Убийца дракулы. Замок дракулы

Немногие имена ввергли больше страха в человеческое сердце, чем граф Дракула . Легендарный вампир, созданный автором Брэмом Стокером в его одноименном романе 1897 года, вдохновил бесчисленные фильмы ужасов, телевизионные шоу, кровопролитные рассказы о вампирах.

Содержание:

Хотя Дракула — чисто вымышленное творение, Стокер назвал его позорным персонажем настоящего человека, у которого был вкус к крови: Влад III, принц Валахии или, как он более известен, Влад Цепеш. Болезненное прозвище является свидетельством любимого способа ухода Валашского принца от врагов.

По словам историков, изучавших связь между вампиром Стокера и Владом III, с Дракулой нет ничего общего.

Граф Дракула: реальная история

Влад Цепеш (Влад III) родился в 1431 году в нынешней Трансильвании, центральном регионе современной Румынии. Связь между Владом Цепеш и Трансильванией неуклонна, по словам Флорина Керты, профессора средневековой истории и археологии в Университете Флориды.

Дракула [Стокера] связан с Трансильванией, но реальный исторический Дракула — Влад III не владел ничем в Трансильвании. Бран-Касл, современная туристическая достопримечательность в Трансильвании, которая часто упоминается как замок Дракулы, никогда не была резиденцией принца Валахии.

Поскольку замок находится в горах в этом туманном районе, и он выглядит пугающим, это то, что можно было бы ожидать от замка Дракулы, но Влад III не жил там, он даже не ступал туда ногой.

Отец Влада III, Влад II, жил в Сигишоаре, Трансильвании, а Влад Цепеш родился в Тырговиште, который в то время был королевским местом княжества Валахии, где его отец был «воеводой» или правителем.

Туристы могут посетить замок, где Влад III, проводил время. Примерно в 12 лет Влад III и его брат были заключены в тюрьму в Турции. В 2014 году археологи обнаружили вероятное местоположение подземелья. Токатский замок расположен на севере Турции. Это жуткое место с секретными туннелями и подземельями, которые в настоящее время находятся под реставрацией и открыты для публики.

На этой картине «Влад Цепеш и турецкие посланники» Теодора Амана (1831-1891) якобы изображает сцену, в которой Влад III

Орден Дракона

В 1431 году король Венгрии Сигизмунд, который позже стал императором Священной Римской империи, ввел старшего Влада в рыцарский орден, Орден Дракона. Это обозначение принесло Владу новую фамилию: Дракул. Имя произошло от старого румынского слова для дракона, «драко». Его сын, Влад III, позже будет известен как «сын Дракула» или, по-старому румынскому, Дракулеа, отсюда Дракула. В современном румынском слово «драк» относится к другому страшному существу — дьяволу.

В 1890 году Стокер прочитал книгу о Валахии. Хотя он не упоминал Влада III, Стокер был поражен словом «Дракула». Он писал в своих заметках: «На валашском языке означает Дьявол». Поэтому вполне вероятно, что Стокер решил назвать своего героя Дракулой для дьявольских ассоциаций этого слова.

Теория о том, что Влад III и Дракула были одним и тем же человеком, были разработаны и популяризированы историками Раду Флореску и Раймондом Т. МакНалли в их книге 1972 года «В поисках Дракулы». Хотя она не была принята историками, тезис занял общественное воображение.

Орден Дракона был посвящен единственной задаче: поражение турецкой или Османской империи. Расположенное между христианской Европой и мусульманскими землями Османской империи, княжество Валахии Влада II (позже Влада III) часто являлось местом кровопролитных сражений, когда османские силы продвигались на запад в Европу, а христианские силы отражали захватчиков.

Смотрите видео: Настоящая история графа Дракулы

Годы плена

Когда Влада II вызвали на дипломатическую встречу в 1442 году с османским султаном Мурадом II, он привез своих молодых сыновей Влада III и Раду. Но встреча была на самом деле ловушкой: все трое были взяты в заложники. Старший Влад был освобожден при условии, что оставит своих сыновей.

«Султан держал Влада и его брата в качестве заложников, чтобы их отец, Влад II, ввел свои силы в войну между Турцией и Венгрией.

Влад и его младший брат обучались науке, философии и искусству у османов. Влад также стал квалифицированным всадником и воином, по словам Раду Флореску и Раймона МакНалли, бывших профессоров истории в Бостонском колледже, который написал несколько книг о Владе III, а также его предполагаемую связь с Дракулой Стокера — в 1970-х и 1980-х годах.

К ним относились достаточно хорошо по нынешним стандартам того времени. Тем не менее, пленение раздражало Влада, тогда как его брат вроде бы согласился и перешел на турецкую сторону. Но Влад держал вражду, и это был один из его мотивирующих факторов для борьбы с турками за то, что они держали его в плену.

Отец Влада Цепеша

Пока граф Влад Цепеш и Раду Цепеш были в османских руках, отец Влада боролся, чтобы сохранить свое место воеводы Валахии. В 1447 году Влад II был вытеснен в качестве правителя Валахии местными дворянами (боярами) и был убит на болотах вблизи Бэлтени, на полпути между Тарговиште и Бухарестом в современной Румынии. Старший сводный брат Влада, Мирча, был убит вместе с отцом.

Вскоре после этих мучительных событий, в 1448 году, граф Влад предпринял кампанию по восстановлению места отца от нового правителя Владислава II. Его первая попытка престола опиралась на военную поддержку османских правителей городов вдоль реки Дунай на севере Болгарии. Влад также воспользовался тем, что Владислав в то время отсутствовал, отправившись на Балканы, чтобы сражаться с османами для губернатора Венгрии Джона Хуньяди.

Влад отыграл место отца, но его время как правителя Валахии было недолгим. Он был свергнут всего через два месяца, когда Владислав II вернулся и забрал трон Валахии с помощью Хуньяди.

Мало что известно о местонахождении Влада III между 1448 и 1456 годами. Но известно, что он перешел на сторону Османско-Венгерского конфликта, отказавшись от своих связей с османскими правителями и получив военную поддержку от короля Венгрии Вадислава V, которому не понравился соперник Влада — Владислав II из Валахии.

Политическая и военная политика Влада III вышла на первый план в 1453 году. Влад, который уже укрепил свою антиосманскую позицию, был провозглашен воеводом Валахии в 1456 году. Одним из его первых дел в своей новой роли было прекратить ежегодную дань уважения османскому султану — мера, которая ранее обеспечивала мир между Валахией и Османами.


Гравюра на дереве из брошюры 1499 года изображен Влад III, который обедает среди пронзенных трупов своих жертв

Укрепление власти Влада

Чтобы укрепить свою власть как правителя, Владу Цепеш пришлось подавить непрекращающиеся конфликты, которые исторически произошли между боярами Валахии. Согласно легендам, которые распространялись после его смерти, Влад пригласил сотни этих бояр на банкет и, зная, что они бросят вызов его авторитету, заставил гостей их заколоть.

Это всего лишь одно из многих ужасных событий, которое заработал Влад Цепеш своим посмертным прозвищем Дракулой. Эта история — и другие подобные ей — запечатлены в печатных материалах со времени правления Влада III.

В 1460-х и 1470-х годах, сразу после изобретения печатного станка, многие из этих рассказов о Владе циркулировали в устной форме, а затем были собраны разными людьми в памфлетах и ​​напечатаны.

Эти истории не полностью верны или значительно украшены. В конце концов, многие из тех, кто печатал брошюры, были враждебны Владу III. Но некоторые из памфлетов того времени рассказывают самое ужасное известие о Владе, заставляя поверить, что сказки были исторически точны. Некоторые из этих легенд были собраны и опубликованы в книге «Сказка о Дракуле» в 1490 году монахом, который представил Влада III как жестокого, но справедливого правителя.

Победа Влада Цепеш над оккупантами Османской империи отмечались во всей Валахии, Трансильвании и остальной Европе — даже папа Пий II был впечатлен событием.

Причина, по которой он является позитивным персонажем в Румынии, состоит в том, что он был справедливым, хотя и очень суровым правителем.

Смерть Влада

Вскоре после освобождения Османских военнопленных в августе 1462 года Влад был вынужден бежать в Венгрию, не сумев победить своего гораздо более могущественного противника Мехмета II. Влад был заключен в тюрьму.

Младший брат Влада, Раду, который встал на сторону османов в ходе продолжающихся военных кампаний, взял на себя управление Валахией после заключения брата. Но после смерти Раду в 1475 году местные бояре, а также правители нескольких близлежащих княжеств высказались за возвращение Влада к власти.

В 1476 году, при поддержке воеводы Молдавии, Стефана III Великого (1457-1504), Влад предпринял последнее усилие, чтобы восстановить свое место в качестве правителя Валахии. Он успешно украл трон, но его триумф был недолгим. Позже в том же году, пройдя еще одну битву с османами, Влад и небольшой авангард солдат были в засаде, и Влад был убит.

Существует много споров по поводу расположения могилы Влада III. Говорят, что он был похоронен в монастырской церкви в Снагове, на северном краю современного города Бухарест, в соответствии с традициями своего времени. В последнее время историки установили что Влад был похоронен в монастыре Комана, между Бухарестом и Дунаем, который близок к предполагаемому местоположению битвы, в которой был убит Влад.

Одно можно сказать наверняка: в отличие от Графа Дракулы Стокера, Влад III определенно умер. Только мучительные рассказы о его годах как правителя Валахии продолжают преследовать современный мир.

Влад Цепеш родился приблизительно в 1429 или 1431 г. (точная дата появления на свет, как и смерти, историкам неизвестна). Он происходил из рода Басарабов. Его отец, Влад II Дракул, был валашским господарем и правил областью на территории современной Румынии. Матерью ребенка являлась молдавская княжна Василика.

Семья и знаменитое прозвище

Первые семь лет своей жизни Влад III Цепеш провел в трансильванском городе Сигишоаре. В доме его семьи располагался монетный двор. В нем чеканились золотые монеты, на которых изображался дракон. За это отец Влада (а позже и он сам) получил прозвище «Дракул». Кроме того, он был в качестве рыцаря зачислен в орден Дракона, созданный венгерским королем Сигизмундом I. В молодости сын также назывался «Дракул», однако позже эта форма изменилась на более известную - «Дракула». Само слово принадлежит к румынскому языку. Его также можно перевести как «дьявол».

В 1436 году отец Влада стал правителем Валахии и перевез семью в тогдашнюю столицу княжества Тырговиште. Вскоре у мальчика появился младший брат - Раду Красивый. Затем умерла мать, а отец женился во второй раз. В этом браке родился еще один брат Дракулы, Влад Монах.

Детство

В 1442 году Влад III Цепеш оказался в бегах. Его отец поссорился с венгерским правителем Яношем Хуньяди. Влиятельный монарх решил посадить на валашский трон своего ставленника Басараба II. Понимая ограниченность собственных сил, родитель Дракулы отправился в Турцию, где он собирался попросить помощи у могущественного султана Мурата II. Тогда-то его семья и скрылась из столицы, чтобы не попасться в руки сторонников венгров.

Прошло несколько месяцев. Наступила весна 1443 года. Влад II договорился с турецким султаном и вернулся на родину с мощной османской армией. Это войско сместило Басараба. Венгерский правитель даже не стал сопротивляться этому перевороту. Он готовился к предстоящему Крестовому походу против турок и справедливо считал, что разбираться с Валахией нужно только после победы над своим основным противником.

Война Хуньяди завершилась битвой при Варне. Венгры потерпели в ней разгромное поражение, был убит король Владислав, а сам Янош бесславно бежал с поля боя. Последовали переговоры о мире. Турки на правах победителей могли навязывать свои требования. Политическая обстановка кардинально изменилась, и отец Дракулы решил переметнуться к султану. Мурат согласился стать патроном валашского господаря, однако, чтобы убедиться в его верности, потребовал прислать в Турцию ценных заложников. В качестве них были выбраны 14-летний Влад Дракула и 6-летний Раду.

Жизнь у османов

Дракула провел в Турции четыре года (1444-1448 гг.). Традиционно считается, что именно в этот период его характер претерпел необратимые изменения. Вернувшись на родину, Влад Дракула стал уже совершенно другим человеком. Но что могло стать причиной этих перемен? Мнения биографов валашского господаря на этот счет разделились.

Одни историки утверждают, что в Турции Дракулу насильно заставляли принять ислам. Пытки действительно могли бы негативно сказаться на психике, но о них нет ни одного свидетельства в заслуживающих доверия источниках. Также предполагается, что Цепеш пережил сильный стресс из-за домогательств наследника османского престола Мехмеда к его брату Раду. Об этой связи писал историк греческого происхождения Лаоник Халкокондил. Однако, согласно источнику, данные события имели место в начале 1450-х гг., когда Дракула уже вернулся домой.

Даже если первые две гипотезы и правдивы, то по-настоящему Влад III Цепеш изменился после того, как узнал об убийстве собственного отца. Господарь Валахии погиб в борьбе против венгерского короля. Отправив сыновей в Турцию, он надеялся, что в его стране наконец-то наступит мир. Но на самом деле маховик войны между христианами и мусульманами только раскручивался. В 1444 году венгры вновь отправились в Крестовый поход против турок и вновь потерпели поражение. Затем Янош Хуньяди напал уже на Валахию. Отец Дракулы был казнен (ему отрубили голову), а на его место правитель Венгрии посадил очередного своего ставленника - Владислава II. Со старшим братом Влада расправились еще более жестоко (его заживо похоронили).

Вскоре весть о произошедшем достигла Турции. Султан собрал грозную армию и разбил венгров в битве на Косовом поле. Османы поспособствовали тому, что в 1448 году Влад III Цепеш вернулся на родину и стал валашским князем. В знак милости султан одарил Дракулу конями, деньгами, великолепными одеждами и другими подарками. Раду остался жить при турецком дворе.

Недолгое правление и изгнание

Первое валашское правление Дракулы продолжалось всего два месяца. За это время он успел только начать расследование обстоятельств убийства своих родственников. Румынский князь узнал, что его отца предали собственные же бояре, которые в решающий момент переметнулись к венграм, за что новая власть осыпала их разными милостями.

В декабре 1448 года Дракуле пришлось покинуть столицу Валахии Тырговиште. Оправившийся от поражения, Хуньяди объявил о походе против Цепеша. Армия господаря была слишком слабой для успешного сопротивления венграм. Трезво оценив ситуацию, Дракула скрылся в Молдавии.

Эта небольшая страна так же, как и Валахия, управлялась своими князьями. Правители Молдавии, не обладавшие значительными силами, были вынуждены соглашаться на польское или венгерское влияние. Два соседних государства боролись друг с другом за право быть сюзеренами небольшого княжества. Когда Дракула осел в Молдавии, у власти там находилась польская партия, что гарантировало ему безопасность. Свергнутый господарь Валахии оставался в соседнем княжестве, пока в 1455 году на троне не утвердился сторонник венгров и Яноша Хуньяди Петр Арон.

Возвращение к власти

Опасаясь быть выданным своему заклятому врагу, Дракула уехал в Трансильванию. Там он начал собирать народное ополчение, чтобы вновь занять валашский престол (на котором тогда вновь находился ставленник венгров Владислав).

В 1453 году турки захватили византийскую столицу Константинополь. Падение Царьграда вновь обострило конфликт между христианами и османами. В Трансильвании появились католические монахи, которые стали набирать добровольцев в новый крестовый поход против неверных. На священную войну брали всех кроме православных (они, в свою очередь, шли в армию к Цепешу).

Дракула в Трансильвании надеялся, что валашский князь Владислав также отправится освобождать Константинополь, что облегчит его задачу. Однако этого не произошло. Владислав испугался появления трансильванского ополчения на своих границах и остался в Тырговиште. Тогда Дракула заслал шпионов к валашским боярам. Некоторые из них согласились поддержать претендента и помочь ему с государственным переворотом. В августе 1456 года Владислав был убит, а Цепеша во второй раз провозгласили господарем Валахии.

Незадолго до того турки вновь объявили войну Венгрии и осадили принадлежавший ей Белград. Крепость удалось спастись. Крестовый поход, который предполагалось завершить освобождением Константинополя, развернулся в сторону Белграда. И хотя турки были остановлены, в христианской армии началась эпидемия чумы. За девять дней до прихода к власти Дракулы в Валахии его находившийся в Белграде противник Янош Хуньяди умер от этой страшной болезни.

Князь и знать

Новое правление Влада в Валахии началось с казни бояр, виновных в гибели его брата и отца. Аристократы были приглашены на пир, приуроченный к празднику Пасхи. Там им и объявили смертельный приговор.

По легенде, прямо во время торжественного пира Дракула спросил сидевших за одним столом с ним бояр, скольких валашских правителей они застали живыми. Ни один из гостей не смог назвать меньше семи имен. Вопрос был зловещим и символичным. Невероятная текучка правителей в Валахии говорила только об одном: знать здесь готова предать своего князя в любой момент. Дракула не мог допустить подобного. Он занял трон совсем недавно, его позиции были еще шаткими. Чтобы закрепиться у кормила власти и продемонстрировать свою решительность, он и провел показательные казни.

Хотя господарю была неприятна знать, он не мог избавиться от нее полностью. При Цепеше существовал совет из 12 человек. Каждый год правитель старался как можно больше обновить состав этого органа, чтобы включить него достаточно верных себе людей.

Владения Дракулы

Первоочередной задачей Влада на престоле было разобраться с системой налогообложения. Валахия платила дань Турции и власти требовался стабильный доход. Проблема заключалась в том, что после восшествия Дракулы на престол из Валахии в Трансильванию бежал главный казначей княжества. Он забрал с собой регистр - сборник, куда вносились все данные о налогах, податях, селах и городах государства. Из-за этой потери первое время княжество испытывало финансовые проблемы. Следующего казначея удалось найти только в 1458 году. Новый кадастр, необходимый для восстановления налоговой системы, готовили три года.

На принадлежавшей Дракуле территории находились 2100 деревень и еще 17 городов. В то время не проводилась перепись населения. Тем не менее историкам с помощью второстепенных данных удалось восстановить примерную численность подданных князя. Население Валахии составляло около 300 тысяч человек. Цифра скромная, но в средневековой Европе демографического роста практически не наблюдалось. Мешали регулярные эпидемии, а на кровопролитные события век Дракулы был особенно богат.

Крупнейшими городами Цепеша были Тырговиште, Кымпулунг и Куртя-де-Арджеш. Они являлись фактическими столицами - там располагались княжеские дворы. Также валашскому господарю принадлежали прибыльные дунайские порты, контролировавшие торговлю Европы и Черноморья (Килиа, Брэила).

Как говорилось выше, казна Дракулы пополнялась в основном за счет налогов. Валахия была богата скотом, зерном, солью, рыбой, винодельнями. В густых лесах, занимавших половину территории этой страны, обитало много дичи. С востока сюда доставлялись редкие для остальной Европы пряности (шафран, перец), ткани, хлопок и шелк.

Внешняя политика

В 1457 году валашская армия пошла с войной на трансильванский город Сибиу. Инициатором кампании был Влад III Цепеш. История похода туманна. Дракула обвинил жителей города в том, что они помогали Хуньяди и ссорили его с младшим братом Владом Монахом. Покинув земли Сибиу, валашский господарь отправился в Молдавию. Там он помог взойти на престол своему давнему товарищу Штефану, поддерживавшему Дракулу еще в период его изгнания.

Все это время венгры не прекращали своих попыток вновь подчинить себе румынские провинции. Они поддержали претендента по имени Дан. Этот соперник Дракулы осел в трансильванском городе Брашове. Вскоре там были задержаны валашские купцы, а их товары - конфискованы. В письмах Дана впервые встречаются упоминания о том, что Дракула любил прибегать к жестокой пытке сажания на кол. Именно от нее он и получил свое прозвище Цепеш. С румынского языка это слово можно перевести как «кольщик».

Конфликт Дана и Дракулы обострился в 1460 году. В апреле армии двух правителей встретились в кровопролитной битве. Валашский господарь одержал убедительную победу. В качестве назидания врагам он приказал посадить на кол уже мертвых солдат противника. В июле Дракула взял под контроль важный город Фэгэраш, который до того занимали сторонники Дана.

Осенью в Валахию прибыло посольство из Брашова. Его принял сам Влад III Цепеш. Замок князя стал местом подписания нового мирного договора. Документ относился не только к брашовянам, но и ко всем жившим в Трансильвании саксонцам. Пленные с обеих сторон получили свободу. Дракула обещал присоединиться к союзу против турок, угрожавших владениям Венгрии.

Война с османами

Так как его родиной являлась Румыния, Дракула был православным. Он активно поддерживал церковь, давал ей деньги и всячески защищал ее интересы. На средства князя поблизости с Джурджу был построен новый монастырь Комана, а также храм в Тыргшоре. Давал Цепеш деньги и греческой церкви. Он жертвовал Афону и другим православным монастырям в захваченной турками стране.

Влад III Цепеш, биография которого в период второго правления оказалась так тесно связанной с церковью, не мог не попасть под влияние христианских иерархов, убеждавших власти в любой европейской стране воевать против турок. Первым признаком нового антиосманского курса стал договор с трансильванскими городами. Постепенно Дракула все больше склонялся к необходимости войны с неверными. На эту мысль его старательно наталкивал валашский митрополит Макарий.

Бороться с султаном силами одной профессиональной армии было невозможно. В бедной Румынии просто не жило достаточное количество людей для того, чтобы снарядить войско столь же колоссальное, каким оно считалось у турок. Именно поэтому Цепеш вооружил горожан и крестьян, создав целое народное ополчение. Дракула в Молдавии успел познакомиться с подобной системой обороны страны.

В 1461 году валашский господарь решил, что у него достаточно ресурсов для разговора с султаном на равных. Он отказался платить османам дань и стал готовиться к вторжению. Нашествие действительно состоялось в 1462 году. В Валахию вошла армия величиной до 120 тысяч человек, которую возглавил Мехмед II.

Дракула не дал туркам провести войну по своему сценарию. Он организовал партизанскую борьбу. Валашские отряды нападали на османское войско небольшими отрядами - по ночам и внезапно. Такая стратегия стоила туркам 15 тысяч жизней. Более того, Цепеш воевал согласно тактике выжженной земли. Его партизаны уничтожали любую инфраструктуру, которая могла бы пригодиться интервентам на чужбине. Не были забыты и столь любимые Дракулой казни - сажание на кол стало страшным сном турок. В итоге султану пришлось удалиться из Валахии ни с чем.

Гибель

В 1462 году, вскоре после окончания войны с Османской империей, Дракулу предали венгры, лишившие его трона и посадившие соседа в темницу на целых двенадцать лет. Формально Цепеш оказался в тюрьме по обвинению в сотрудничестве с османами.

После освобождения, когда шел уже 1475 год, он, оставшись без власти, начал служить в армии Венгрии, где занимал должность королевского капитана. В этом качестве Влад принял участие в осаде турецкого бастиона Шабац.

Летом 1476 года война с османами переместилась в Молдавию. Там продолжал править Штефан Великий, другом которого был Дракула. Год рождения Цепеша пришелся на смутное время, когда на стыке Европы и Азии происходили события огромного масштаба. Поэтому даже если бы он и хотел вернуться к мирной жизни, сделать это у него не получилось бы.

Когда Молдавия была спасена от турок, Штефан Молдавский помог Дракуле вновь утвердиться на валашском престоле. В Тырговиште и Бухаресте в то время правил настроенный проосмански Лайот Басараб. В ноябре 1476 года молдавские войска захватили ключевые города Валахии. Дракула в третий раз был провозглашен князем этой несчастной страны.

Вскоре войска Штефана покинули Валахию. У Цепеша осталась незначительная армия. Он погиб в декабре 1476 года, всего лишь через месяц после утверждения своей власти. Обстоятельства смерти, как и могила Дракулы, доподлинно неизвестны. По одной версии его убил подкупленный турками слуга, по другой - князь погиб в бою против тех же турок.

Дурная слава

Сегодня Влад Дракула гораздо больше известен не историческими фактами своей жизни, а тем мифическим образом, который сложился вокруг его личности уже после смерти князя. Речь идет, разумеется, о знаменитом трансильванском вампире, перенявшем имя валашского господаря.

Но как появился этот персонаж? О реальном Дракуле ходили самые невероятные слухи еще при его жизни. В Вене в 1463 году о нем был написан и издан памфлет, в котором Цепеш описывался как кровожадный маньяк (использовались факты о казнях с помощью сажания на кол и другие свидетельства многочисленных румынских войн). В этот же сборник была включена поэма «О злодее», написанная Михаэлем Бехаймом. Произведение настаивало на том, что Цепеш - тиран. Упоминались казни девушек и детей. Сам Влад III Цепеш, женатый на Илоне Силадьи, имел трех сыновей: Михаила, Влада и Михню.

В 1480 гг. появилась «Повесть о Дракуле воеводе». Она была написана на русском языке дьяком Федором Курицыным, работавшим в посольском приказе при Иване III. Он посещал Венгрию, где был с официальным визитом у короля Матьяша Корвина для заключения союза против Польши и Литвы. В Трансильвании Курицын собрал несколько историй о Дракуле, которые он позже использовал как основу своей повести. Произведение русского дьяка отличалось от австрийского памфлета, хотя сцены жестокости есть и в нем. Однако настоящую всемирную известность образ Дракулы получил много позже - в конце XIX века.

Образ Стокера

Сегодня об этом знает кажется только сама Румыния: Дракула был не вампиром и не графом, а правителем Валахии XV века. Для большинства обывателей по всему земному шару его имя ассоциируется только с нежитью. Идею о том, что Влад III Цепеш пил кровь сделал популярной ирландский писатель Брэм Стокер (1847 - 1912). Своим романом «Дракула» он перевел исторического персонажа в разряд мифического существа и популярного героя массовой культуры.

Образ вампира, так или иначе, есть в каждой языческой культуре и религии. Обобщенно его можно назвать «живым трупом» - мертвым существом, поддерживающим свою жизнь с помощью питья крови своих жертв. К примеру, у древних славян похожим созданием считался упырь. Стокер увлекался мистикой и решил воспользоваться дурной славой реального Дракулы для своего романа о вампире. Писатель также называл его Носферату. В 1922 году это слово было вынесено в заголовок эпохального фильма ужасов Фридриха Мурнау.

Образ Дракулы стал классическим для всего мирового кинематографа и жанра хоррора. На протяжении XX века эта индустрия снова и снова возвращалась к сюжету Стокера о трансильванском графе (согласно Книге рекордов Гиннесса, было снято 155 полнометражных фильмов). При этом есть лишь дюжина лент, посвященных Цепешу, жившему в XV столетии.

До сих пор жива легенда о "короле вампиров", князе Дракуле . В Румынии недалеко от Тихутского перевала существуют и поныне полуразрушенные стены крепости Поэнари. Местные жители утверждают, что и в наши дни дух Влада III все еще бродит по земле. Его не приняли ни рай, ни ад. И потому он вынужден скитаться по всему свету, томимый жаждой человеческой крови.

Днем Дракула прячется в руинах крепости. Ночью же он выходит и при свете луны ищет свои жертвы. Легенда гласит, что укушенный князем в ту же минуту превращается в вампира, с торчащими клыками и маленькими ранками на шее. Но кем же на самом деле был этот грозный князь?..

Тихими райскими уголками кажутся сейчас окрестности бывшего замка знаменитого князя Влада III , больше известного под именем Дракула. А тогда, в XV столетии, местные жители обходили это место стороной, чтобы только не попасть в руки жестокого властелина.

Стоило только человеку посмотреть на князя Влада, как страх постепенно овладевал всеми его мыслями. Действительно, по свидетельствам историков, он имел ужасающую внешность: узкое лицо, длинный нос, выдававшуюся вперед нижнюю губу, большие стеклянные глаза, скрывавшие чувства князя.

Именно с глазами навыкате люди и связывали способность Дракулы с помощью гипнотического воздействия наводить страх и ужас на пленника. Казалось, взгляд Дракулы проникает в самую душу, и его обладатель может без труда узнать все то, о чем думает человек. Однако многие современные ученые считают, что подобная форма глаз может быть не чем иным, как последствием и одним из признаков базедовой болезни, часто встречающейся у жителей горных селений.

В народе говорят: «Лицо — зеркало души». Действительно, будучи самым некрасивым из трех братьев, Влад к тому же отличался жестоким и независимым нравом. Пристальный, почти немигающий взгляд холодных рыбьих глаз, презрительно сжатый рот, узкий, выступающий вперед подбородок — все говорит о том, что князь Дракула был тщеславным гордецом, ненавидящим и презирающим людей.

Ростом не выше среднего, Влад III обладал огромной физической силой. Так, он без особого труда мог переплыть речку. В Средневековье было много больших рек и маленьких речушек, но вот мостов явно недоставало. Воин, не умевший хорошо плавать, был обречен на гибель.

Дракула был известен в XV столетии и как превосходный артиллерист. Этот талант князя тем более заслуживает особенного внимания, если вспомнить то обстоятельство, что в те времена — когда маленькие и большие войны велись почти в каждой стране — мальчиков с детства обучали верховой езде и стрельбе из разных видов оружия. Каждый юноша мастерски владел оружием. А потому заслужить славу великолепного воина и наездника было тогда вовсе не простым делом.

Жизнь и смерть Влада Тепеша (Цепеша), Дракулы, окутаны плотной пеленой тайны. Местные жители утверждают, что могила кровавого князя находится в Снаговском монастыре. Но совсем недавно историки заявили о том, что та могила представляет собой кенотафию, то есть могилу без погребения.

Покрыто тайной время и место рождения Влада III. По некоторым источникам, он родился между 1428 и 1431 годами. Более точных сведений найти не удалось. Это связано с тем, что в то время монастырские стены не могли сберечь от огня рукописи. А так как пожаров в то время было неисчислимое множество, то от них часто гибли люди, памятники письменности, в том числе и документы.

Местом рождения Дракулы определяют сравнительно небольшой дом, находящийся на расположенной в одном из районов Сигишоара Кузнечной улице. Он до сих пор привлекает к себе множество туристов, путешествующих по Румынии.

Историки не вполне уверены в том, что Влад III родился именно в том месте. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют: в XV веке дом принадлежал отцу Влада Тепеша, Владу II Дракулу. Дракул в переводе на русский язык обозначает «дракон» . Это означает, что старый князь входил в состав румынского ордена Дракона. Члены этой организации когда-то занимались насильственным обращением «неверных» в христианство. К концу первой четверти XV столетия у князя Влада II было уже три сына. Но только один из них, Влад, смог прославиться в веках.

Крепость Поэнари


Необходимо сказать, что в молодости князь Влад III сумел расположить к себе простой народ и заслужить его любовь и уважение. Действительно, по свидетельствам рукописных источников, в то время он был настоящим рыцарем Средневековья, человеком чести и долга. Особенно его отличало умение руководить ходом сражения. Воины, сражавшиеся под командованием талантливого полководца Влада Тепеша, всегда одерживали победу в битвах.

Историки тех лет вспоминают о Дракуле как о достаточно демократичном государственном деятеле. Он всегда выступал против захвата Румынии иноземцами, а также против разделения родных земель. Кроме того, деятельность княжества он направлял прежде всего на развитие национальных ремесел и торговли. Особенное внимание Влад III уделял борьбе с преступниками: ворами, убийцами и мошенниками. При этом способы наказания виновных выбирались самые изощренные и жестокие.

Народная любовь к князю Дракуле и его необычайная популярность среди жителей средневековой Валахии вполне оправданы. Современники вспоминают о нем как о народном заступнике, вечно враждующем с боярами, всегда притеснявшими простой люд. Кроме того, одержанные Владом III военные победы с лихвой искупляли его жесткость. Патриотичные румыны испытывали гордость за своего полководца, умевшего одерживать победы даже в той битве, которая явно была обречена на проигрыш.

Однако самым важным качеством характера Тепеша, определявшим благорасположение народа, стала почти фанатичная религиозность. В то время церковь оказывала сильное влияние на жизнь общества. Государь, заручившийся поддержкой святых отцов, мог уверенно рассчитывать на покорность подвластного ему народа. «А как же невероятная жестокость, присущая Дракуле?» — спросите вы.

Ответ прост: тогда это считалось обыкновенным делом — сурово наказать, а затем направиться в церковь, чтобы замолить грехи и возблагодарить Бога за блага жизни. А народ тем временем оплакивал казненных, не смея роптать и сопротивляться своему господину — ведь его власть была «священной». C’est la vie, — говорят в подобных случаях французы.

Со своей стороны церковь также была заинтересована в дружбе с князьями. В этом случае благодушный господарь мог наделить монастыри землей и деревнями. А взамен он получал от священнослужителя благословение на различные дела и поступки (в том числе жестокие и кровавые). Влад III обычно раздавал священнослужителям подобные подарки после очередной военной победы или в порыве религиозного чувства (чтобы Бог отпустил грехи).

Хроники свидетельствуют; желая снизить уровень преступности в своем маленьком государстве, князь Влад Те-пеш не жалел провинившихся и использовал самые суровые способы наказания. Его расправа не заставляла себя долго ждать. Преступника, что называется, без суда и следствия сжигали на костре или казнили на плахе. Не щадил господарь Валахии и цыган. Их также ждал костер или меч: по мнению Тепеша, все они были потенциальными ворами, конокрадами и к тому же бродягами.

До сих пор содержание множества цыганских рассказов сводится к освещению тех страшных событий, когда князь Дракула проводил массовые казни цыган. В какой-то степени великий правитель Валахии добился желаемого результата. Летописцы говорили о том, что с тех пор преступность во владениях князя сошла на нет. В качестве подтверждения слов средневекового историка можно привести такой пример. Если кто-либо находил на улице золотую монету, то ни в коем случае не поднимал ее. Это означало бы воровство чужого добра, за что можно было бы поплатиться жизнью.

А сколько разноречивых толков ходит вокруг строительства крепости Поэнари. Оказывается, замыслив постройку, Влад Тепеш приказал силой привести к нему всех странников, пришедших в Тирговисту, чтобы отпраздновать Пасху. После этого он заявил, что вернуться в свои дома богомольцы смогут только после того, как закончат возведение крепости. Люди, знавшие суровый нрав румынского князя, не стали спорить и с воодушевлением взялись за работу, ведь всем хотелось поскорее вернуться в родные места.

Вскоре новый замок был построен. Однако крепость, возведенная с помощью лжи и принуждения, не принесла своему хозяину удачи и не смогла защитить его во время осады турок. Когда в 1462 году турки захватили Поэнари, князь Дракула вынужден был спасаться от иноземцев бегством. Оставшаяся в крепости княгиня не пожелала стать пленницей победителей, равно как и ее муж прославившийся своей невероятной жестокостью. Она бросилась вниз с высокой крепостной стены и разбилась. В память о ней остались лишь белые камни разрушенной крепости да второе название Аргеса — «река принцессы».

Румынский князь Влад III заслужил свое прозвище Тепеш (Цепеш) из-за собственной жестокости. В переводе на русский язык «тепеш» означает «сажать на кол». Подобный способ казни, заимствованный европейцами у турок, средневековые государи использовали довольно часто. При этом кол либо загоняли в тело провинившегося сильными ударами молота, либо приговоренного в буквальном смысле слова сажали на кол, укрепленный в земле. Палачи настолько освоили этот вид казни, что им ничего не стоило загнать кол в тело жертвы так, чтобы та корчилась в предсмертных судорогах не меньше недели.

Именно описанный выше способ наказания преступников стал самым любимым у Дракулы. С его помощью он благополучно разрешал вопросы не только внутренней, но и внешней политики. Количество людей, ставших жертвами одной только такой расправы князя, измеряется несколькими десятками тысяч.

Казалось, жестокости Дракулы не было предела. Казненными могли стать не только цыгане и плененные турки, но и любой грахданин Валахии, совершивший преступление. Именно в страхе и нежелании оказаться на плахе или костре и кроется тайна загадочной для современного европейца честности средневекового румына. После того как все дальше и дальше разносилась по княжеству весть о новой изощренной казни, желающих испытать судьбу не находилось. Все граждане предпочитали вести жизнь безгрешных праведников.

Необходимо признать, что, несмотря на жестокость, Дракула был справедливым судьей. За малейшую провинность наказывались не только простые граждане, но и достаточно состоятельные. Те же исторические хроники свидетельствуют о том, что семеро купцов оказались посаженными на кол по обвинению в заключении торговых договоров с турками. Так трагически оборвалось в Шесбурге знакомство валашских купцов с врагами христианской веры, «грязными турками».

Хроника или летопись, к которым восходят немецкие источники о Дракуле, были написаны явно недоброжелателями Тепеша и изображают господаря и его жизнь в самых негативных тонах. С русскими источниками сложнее. Они не отказываются от изображения жестокости Влада, но они пытаются дать ей более благородные объяснения, чем немецкие, и акцентируют внимание так, чтобы те же самые действия выглядели в данных обстоятельствах и более логичными, и не такими мрачными.

Вот несколько баек из разных источников. Проверить их подлинность не представляется возможным:

Иностранного купца, который приехал в Валахию, обокрали. Купец подает жалобу господарю. Пока ловят и садят на кол вора, с судьбой, в общем, «по справедливости» все понятно, купцу подбросили по приказу Дракулы кошель, в котором было больше на одну монету, чем украли. Купец, обнаружив лишнее, сразу же сообщает об этом Цепешу. Тот на это всего лишь смеется: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

Еще пример. Влад Дракула весело пирует, как написал древнерусский автор, среди «трупия». Слуга, который подносит блюда, морщится. На вопрос господаря «Почему?» выясняется, что слуга не может выносить смрад. «Резолюция» Цепеша: «Так посадите же слугу повыше, дабы и смрад до него не доходил». И корчится бедняга на колу небывалой высоты.

Замечательна и «дипломатия» Дракулы. Предлагаю прочитать перевод с древнерусского языка: «Была такая традиция у Дракулы: когда прибывал к нему неопытный посланец от короля или от царя и не мог дать ответ на коварные вопросы Дракулы, то сажал он посланца на кол, при этом говоря: "Не я повинен в твоей смерти, а или государь твой, или ты сам. На меня же ты не возлагай вины. Если же государь твой, зная, что неопытен ты и неумен, и послал тебя послом ко мне, многомудрому правителю, то твой государь же и убил тебя; но если же ты лично решился идти, невежественный, то ты сам себя и убил"».

Прекрасный пример - расправа над турецкими посланцами, которые, по традиции своей страны, поклонились Дракуле, не снимая шапок. Дракула похвалил этот обычай, а чтобы еще сильнее укрепить их в этом обычае, приказал прибить шапки к головам посланцев гвоздями.

Летописцы утверждают, что столь жестокий нрав Дракулы был воспитан во дворце турецкого султана. Каждый год князь Валахии должен был переправлять в Турцию определенное количество серебра и древесины. Для того чтобы князь не забыл о своей обязанности, султан приказал препроводить в свой дворец сына Влада II. Итак, двенадцатилетний Влад III оказался в Турции. Именно там он и познакомился с различными способами наказания провинившихся и непокорных граждан государства.

Редкий день в Турции проходил без казни. Две истории помогут читателям представить себе всю картину невеселой жизни в средневековом Стамбуле.

Однажды проходил суд над двумя сыновьями одного из румынских князей, вовремя не заплатившего дань. По какой-то причине в последний момент перед казнью султан «смилостивился» и приказал не сажать мальчиков на кол, а ослепить их. При этом ослепление воспринималось тогда как величайшая милость.

Вторая история повествует о краже огурцов — овощей, считавшихся в Турции экзотичным лакомством. Как-то раз визирь султана не досчитался на огородной грядке двух огурцов. Тогда решено было вспороть всем работавшим при дворце садовникам животы. В пятом из них и оказались огурец. Султан приказал казнить виновного на плахе. Остальные же «могли восвояси отправляться по своим жилищам».

Узнав о пребывании Влада III в плену турецкого султана, где изо дня в день он становился очевидцем издевательств над людьми, нетрудно догадаться о причинах его жестокого нрава из ненависти к туркам. Какой человек мог вырасти из двенадцатилетнего мальчика, жившего в том аду, когда каждый день он видел только одно: человеческие страдания, предсмертные агонии тысяч казненных и мученическую смерть людей.

Зависимость от турецкого султана была, естественно, не по нраву вольнолюбивым славянам. Отец и сын — повелители Валахии — твердо верили в то, что когда-нибудь их княжество освободится из-под ига Турции.

По возвращении из плена Влад III задумал во что бы то ни стало навсегда освободить валахов от власти турок. И вот, спустя четыре года после наследования княжеского трона, Тепеш объявил туркам, что не намерен впредь выплачивать дань. Таким образом, был сделан вызов Османской империи. Тогда султан Мурад послал в Валахию небольшой отряд, состоявший из тысячи всадников.

Однако удача отвернулась от турецких воинов. Они были взяты в плен и в течение одного дня посажены на кол. А для турецкого аги, который командовал карательным отрядом, Дракула велел приготовить даже специальный кол — с золотым наконечником.

После того как Мурад узнал о том, что его посланники потерпели позорное поражение, он решил отправить в Валахию целую армию. Это было уже начало открытой войны между Османской империей и Валахией. Финальное сражение турок и валашцев состоялось в 1461 году. Благодаря самоотверженности славян турки были побеждены. После этого князь Влад 111 пошел войной на Трансиль-ванию, находящуюся по соседству с Валахией. Трансильванская знать (по большей части самые состоятельные купцы) давно уже были обеспокоены неистовым нравом владельца расположенного неподалеку княжества.

Они решили было избавиться от непредсказуемого, жестокого и своенравного соседа. Однако князь Дракула опередил их. Словно страшный ураган пронесся он со своим войском, сметая все на пути. Румыны до сих пор вспоминают о пятистах соотечественниках казненных на площади Шесбурга в то страшное время.

Затем князь-победитель возвратился домой. Однако именно тогда и подстерегла его опасность. Возмущенные бесчинствами валашцев, торговая элита Трансильвании от имени автора, пожелавшего остаться неизвестным, издала памфлет. Его содержание сводилось к пересказу недавних событий, захвату Владом III Трансильвании, о его зверствах и жестокости. Анонимный поэт добавил также, что валашский князь якобы собирается в ближайшее время напасть и покорить Венгерское княжество. Король Венгрии Дан III пришел в ярость, узнав о злобе и наглости князя Валахии, а также о его намерении захватить государство.

После того как крепость Дракулы была взята турками, ее хозяин решил бежать в Венгрию. Прибыв туда, он оказался пленником короля Дана III. В течение 12 долгих лет великий князь Валахии томился в темнице. Именно тогда он смог покорить Дана своей покорностью и смирением. Тепеш даже принял католичество, чтобы расположить к себе монарха славянского государства.

Наконец сердце доброго короля Венгрии смягчилось, и он освободил узника. Уже будучи на свободе, князь женился на племяннице монарха, а позднее даже собрал из венгерских наемников большую армию, чтобы пойти войной на Валахию и отвоевать трон.

Осенью 1476 года войско Влада Тепеша подошло к Валахии. Но, как впоследствии оказалось, удача навсегда покинула знаменитого своими военными победами полководца. В первом же бою армия венгров была разбита, а сам Влад III оказался взятым в плен валашскими боярами.

Посчитав позорной смерть от рук бывших поданных, Тепеш бежал из плена и был убит боярскими воинами. Однако другие источники утверждают, что смерть внезапно настигла Влада III, когда тот уже сидел на коне и намеревался сбежать из Валахии.

Как бы то ни было, тело князя Влада III Тепеша, Дракулы, впоследствии было разрезано боярами на множество кусочков, которые разбросали по полю. Однако монахи Снаговского монастыря, не раз получавшие щедрые подарки из рук государя, искренне любили и жалели князя, принявшего мученическую смерть. Они собрали останки Дракулы и захоронили их недалеко от монастыря.

После смерти жестокого, но справедливого князя современники не раз спорили о том, куда же попала его душа: на небеса или в преисподнюю. Именно из этих не-прекращавшихся споров и родилась ныне всем известная легенда, гласящая о том, что дух румына не принимает ни ад, ни рай. Говорят, до сих пор мятежная душа князя Дракулы ищет покоя и, нигде не находя его, скитается по земле в поисках все новых и новых жертв.

Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также

В 1386 году в Сигишоаре - небольшом городке, расположенном в Трансильвании, родился человек, который оставил неизгладимый след в истории. Влад Цепеш, более известный, как граф Дракула, потомок правителя Валахии - Басараба Великого, прославился не столько благодаря своему таланту полководца, сколько мрачной жестокости, беспрецедентной даже для .

Влад III, о котором сложили многочисленные кровавые легенды, стал прототипом одного из главных персонажей романа Брэма Стокера - он известен, как граф Дракула, биография которого до некоторой степени схожа с судьбой Цепеша.

Нельзя сказать, что его юность прошла легко и безоблачно, что было бы вполне предсказуемо для настоящего принца крови - будущего повелителя Валахии. В двенадцать лет Влад III вместе со своим младшим братом в качестве заложников отправлены к турецкому султану, где он и содержится до 17 лет, что по всей вероятности негативно повлияло на его психику.

В 17 лет, после своего освобождения, Влад Цепеш, биография которого с этих пор становится весьма изменчивой, с помощью турков впервые захватывает власть и воцаряется в Валахии под именем Влада III. Средние века отличались многочисленными войнами, и долго удерживать престол молодому господарю не удалось - ставленник Яноша Хуньяди - правителя Венгрии - свергает его. Но он проявляет излишнюю самостоятельность, теряет покровительство своего венгерского повелителя, и Влад Цепеш возвращает себе престол уже при поддержке самого Хуньяди.

Разумеется, такой поворот событий не устраивал Турцию, и в 1461 году начинается война, в которой Влад III в полной мере проявляет свой талант полководца. Но, несмотря на всю свою храбрость и жестокость, (а к тому времени о нём ходили многочисленные кровавые легенды) Цепеш терпит поражение - главным образом потому, что турецкая армия значительно превосходит числом его войска. Влад III бросает разгромленную армию, и желает найти убежище во владениях венгерского короля, но тот обвиняет бывшего союзника в сговоре с турками, и заключает в темницу.

На свободу Влад III выходит более чем через 10 лет, и ему даже удаётся вновь захватить столицу Валахии, но спустя некоторое время Влад Цепеш, биография которого связана со многими смертями, погибает при загадочных обстоятельствах... Не иначе, кто-то припас для него осиновый кол:) Жизнь Цепеша оборвалась в 1476 году.

Кровавые легенды или страшная реальность?

Следует отметить, что персонаж Брэма Стокера - граф Дракула, биография которого весьма таинственна, является только слабым подобием своего прототипа. Влад Цепеш воплощает в себе всё зверство средневековья - от застенок испанской инквизиции до изощрённых турецких пыток.

Современники боялись его не меньше, чем Даже если малая часть кровавых легенд, сложенных о нём, является действительностью, то Влад III заслужил право называться вампиром, ведь для того, чтобы быть им не обязательно пить кровь - достаточно обильно её проливать...

Самое грандиозное побоище Влад Цепеш устроил в 1460 году - тогда в одном из городов Трансильвании одновременно было посажено на кол около 30 000 человек. Произошло это массовое убийство в праздник Святого Варфоломея. Над этим праздником видимо - достаточно вспомнить противостояние католиков и гугенотов во Франции и знаменитую Варфоломеевскую ночь.

Известна также легенда об одной из любовниц Цепеша, которая пыталась обмануть его, заявляя о своей беременности. Остаётся только удивляться смелости женщины, которая продолжала настаивать на своём, после того, как Влад предупреждает её о том, что он не терпит лжи. Финал истории трагичен - Цепеш вспарывает ей живот и кричит "Я же предупреждал тебя, что не люблю лжи!"

Граф Дракула, биография которого породила многочисленные кровавые легенды, не жаловался на отсутствие фантазии, его методы расправы с врагами отличались разнообразием - рубить головы, варить, сжигать, сдирать кожу или вспарывать животы было обычным делом для Влада Цепеша. Но всему вышеперечисленному господарь предпочитал сажать неугодных на кол, благодаря чему и получил своё прозвище - Цепеш - "колосажатель". Но извращённые методы расправы были обусловлены не только садистскими наклонностями правителя, такие казни преследовали и другие цели. Например, существует легенда о том, что у фонтана в самом центре столицы Валахии стояла сделанная из золота чаша. Из неё мог напиться любой желающий, но никто не осмеливался чашу украсть - подданным было известно, что с ворами Цепеш расправлялся особо жестоко.

Иногда граф любил пошутить...

Влад Цепеш обладал и неким подобием чувства юмора. Как и он любил мистификации - пил на морозе дымящийся глинтвейн, чем до смерти пугал своих придворных, полагавших, что господарь пьёт тёплую человеческую кровь...

Граф Дракула, биография которого вдохновила Брэма Стокера, породила не только кровавые легенды. Господарю была не чужда некоторая справедливость. Однажды, один проезжий купец пожаловался Цепешу, что его фургон ночью обокрали, причём пропала значительная сумма золота. Естественно Влад Цепеш не мог стерпеть подобной дерзости - воровство каралось очень жестоко, и все силы были брошены на поиски преступника, коего и обнаружили за ночь.

Украденное золото подбросили купцу, и вместе с ним подложили одну лишнюю монету. Что сталось с вором, думаю понятно, если учесть привычки Дракулы. Утром купец пришёл благодарить повелителя - он сказал, что воры не только вернули всё золото, но даже подбросили одну лишнюю монету. Цепеш мрачно усмехнулся, и сказал, что если бы купец умолчал об этой монете, то сидел бы на колу рядом с вором. Надо думать, после такого заявления купец поспешил покинуть гостеприимную Валахию.

Многие кровавые легенды о Дракуле повествуют, что Влад Цепеш имел привычку завтракать среди мёртвых и умирающих людей, насаженных на колья. Эти колья различались как расцветками, так и геометрическими формами - по этим признакам всегда можно было отличить простолюдина от знатного вельможи (вельмож сажали несколько повыше). Дракуле было недостаточно просто расправиться с неугодными, он тщательно следил за тем, чтобы колья не были заострены, что привело бы к обильной кровопотере и быстрой смерти. А тупой кол обеспечивал его жертве мучительную агонию, которая могла продолжаться в течение 4 - 5 дней.

Влад Цепеш, биография которого отличается разнообразием, стремился показать всем свою независимость. Однажды ко двору прибыли посланцы турецкого султана. Незадачливые турки напрочь отказались снимать свои головные уборы (вера не позволяет или ещё что). Разгневанный господарь приказал своим подданным прибить тюрбаны к головам турок, что и было немедленно исполнено. Впрочем, для этой процедуры использовали маленькие гвозди.

Как появились кровавые легенды о вампирах

Осиновый кол, связка чеснока и, конечно, распятие - какой фильм про вампиров обходится без этой атрибутики? Хорошим средством борьбы с нечистью также позиционируют солнечный свет, но мало кто задумывался почему.

Истоками для создания , а также их боязни солнечного света послужила одна загадочная болезнь эпохи средневековья. Она проявлялась в том, что человек не мог переносить прямых солнечных лучей, от воздействия которых кожа покрывалась пигментными пятнами, что вызывало довольно сильную боль.

Заболевание получило название "порфирия" - организм человека, поражённого этим недугом не способен самостоятельно вырабатывать красные кровяные тельца. Болезнь редкая, и в те времена ей были подвержены представители аристократии - вот откуда и тянется ниточка к графу Дракуле (который, кстати, порфирией не болел). Чтобы не испытывать боли, человек был вынужден появляться на улице только по ночам либо есть сырое мясо, чтобы восстановить кровяной баланс организма.

Другой источник приписывает появление легенд о вампирах некоей средневековой аристократке, верившей в то, что её молодость будет сохраняться вечно, если она будет принимать регулярные ванны, наполненные кровью молодых девушек. Этих девушек доставляли в её замок и убивали. Это продолжалось до тех пор, пока одной жертве не удалось бежать и рассказать о происходящем в мрачном замке правителю тех земель. Графиню заточили в её апартаментах, и обрекли на голодную смерть.

Кстати, в средние века существовало поверье, что тот, кто пьёт молодую кровь, восстанавливает свои силы и продлевает себе жизнь. Кто знает, сколько представителей аристократии тех времён прибегали к такому способу омолаживания? Возможностей у них было предостаточно...

admin этот клип наверняка будет в тему... особенно если вам нравится группа АРИЯ