Милан кастелло сфорцеско. Миланский кремль - замок сфорца

Башни Замка Сфорца (Castello Sforzesco), лаконично соединенные крепостными стенами в одну величественную структуру, неизбежно попадутся на глаза посетителям Милана.

Семь столетий замок Сфорца провел под лазурным итальянским небом. За это время он повидал взлет и падение правящих династий, революции и народные восстания, ощутил на себе прикосновение рук талантливых архитекторов, скульпторов и художников. Строгий и притягательный, архитектурный ансамбль по своим очертаниям весьма схож со зданием Кремля, выстроенного в Москве. Подобное обстоятельство объясняется итальянскими корнями строительного проекта русской крепости.

История этого замечательного архитектурного памятника уходит корнями в Средневековье. В 14 столетии семья высокопоставленных аристократов Висконти решила обзавестись фамильным гнездом неподалеку от Милана. Место, избранное для строительства резиденции на тот момент находилось в пригороде. Поэтому потребовалось сооружение значительных оборонительных сооружений и крепких стен. Однако главная опасность для замка и его обитателей появилась с совершенно неожиданной стороны. В середине 14 века род Висконти потерял свое влияние, и в Милане была провозглашена Амброзианская республика. Ее сподвижники нанесли большие повреждения замку, являвшемуся олицетворением свергнутой власти.


Новая республика продержалась совсем недолго, с 1447 по 1450 гг. Правители из народа не сумели справиться с натиском других городов. За поддержкой им пришлось обратиться к военачальнику Франческо Сфорца. В свое время его женой стала дочь последнего правителя из рода Висконти, Бьянка. Заручившись поддержкой своей жены-аристократки и солидной военной силой, Франческо Сфорца сумел навести порядок в городе и объявить себя новым герцогом города Милана.

В 15 веке благодаря усилиям Сфорца полуразрушенный замок Висконти получил новую жизнь. Герцог преследовал две цели: во-первых, возродить символ правящей династии, а во-вторых, укрепить подступы к городу. Опираясь на фундамент крепостных стен, были отстроены высокие крепкие заграждения. Геометрически правильный каменный квадрат со стороной в 200 м окружил замок надежной защитой. Однако новый владелец позаботился не только о функциональной части, но и об эстетике. Знаменитый в те годы зодчий А.Аверумину, также известный как Филарета, был специально приглашен для отделки наружных фасадов.

Со временем в углах крепостных стен появились башни с округлыми стенами. Они отлично сохранились до сегодняшних дней и придают Замку Сфорца великолепный вид, особенно если наблюдать его, находясь на улице (Via Dante).

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Франческо и Бьянка Сфорца провели всю свою жизнь в центре Милана, используя в качестве резиденции дворец на Соборной площади. Их сын Галеаццо задумал вернуть крепости, стоящей за городом, былую славу фамильного замка. Для этих целей были вновь развернуты строительные работы, призванные расширить здание замка и произвести отделку внутренних помещений. Архитектор Бенедетто Феррини (Benedetto Ferrini) распланировал внутренний периметр крепости таким образом, чтобы создать два уютных внутренних двора – Герцогский двор и дворик Роччета. Помимо этого, замок обзавелся вместительными конюшнями, рассчитанными на 90 скакунов.

Внутреннее преображение жилых помещений также было предпринято Галеаццо Сфорца (Galeazzo Maria Sforza). Он не скупился на роскошную мебель, предметы искусства и сказочную отделку. Специально для проведения приемов и занятия спортом, во дворце появился Бальный зал. Большая часть внутренних красот сохранилась до сегодняшних дней и доступна для глаз посетителей Castello Sforzesco.

После гибели Галеаццо, его пост и регалии перешли в руки родного брата Людовико Моро. Этот достойный представитель знатного рода сумел заполучить самого в качестве художника для своего замка. Знаменитый итальянец занимался отделкой зала della Aste, украсив его великолепными фресками. Несколько фрагментов работ да Винчи удалось сохранить в хорошем состоянии. Кстати, талантливый мастер был очень привязан к Милану, недаром именно в этом городе был открыт Музей Науки и Техники, посвященный Леонардо. Музей находится на территории монастыря Сан-Виторе, и основная часть его экспозиции – это изобретения, чертежи, эскизы и художественные и технические наработки да Винчи.

Превращение в военный плацдарм

В конце 15 века начались неспокойные времена, ознаменовавшиеся борьбой Италии, Испании, Франции и Священной Римской империи за передел мира. В этот период Милан и его окрестности часто сменяли правителя, что не совсем благоприятного сказалось на состоянии замка Сфорца. Французский монарх Людовик XII обосновался на посту герцога Миланского на достаточно продолжительное время. Среди прочих нововведений – реорганизация замка Сфорца из оплота светской жизни в военное укрепление. Роскошь внутренних залов быстро померкла под натиском грубой солдатской действительности. А в 1521 году одна из замковых башен была уничтожена мощнейшим взрывом пороха, хранившегося в ее стенах.

На смену французскому господству в Италию пришла испанская власть. Ее представители решили придерживаться политики прежних владельцев относительно Castello Sforzesco. Именно по этой причине крепостные стены были взяты в дополнительное кольцо из заградительных валов и фортификационных укреплений. Новый защитный рубеж был исполнен по последнему слову военного строительства в виде 12-конечной звезды.

Отныне в стенах замка расквартировалось около двух тысяч солдат. Также были организованы госпиталь, столовые и две церквушки для нужд военных. Стоит ли говорить, что залы, украшенный фресками самого Леонардо да Винчи и других художников были использованы в качестве складских помещений.

На заре 18 века власть испанцев сменилась главенством Австрии. А для замка Сфорца мало что изменилось, он так и остался большой казармой, укрепленной стенами мощного бастиона. Только в 1796 году императору Франции Наполеону удалось обратить австрийцев в бегство и полностью занять Милан. Бонапарт рассчитывал увеличить вместимость казарм до 4 тысяч, однако местное население было категорически против этого. Несколько веков замок Сфорца являлся средоточием мощи иностранных захватчиков, жители Милана требовали полного разрушения постройки.

Однако французскому императору вскоре стало недосуг решать подобные проблемы. В 1799 году объединенные войска России, Англии и Австрии, под предводительством Суворова подошли к стенам миланской крепости. Талантливый военачальник Александр Васильевич Суворов смог выбить Наполеона из-за надежных стен. Впоследствии русские войска уйдут через Альпы, а город останется на милость императора Австрии. Впрочем, также ненадолго. Наполеон Бонапарт сумеет взять реванш в предместье города Маренго. На отвоеванной территории будет провозглашена Цизальпинская республика со столицей в Милане.

Роль Наполеона Бонапарта

Наполеон оказал двоякое влияние на поместье Сфорца. С одной стороны, замок по-прежнему нещадно эксплуатировался в качестве военной казармы. Фрески и прочие элементы внутреннего декора были погребены под слоем штукатурки и белил. Зато, император пошел навстречу итальянцам, сняв фортификационные сооружения, опоясывавшие замок со времен испанского засилья.

Для того, чтобы устранить разруху вокруг Castello Sforzesco, оставшуюся после разрушения оборонительных стен и валов, были привлечены два итальянских архитектора. Джованни Антолини и Луиджи Каноника предлагали обширный проект, включающий в себя создание большого парка с аллеями, а также возведение нескольких зданий, имеющих культурную ценность. Однако из всего вышеупомянутого удалось только распланировать территорию под сквер.

Окончательный крах Наполеона и его империи в 1815 году развязал руки австрийцам, чем они тут же воспользовались. Вновь была захвачена Ломбардия и Венеция, а многострадальный миланский замок снова попал в распоряжение . В последующие 50 лет итальянцы пытались противостоять захватчикам. И однажды им это даже удалось — в течение 5 дней в марте 1848 года жители Милана владели своим городам.

Наиболее драматические события в истории замка Сфорца развернулись в 1859 году после того, как австрийские войска были вынуждены оставить итальянские земли. Разгоряченное население Милана не пощадило военные укрепления австрияков, безжалостно прокатившись по внутреннему периметру крепости с огнем и мечом. Замок был разграблен и понес ощутимый ущерб.

Объединение итальянских земель

Процесс воссоединения Италии (Risorgimento) начался в 1861 году. Именно тогда дошел черед до знаменитой крепости. Солидный возраст сооружения, а также его значимость в судьбе города, позволили новым правителям Милана присвоить замку Сфорца статус памятника архитектуры и городского символа. Именно поэтому реконструкция замка и восстановление его былой красоты получили достаточно большой приоритет.

Куратором работ по оживлению Castello Sforzesco был назначен Лука Белтрами. Этот архитектор подошел к реконструкции замка со всей ответственностью. Прежде чем составлять план предполагаемых работ, была изучена масса исторической литературы и документов, касающихся архитектуры и дизайна крепости. Приземистые башни, расположенные в углах крепостных стен были взяты в работу первыми.

Работы начались с восстановления частично поврежденных стен и перекрытий, также вернулась на место аутентичная отделка строений. Кроме того, башни получили новую функциональную нагрузку – они превратились в водохранилища. Ремонт замка продолжался вплоть до 1905 года, хотя частично он был доступен для посещений с начала 20 века. С тех пор и по нынешнее время замок Сфорца стал собственностью города Милана и его жителей.

Вторая мировая война и реставрация

Последние разрушения обрушились на Сфорца в 1943 году в ходе боевых действий Второй мировой войны. Удары авиабомб повредили крепостные стены, а также внутренний дворик Рочетта. По окончании войны реставрация замка продлилась до 1956 года. За эти годы была проведена скрупулезная работа по восстановлению разрушенных зданий, обновлению фресок и элементов внутреннего декора.

Наши дни

Гости Милана, жаждущие увидеть знаменитый замок Сфорца в нынешнее время, обнаружат его в историческом сердце города. Земли, в далеком прошлом находящиеся у входа в город, ныне окружены кольцом более новых районов. Пространство внутри замковых стен было вымощено особым покрытием с нанесением геометрического рисунка. Piazza delle Armi раскинулась вокруг замка. На протяжении нескольких веков она служила в качестве плаца для солдат различных армий.

Попасть во внутренний двор крепости можно через главные ворота, находящиеся в башне Филарета. Сама башня – это величественная многоуровневая постройка, имеющая четырехгранную структуру, ее высота достигает 70 метров. Главная башня замка украшена барельефом итальянского монарха Умберто I. Вершину первого яруса украшают геральдические фрески и изображение святого Амвросия, покровителя Милана.

Второй ярус Филареты увенчан декоративными зубцами, выполненными в форме ласточкиного хвоста. Такая форма свидетельствует о том, что владельцы замка были в оппозиции к взглядам Папы Римского. На этом ярусе можно увидеть старинные часы под названием «Солнце правосудия», они остались в качестве памяти о семье Висконти, заложившей первые камни в основу замка.

В нынешние дни замковые стены дали крышу библиотеке и нескольким музеям, связанным с историей Милана и непосредственно Castello Sforzesco. Большую популярность у туристов получила шикарная картинная галерея, музей, наполненный экспонатами средневекового искусства, Археологический музей и музей Воссоединения. В частности, в стенах Сфорца находится последняя незавершенная скульптура известного мастера Микеланджело – Пьета Ронданини. Также во внутреннем дворе неподалеку от Филареты находится монумент, посвященный Яну Непомуцкому, чешскому святому.

Достопримечательности рядом с замком Сфорца

Снаружи, крепостные стены Сфорца окружены парком Семпионе, обустроенном еще в 1893 году. Главный парк города Милана разделен уютными аллейками и местами для отдыха, отчего его очень жалуют не только туристы, но и местное население.

Украшение парка – это Арка мира, созданная по приказу Наполеона в 19 веке. Мемориал был задуман, как аналог Триумфальной арки, установленной в Париже.

Французский император стремился увековечить свою победу на Апеннинах. Согласно замыслам Бонапарта, торжественный вход в город должен был осуществляться через новые, четырнадцатые по счету ворота. Уже много лет ходит легенда о том, что Арка мира и Триумфальная арка расположены вдоль одной оси, что добавляет символичности монументу в Семпионе.

Найти отель в центре Милана

Время работы и стоимость билетов

Castello Sforzesco открыт для ежедневных посещений с 7:00 до 19:00 летом и с 7:00 до 18:00 в зимнее время. Попасть на территорию замка можно абсолютно бесплатно. А вот посещение музеев имеет свои ограничения.

Музеи, расположенные внутри Сфорца открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Большие церковные праздники и понедельник – не рабочие дни. Разовый билет в музей стоит 3 евро, а пропуск на сезон – 15 евро. Существует система скидок и гибкий график бесплатных посещений.

Адрес, как добраться


Просмотреть на карте большего размера

Сфорца находится по адресу: Милан, район Porta Umberto. Добраться до замка можно при помощи общественного транспорта:

  • метро, ветка ММ1 Кайроли (Cadorna – Cairoli), ветка ММ2 Кадорна-Ланца (Cadora – Lanza);
  • автобусы №18, 37, 50, 58, 61, 94;
  • трамваи № 1, 2, 4, 12, 14, 19.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Замок Сфорца или Кастелло Сфорцеско (Castello Sforzesco) - один из главных символов истории Милана. Замок был построен в пятнадцатом веке герцогом Миланским Франческо Сфорца, на остатках предыдущего укрепления, относящегося к четырнадцатому столетию, известному как Каструм Порте Йовис (Замок Порта Джовия или Зобия).

На протяжении своей долгой истории замок неоднократно претерпевал значительные преобразования. В 16 и 17 веках он был одной из крупнейших цитадели в Европе. В настоящее время замок Сфорца является домом для важных культурных учреждений и туристических мест.

Интересно! Внешний облик частей замка Сфорца был взят за образец при строительстве Московского Кремля, что ярко выражено в форме башен и зубцов стен. По этой причине можно слышать, как замок называют Миланским Кремлем, однако, исходя из истории, скорее это Кремль нужно называть Московским Сфорца.

Расположен замок Сфорца в историческом центре Милана, на замковой площади (Piazza Castello) и символизирует собой главный вход в парк Семпионе. был разбит на месте бывшего плаца возле замка.

Перед центральным входом в замок, на пьяцца Кастелло можно видеть одноименный фонтан (Fontana di Piazza Castello), по форме напоминающий торт. Ведь недаром фонтан называют «Свадебный торт».

В настоящее время замок отреставрирован и с распростертыми объятиями принимает гостей. С внешней стороны замка можно видеть внушительные стены и башни, а также несколько ворот, т.е. поспасть в замок можно с четырех его сторон, по мостам, перекинутым через рвы.

За фонтаном в виде торта находятся главные ворота и главная башня замка - башня Филарета (La torre del Filarete). Торре дель Филарете - самая высокая и, пожалуй, самая впечатляющая замковая башня. Эта многоярусная четырехугольная башня достигает практически 71 метра в высоту.

Главные ворота ведет к внутреннему двору замка. Внутри замка все строго и пропорционально. Здесь можно видеть открытые площадки - три внутренних двора, главный - самый большой и два поменьше - Роччетта и Герцогский суд.

А в замковых стенах расположен музейный замковый комплекс Сфорца, состоящий из библиотек и нескольких музеев, связанных с историей и культурой Милана и непосредственно с замком Сфорца. Например, художественный музей Castello Sforzesco, музей истории замка, египетский музей, музей древнего искусства, музей музыкальных инструментов, музей мебели и деревянных скульптур и пр.

Роччетта (La Rocchetta) - самая неприступная часть замка, в которой можно было укрыться в случае нападения. Пройти в Рокетту можно с главного внутреннего двора замка.

Роччетта состоит из небольшого квадратного двора с четырех сторон окруженного стенами в пять этажей.

Роччетту защищают две башни: башня Бона-ди-Савойя (La torre di Bona di Savoia), расположенная между Рочхеттой и плацдармом, и башня Кастеллана, что в западном углу замка. Башня под названием «Бона» была построена в 1477 году.

Интерьер Роккетты с Башней Бона ди Савойя

Герцогский суд (La Corte Ducale) - внутренняя части замка с зеленью и бассейном, представляющая собой один из трех дворов. В этом месте в эпоху Возрождения располагались квартиры герцогов и центр придворной жизни. Суд имеет U-образную форму и занимает северную часть замка. Он был построен и украшен во второй половине пятнадцатого века. Несмотря на то, что в течение четырех последующих столетий Герцогский суд был превращен в казармы, а также поврежден и изменен, реставрации девятнадцатого века восстановили внешний вид и украшения эпохи Возрождения.

Задняя стена суда занята так называемым «Портиком слона» (Portico dell"Elefante), поддерживаемым каменными колоннами, где находится выцветшая фреска, изображающая экзотических животных, включая льва и слона. Эту фреску называют фреской слона. В настоящее время под портиком находится надгробный камень, в латинских символах, который стоял перед «Позорной колонной» на сегодняшней Пьяцца Ветра, построенной в 1630 году и снесенной в 1778 году. Колонна была возведена на месте дома Джан Джакомо Мора, несправедливо обвиняемого в распространении чумы, за что его сначала мучили, а затем и казнили.

Задний фасад замка является самым старым, и соответствует строению четырнадцатого века, возведенного Галеаццо Висконти. Здесь находятся одни из четырех ворот замка. Мост ворот носит название мост Людовико иль Моро (ponticella di Ludovico il Moro) и ведет прямиком в парк Семпионе.

Правый (северо-восточный) вход в замок Сфорца

Левый (юго-западный) вход в замок Сфорца

Часы работы замка Сфорца в Милане

Ежедневно. С ноября по март: с 07:00 до 18:00 часов, с апреля по октябрь: с 07:00 до 19:00 часов. Вход в замок свободный (бесплатный), однако за вход в музеи придется заплатить (существует система скидок и гибкий график бесплатных посещений).

Внутреннюю башню построили при Галеаццо II Висконти в 1358-1368 гг. Она защищала входные ворота Порта Джовия. В XIV-XV веках замок был расширен. Он стал четырёхугольным в плане с четырьмя угловыми башнями. Постройкой руководил Франческо Сфорца (1450-1466 гг.). После его смерти крепость стала пышной резиденцией. Над её главными объектами – Оружейной площадью, Герцогским двором и Слоновьим портиком, цитаделью Рокетта и мостом Понтичелла работали лучшие художники и архитекторы, включая Леонардо и Браманте.

Кастелло Сфорцеско © pisaphotography / Shutterstock.com

Но замок сегодня – это не только памятник прошлого, но и важный культурный центр, где находится миланская Пинакотека и Городские музеи с коллекциями художественных произведений.

Башня Филарете

Башня Филарете в Кастелло Сфорцеско / passipermilano.com

В этой башне находится главный вход в замок. Сегодня это главный символ Милана. Она была построена заново в 1905 году и посвящена Умберто I Савойскому, убитому несколькими годами ранее.

Оригинальная башня была разрушена в 1521 году в результате пожара на пороховом складе. Над ней работали инженеры и архитекторы разных эпох, включая Филарете и, возможно, Браманте.

При исторической реконструкции башни инженер Бельтрами пользовался сохранившимся периметром стен, архивными документами, иконографическими свидетельствами, примерами замков Кузаго и Видженьяно.

Пинакотека

© Wikimedia Commons

Городская пинакотека находится на втором этаже Герцогского двора (Корте Дукале) замка Сфорца. Подобно пинакотеке Брера и Амброзианской пинакотеке в ней содержится великое художественное наследие города. 1500 выставленных картин позволяют совершить художественное путешествие в искусство разных периодов, от ломбардской поздней готики до эпохи Возрождения (картины Фоппы, Бергоньоне и Брамантино), полюбоваться знаменитыми произведениями Андреа Мантеньи и Антонелло да Мессина.

Резервуар пресной воды

Внутри северной и южной круглых башен замка сохранились резервуары пресной воды, игравшие важную роль в водоснабжении Милана в начале XX века. Установкой и наладкой резервуаров занимался архитектор Лука Бельтрами, которому поручили восстановительные работы в замке.

Первый резервуар был спроектирован и размещён в восточной башне, справа, если смотреть на главный вход. Он был металлическим и служил регулятором давления в системе водоснабжения. Второй резервуар поместили в южной башне десять лет спустя. Тогда его железобетонная конструкция считалась смелым и инновационным решением.

Осевой зал

Сала делле Ассе, или Осевой зал, примечателен тем, что над ним работал Леонардо в период правления Сфорца. Он входит в маршрут Музея старинного искусства замка и открыт для посещения со вторника по субботу с 9:00 до 19:30 (в четверг до 22:30). Предварительное бронирование не требуется. Стоимость входного билета 5 евро, льготного – 3,50.

Во время проведения ЭКСПО-2015 реставрационные р аботы будут приостановлены для беспрепятственного посещения зала. На стены и потолок будут проектироваться изображения и голограммы высокого разрешения.

Испанский госпиталь — Новый музей «Пьета Ронданини»

Пьета Ронданини работы Микеланджело / tgcom24.mediaset.it

Старый госпиталь раньше никогда не был открыт для публики. Он был построен в середине XVI века для испанского гарнизона замка Сфорца. А сейчас в нём экспонируется последняя статуя Микеланджело.

Последняя работа мастера, «Пьета Ронданини», осталась незавершённой. Но драматизм композиции поражает: из мрамора проступают фигуры Христа и Девы Марии, оплакивающей своего мёртвого сына. Эта работа считается духовным завещанием великого скульптора, работавшего над статуей вплоть до последних дней своей жизни. Незавершённую статую нашли в его римской квартире, а затем её следы затерялись, пока она не нашлась в доме маркиза Джузеппе Ронданини, рафинированного римского коллекционера предметов искусств. После серии перепродаж она, наконец, оказалась в специально для неё предназначенном зале замка Сфорца.

Замок Cфорца, или Кастелло-Сфорцеско (Castello Sforzesco) является одним из символов Милана. Он получил свое название по имени Франческо Сфорца, однако тот не был ни его основателем, ни первым владельцем.

Начало возведения будущего замка приходится на время Галеаццо II, одного из представителей рода Висконти. В 1368 году замок начал строиться как военная крепость для отражения врагов.


Нескончаемые войны, борьба за власть и тирания рода Висконти вели к ослаблению его правления, которое завершилось в 1447 году. Граждане Милана поднялись против ненавистных тиранов и создали Амброзианскую республику. Восставший народ разрушил большую часть сооружений замка.

После кратковременного республиканского правления власть в Милане перешла к Франческо Сфорца, умелому военачальнику, наемнику, находившемуся на службе в Милане.


Он был женат на Бьянке Марии, дочери последнего правителя из рода Висконти. Успешно защищая республику от нападений в течение трех лет, Франческо Сфорца сумел провозгласить себя герцогом Милана.

Новый правитель не просто взялся за восстановление замка, в его планах было возведение и собственной резиденции, и крепости, способной защитить Милан.

Перед лучшими архитекторами и инженерами – Джованни да Милано, Якопо да Кортона и Марколеоне да Ногароло – была поставлена задача создать такую роскошную резиденцию, которая не напоминала бы прежнюю крепость.



Строительство было завершено в 1452 году. Внешний вид построенного замка своим видом напоминает крепостные стены и силуэты башен Московского Кремля. Это не случайное сходство: замок Сфорца послужил образцом итальянским архитекторам, приглашенным в Москву.

В частности, Аристотель Фьораванти находился на службе у Франческо Сфорца, он одно время работал с Антонио Филарете, которому принадлежит центральная башня замка, названная его именем.

Есть сведения, что Фьораванти, построив Успенский собор в Кремле, принимал участие в составлении плана реконструкции стен и башен Московского Кремля при царе Иване III.


Замок Сфорца получил высокие крепостные стены. В плане он представляет собой правильный квадрат со сторонами длиной 200 метров. Внешние фасады приобрели привлекательный вид благодаря работе специально приглашенного для этих целей архитектора Филарета.

Он же построил центральную надвратную башню замка. Круглые угловые башни придавали сооружению законченный вид и играли важную оборонительную цель.

Однако Франческо Сфорца и его семья предпочитали новому замку, который находился тогда за границами города, старый дворец на Соборной площади.


Castello Sforzesco в основном использовалась для организации торжественных приемов. В одной из круглых башен размещался гарнизон, в основном это были лучники. В подземных помещениях замка держались в заключении преступники.

Замок Сфорца в своей последующей истории неоднократно перестраивался. В 1466 году умер Франческо Сфорца, к власти пришел его старший сын Галеаццо Мария.

Представители следующего поколения семьи известны своей любовью к роскоши, но при этом долго оставались людьми равнодушными к комфорту и удобствам.

Они покупали предметы роскоши, дорогие ювелирные украшения, породистых лошадей, однако продолжали жить в неподобающих условиях.


И все же Галеаццо Мария взялся за благоустройство замка. Он пригласил архитекторов из Флоренции. Потребовалось несколько лет для создания настоящей резиденции.

В замке устроили Бальный Зал, где не только танцевали, но и занимались спортивными играми. Во внутреннем дворе появился портик, аркада и другие служебные помещения.

В парадных залах сделали дорогую отделку, приобрели изящную мебель. Росписи того времени во многом дошли до наших дней.


Когда замок начал соответствовать статусу герцогской резиденции, здесь обосновались Галеаццо и его жена Бона Савойская. В 1473 году в замке построена часовня Корте Дукале.

В ее создании участие принимали такие мастера, как Бонифачо Бембо, Джьякомино Висмара и Стефано Федели.


Однако через несколько лет Галеаццо Мария Сфорца был убит. Его вдова, Бона Савойская, для безопасности в Rochetta, которая является наиболее укрепленной частью замка, построила самую высокую башню, чтобы контролировать всю территорию. Ее назвали Torre di Bona, то есть Башня Боны.

Следующим правителем Милана стал Людовико Мария Сфорца, также известный как Людовико Моро. Годы его правления были временем подъема Милана, когда осваивались земли, строились каналы, развивалась культура и наука.


Людовико Моро пригласил на службу многих ученых, деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, который занимался архитектурными и военными проектами. Однако нынешних гостей замка больше привлекают сохранившиеся фрагменты фресок Леонардо в Saladella Aste.

Людовико Моро правил до 1500 года, пока не потерпел поражение в войне с королем Людовиком XII. В результате он оказался пленен во Франции. Замок Сфорца при новых правителях, которые неоднократно менялись, постепенно превращался в военное укрепление.




В этом смысле политика французов, швейцарцев, испанцев или австрийцев мало отличалась друг от друга. Все стремились использовать замок Сфорца как настоящую крепость, свой форпост в северной Италии.

Это имело свои печальные последствия. В 1521 году в башню Филарете ударила молния, что вызвало взрыв хранившегося там запаса пороха, разрушившего башню и сильно повредившего замок.

Вокруг Милана появились новые крепостные стены, которые охватывали и замок, затем их заменили более надежными бастионами. В замке размещалось до 2000 солдат.


В зале с фресками Леонардо да Винчи размещался склад. Согласно архивным данным, в крепости были госпиталь, аптека, ремонтные мастерские, таверна и две церкви.

В эпоху революционных наполеоновских войн в 1796 году Наполеон, которого поддерживали местные жители, отвоевал Милан у Австрии.

Существует версия, что миланцы хотели разрушить замок как символ деспотического правления, однако, к счастью, это не удалось из-за продолжающихся военных действий.


Для противодействия Наполеону была создана коалиция европейских государств, в которой принимала участие и Россия. Русскими войсками командовал А.В. Суворов.

После сражения при реке Адде и следующих боев, в которых французы понесли большие потери, русской армии открылась дорога на Милан.

Город, из которого бежала большая часть французского гарнизона, сдался без боя в апреле 1799 года передовым русским отрядам.

В окруженном казаками замке Сфорца оставалась часть гарнизона вместе с больными и ранеными. Здесь тоже никто не помышлял о сопротивлении.


Миланцы восторженно встречали русскую армию, как, впрочем, за несколько лет до того они не меньше ликовали, приветствуя генерала Бонапарта.

На этом русская страница в истории Милана не заканчивается. Туда прибыл сам Суворов. Среди прочих мероприятий он должен был принять участие в торжественном богослужении в Миланском соборе по случаю пасхи. Однако Суворов сначала отправился на Via Torino, в храм Сан Джорджо.

Существует городское предание, что русский полководец, войдя в храм, встал на колени, поцеловал пол, на коленях дополз до алтаря, где долго молился покровителю христианского воинства Георгию Победоносцу.


Зная экзальтированный и эксцентричный характер Суворова, очень легко верится в эту историю.

После ухода союзных войск Милан и замок Сфорца остались во владении Австрии, однако уже через несколько лет Наполеон сумел взять реванш и восстановил контроль Франции над Италией. В эти годы Милан стал столицей Цизальпинской республики.




Замок Сфорца по-прежнему оставался казармой, хотя вокруг него сняли фортификационные сооружения и успели распланировать территорию под парк. В эти годы забелили известью фрески Леонардо да Винчи.

После окончательного изгнания Наполеона австрийцы до конца 1859 года использовали замок как казарму.

Именно в этом году итальянцам удалось избавиться от оккупантов. На победной волне темпераментные миланцы не щадили военные укрепления.

Они основатели разграбили замок Сфорца, в очередной раз в своей истории подвергшийся большим разрушениям.

Только в процессе воссоединения Италии, который известен как Risorgimento, встал вопрос о реконструкции замка. Он все-таки оставался символом Милана и, наконец, получил статус архитектурного памятника.


Первый этап включал в себя необходимые научные изыскания. Миланский архитектор Лука Бельтрами использовал архивные графические и литературные источники.

В результате эту реконструкцию стали именовать «филологической». Параллельно шел сбор средств на реконструкцию, прошедшую в 1895-1897 годах.




С 1 мая 1900 года, когда в замке открылись музеи археологии и искусства, он стал доступен для всех желающих. Первую мировую войну замок пережил благополучно, но после бомбардировок 1943 года пришлось ликвидировать серьезные повреждения.

Работы продолжались до 1956 года. Были восстановлены разрушенные здания, обновлены фрески, элементы внутреннего декора.

Сегодня замок Сфорца предстает в виде, который максимально приближен ко времени его расцвета. Перед Центральной башней находится площадь Кастелло и фонтан, которому, недолго думая, дали такое же наименование – Fontana di Piazza Castello.

Иногда из-за характерной формы фонтан называют «Свадебным тортом».




Центральная четырехугольная башня состоит из нескольких ярусов, ее венчает небольшой купол. Высота башни составляет 71 метр. На первом ярусе размещены геральдические фрески и изображение святого Амвросия.

Одним из символов Милана считается Замок Сфорца. Горожане гордятся этим строением и тем, что оно размещено именно здесь, в историческом центре этого красивого и древнего города. Однако с виду Замок Сфорца не производит должного впечатления – огромный, но достаточно невзрачный. Так отчего же он является одной из главных достопримечательностей Милана для туристов и почему так любим самими миланцами?

Многовековая история

Весь секрет популярности замка кроется в его многовековой истории. Чего только не пережил он за время своего существования: разрушения, войны, бунты и революции – все эти исторические события оставили свой отпечаток на внешнем виде замка. Ему досталось ото всех – и от неприятелей, и от самих горожан.

Изначально замок Сфорца предполагался как оборонительная крепость для Милана. Герцог Галеаццо II Висконти принял решение возвести некий замок-крепость еще в 1368 году. Однако в 1447 году народ Милана ополчился против жестокого и воинственного правителя. Была создана протестантская Амброзианская республика, в которой приняли решение свергнуть Висконти с поста правителя и полностью уничтожить замок Сфорца. Собранные на руинах замка камни захватчики использовали в целях восстановления городских стен города.

Реконструкция замка

Позже, при Франческо Сфорца, началась реконструкция замка. После смерти Франческо в 1466 году его наследники, а также архитектор Браманте и Леонардо да Винчи (чей Музей науки и техники так же присутствует в городе) перестроили замок в герцогскую резиденцию. В то же время были созданы те роскошные интерьеры замка, сохранившуюся часть которых и сегодня можно наблюдать внутри здания. Появились внутренние дворики и изящная площадь, по краям которой выстроились аркадами работы Филарете и Браманте. Дворец превратился в резиденцию миланских герцогов, и вскоре в него переехал Галеаццо и его жена Бона Савойская.

В течение последующих десятков лет замок Сфорца претерпевал еще множество драматических событий. К примеру, в 1521 году удар молнии взорвал склад пороха в башне Филарете, и она была разобрана.

Замок Сфорца в наши дни

На сегодняшний день замок Сфорца включает в себя несколько музеев:

  • Доисторический;
  • Музей древнего Египта;
  • Музыкальных инструментов;
  • Музей посуды и еще ряд других.

Для многих ценителей искусства в этой удивительной достопримечательности Италии найдутся работы по вкусу. К примеру, здесь представлены работы таких художников как Джованни Беллини и Филиппино Липпи, а также последняя работа Микеланджело – незаконченная скульптура «Пьета Ронданини».

Информация для туристов

Адрес замка Сфорца : Piazza Castello, Милан.

Вход на территорию замка свободный.

Часы посещения замка Сфорца : 7:00 - 19:30.

Музеи замка Сфорца : 9:00 - 17:30 - со вторника по воскресенье.

Бесплатный вход в музеи : каждый первый и третий вторник месяца с 14.00.

Для удобства осмотра музеев, есть смысл подобрать отель в Милане в шаговой доступности от таких популярных достопримечательностей.