. Долго же местный англоговорящий парень мне это объяснял “Идешь прямо километр, потом направо метров двести. Там увидишь заводскую трубу, иди к ней. Дойдешь до трубы - посмотри влево, там будет мусорная куча, ты до нее дойди, а затем переходи на противоположную сторону дороги - там и будет маршрутка”. В охреневшем состоянии я прошел весь путь, но маршрутку не нашел, зато был облаян стаей бродячих псов. В итоге оказалось, что маршрутка ходит несколько раз в день и сегодня последняя уже ушла. Пришлось вернуться назад в центр, искать маршрутку до какого-то поселка (чье название забыл) и уже оттуда пересаживаться на Берат.

В крупных городах есть некие подобия автостанций, например в Дурресе все автобусы кучкуются в одной точке, рядом с ж.д вокзалом. Расписаний вам не найти, не надейтесь. Некоторые местные жители вам подскажут, что автобус в Тирану ходит каждый час. Далее небольшая коллекция албанских автобусов, в которых вам предстоит проводить немалую часть путешествия по это стране -

Некоторые автобусы довольно цивильны, но это редкость. Автобус, который вы видите ниже - огромная редкость, я бы сказал единственный из мной встреченных. Там работал даже кондиционер, что абсолютный нонсенс -

В 9 из 10 случаев вас будут ждат другие автобусы -

Автобусы буду всегда переполнены, поскольку водители ждут, пока последнее место не будет занято. И даже когда все места будут заняты, последним раздадут ведра и они поедут в проходе на ведрах. Это очень удобно, судя по всему.

А мне разок пришлось ехать в багажнике микроавтобуса, сидя на запасном колесе -

Цены на транспорт

Поезда стоят исходя из расчета $1 за 50 километров, автобусы $1 за 30 километров, микроавтобусы (фургоны) $1 за 20 километров. Соответственно, проезд на микроавтобусе из Саранды на крайнем юге Албании в Тирану 180 километров будет стоить $10-12, из Тираны в Дуррес всего 35 километров - чуть более полутора долларов.