Каньон по дороге на рицу. На озеро Рица зимой на машине: и невозможное возможно…

Маленькая и гордая Абхазия - небольшая республика на побережье Черного моря. Солнечный край приглашает желающих не только отдохнуть, но и совершить увлекательные поездки по республике. Одно из самых привлекательных мест для туристов - озеро Рица. Путь к нему лежит через ущелье «Каменный мешок» в Абхазии. Это второе название Юпшарского каньона - места, в котором горы удивляют своей красотой и величием.

Природная достопримечательность по дороге на Рицу

Тем, кто совершает экскурсии по республике Абхазия, «Каменный мешок» может показаться странным названием, но, подъехав к месту поближе, можно понять его происхождение. Ущелье представляет собой участок дороги, зажатой между скалами. Его протяженность составляет 8 км, а расстояние между скалами на этом отрезке пути меняется от 20 до 30 метров. Высота гор достигает 500 метров. У людей захватывает дух от красоты «Каменного мешка», но вместе с этим человек чувствует себя лишь песчинкой среди каменного величия. Кое-где скалы нависают над дорогой. Самый узкий участок на выезде из ущелья называют Юпшарскими воротами. Пролет между скалами здесь всего 20 метров, поэтому создается ощущение, что вот-вот окажешься в настоящем мешке из камня.

Склоны гор покрыты многолетними самшитами, красноватым мхом и лишайниками, в некоторых местах встречаются лианы. Свет проникает в ущелье всего на 2-3 часа в сутки, в остальное время дня здесь царит полумрак и прохлада. По дну ущелья республики Абхазия «Каменный мешок» протекает речка Юпшара с удивительно чистой водой. Она течет из озера Рица, по пути вбирает в себя воды реки Геги, а затем впадает в Бзыбь. Недалеко от Юпшарского ущелья Гега протекает через карстовое ущелье и образует в котором высота падающего потока составляет около 70 метров.

Смотровая площадка с грустным названием «Прощай, Родина»

На озере Рица находилась одна из дач И. Сталина. Из документов, сохранившихся в архивах ФСБ России, известно, что в период с 1933 по 1939 год руководитель государства совершил несколько поездок на озеро для отдыха. Во время Отечественной войны в 1942 году отвесные стены ущелья республики Абхазия «Каменный мешок» были заминированы при помощи шпуров. Работы по минированию проводились инженерным взводом внутренних войск Сухумской дивизии. Это было сделано для того, чтобы блокировать дорогу на озеро Рица и село Бзыбта, которое находится рядом с ним, в случае если немецким войскам удастся прорваться с Санчарского перевала.

После отступления немецко-фашистской армии в 1943 году ущелье было разминировано. Этот факт не очень известен, но, по одной из версий, с узкой дороги, по одну сторону которой возвышается высокая скала, а по другую находится бездонная пропасть, сорвался автобус с советскими солдатами, обслуживающими участок дороги в Юпшарском ущелье. Сейчас здесь оборудована смотровая площадка с печальным именем «Прощай, Родина». С нее открывается прекрасная панорама окружающих гор.

Камень поцелуев

На въезде в ущелье (Абхазия, «Каменный мешок») лежит огромный камень, который называют Камнем поцелуев. Взобраться на него очень непросто, но, по местной легенде, пара, которая на него залезет и поцелуется, будет счастлива всю жизнь. Многие туристы фотографируются на фоне камня. Рядом с ним есть автостоянка с торговыми точками и большим количеством чучел животных, здесь также стоят пальмы в горшках. Предприимчивое местное население предлагает сделать фото на память в национальном костюме горца с кинжалом, старинным пистолетом или шашкой.

Легенда о водопаде Девичьи слезы

Кроме Гегского каскада, на дороге, ведущей в Юпшарскую теснину, есть еще 4 водопада. Самой большой популярностью у туристов пользуются водопады Девичьи слезы и Мужские слезы.

Растянулся на несколько метров. Его сложно назвать водопадом, потому что это карстовая расщелина, расположенная высоко над дорогой, с которой небольшими ручейками стекает вода. При подъезде к нему обращает на себя внимание скала, вдоль которой протянуты специальные веревки. На этих веревках и на ветках деревьев туристы цепляют цветные бантики и загадывают заветные желания.

Водопад Девичьи слезы расположен перед въездом в ущелье «Каменный мешок» (Абхазия). Легенда гласит, что очень давно в горах жила красивая девушка Амра. Она выпасала козочек, пела песни, и в нее влюбился юноша Адгур. Злая ведьма позавидовала влюбленным и захотела убить девушку. Она надумала сбросить ее с высокой скалы, девушка заплакала и стала звать на помощь Адгура, но он не услышал ее криков. Зато их услышал Бог воды. Он решил спасти девушку и превратил ведьму в камень. Вместе с ведьмой девушка тоже стала камнем. С тех пор с того места, где плакала Амра, стекают каплями слезы красавицы.

Водопад Мужские слезы

За тесниной «Каменный мешок», Абхазия (фото в статье), виден водопад Мужские слезы. Струя воды стекает с гор, брызги от водопада попадают прямо на дорогу.

Легенда связывает два водопада вместе. Расстояние между каскадами воды составляет 20 км. По преданию, юноша Адгур охотился высоко в горах и не слышал криков возлюбленной, но сердцем понял, что пришла беда. Он осознал, что не сможет помочь девушке, и мужские слезы упали на землю. Когда он узнал о ее судьбе, на том месте, где упала его слеза, образовался водопад, получивший название Мужские слезы. У его подножия стоят сувенирные палатки, а туристы привязывают к деревьям разноцветные ленты.

Да, я вернулась с Абхазии. Да, я живая. Полна сил и энергии, и даже уже откаталась с горы у себя в Красной Поляне вчера и сегодня. Поэтому что эта поездка на озеро Рица зимой стала таким энергетическим коктейлем для всех нас, что мы после приезда из Абхазии ходим как под кайфом. А очередь из тех, кто уже увидел мои фото зимней Рицы в инстаграме и теперь тоже хочет туда попасть, прирастает с каждым часом.

Я всю прошлую зиму пытала водителей, которые возят народ в Абхазию — можно ли проехать на Рицу зимой? Они отвечали уклончиво — иногда да, иногда нет… В интернете тоже были противоречивые отзывы: кто-то писал, что это опасно, кто-то уверял, что дорогу на Рицу зимой перекрывают. Третьи молча выкладывали потрясающие фото заснеженного озера…И я решилась: машина есть, дорогу знаю. Надо ехать.

Если вы без машины, но тоже мечтаете увидеть зимнюю Рицу, то обращайтесь вот к этим ребятам: +79384600693

Но сначала читайте, смотрите фото и видео и решайте — осилите ли вы такой зимний квест.

На машине в Абхазию зимой: что стоит знать

В принципе, на машине зимой в Абхазию попасть даже легче, чем летом — нет бесконечных пробок на границе. Мы подъехали в начале девятого и через 20 минут уже прошли всю процедуру. Я как водитель остаюсь в машине и предъявляю её к досмотру: открываю багажник и все двери, а также бардачок в салоне и верхний кофр на крыше, где я перевожу лыжи. А затем подхожу к окошку паспортного контроля с паспортом на меня и тех.паспортом на машину. Мои пассажиры идут в здание и проходят паспортный контроль там.

Если вы хотите попасть именно на Рицу, то без шипованной резины вам не обойтись. Высокий клиренс и полный привод приветствуются.

Как я уже писала в предыдущих статьях про Абхазию, проехать по её дорогам с российскими номерами и ни разу не поздороваться с представителями ГИБДД скорее всего не получится. Знаки «40» абхазским гаишникам видимо дарят на день рождения. Их много, а зону действия знака не всегда получается определить: то ли вон та узенькая дорожка, пересекающая главную дорогу, означала перекрёсток, то ли нет… Короче, готовьте приветливую улыбку и купюры разного достоинства. Может, и вернетесь с правами из Абхазии…

Дорога на Рицу: перед выходом из дома не забудьте помолиться

Выезжая рано утром из Красной Поляны, мы точно молились: чтоб снег, который падал с неба крупными хлопьями, закончился…Рица, она ведь в горах, на высоте 950 метров над уровнем моря находится. А значит, если в Поляне снег — то и там тоже снег…

На выезде из гор снег превратился в дождь. После перехода границы дождь начал стихать: Абхазия, ты и впрямь гостеприимна! Сколько раз я выезжала с Поляны на экскурсию в Абхазию под проливным дождём! И каждый раз на границе он начинал стихать, и к Гагре уже показывалось первое солнышко…


Так было и на этот раз. Пара минут на Колоннаде, приветствие Чёрному морю — и едем дальше.


Единогласным решением мы еще утвердили заезд на продуктовый рынок в Гагре. Мандарины, огурцы, зелень, копченые сыры, орехи, варенье из инжира и фейхоа — стандартная абхазская «продуктовая корзина» закуплена за 15 минут. Выезжаем из Гагры. До поворота на Рицу осталось меньше 10 км.

Погода совсем наладилась, машин на дороге мало. Через 10 минут сворачиваем в п.Бзыпта, именно через него идёт дорога на Рицу. Вьезжаем в живописное ущелье. И тут мои пассажиры начинают умолять меня остановиться на перекус. Дурманящие запахи от купленных на рынке лакомств, витающие в машине, сделали своё дело — у всех разыгрался зверский аппетит!


Заезжаем в Медовый двор , привлекла вывеска «горячие блины с мёдом». И блины были, и мёд был. Порция блинчиков 6 штук — 100 рублей. Чай на травах — 100 рублей за чайник. Мёд — бесплатно, неограниченно))) После такого завтрака мы все преисполнились решимости доехать до Рицы.

На въезде в Рицинский Национальный парк нас заверили: да, до Рицы вы проедете, дорогу мы почистили. Да, неужели?!? Я просто не могу сдержать возгласа удивления. Но служащий в кассе продаёт нам билеты не дрогнувшей рукой. И мы проезжаем за шлагбаум.

Экскурсии на Рицу зимой — только для экстремалов

Прямо за нами на шлагбаум подъезжает «Мерседес-Спринтер» с абхазскими номерами. На таких летом мы возили в Абхазию туристов из Красной Поляны. Неужели кто-то отчаянный везёт туристов на Рицу сейчас? Ну-ну, интересно посмотреть будет, как они справятся.


А мои пассажиры начинают просто повизгивать от восторга, глядя в окна автомобиля. Виды и правда открываются сказочные: обмотанные мхом деревья, отвесные скалы, заснеженные опушки, хрустально-чистые горные речки…

Мне кажется, моя влюбленность в Абхазию становится всё сильнее с каждой поездкой… Да и как можно иначе, когда вокруг такая красота?


Сразу за каньоном дорога превращается из узкого, но всё-таки асфальтового покрытия в накатанную снежную колею. Периодически включается антипробуксовочная система в машине. И разъехаться со встречной машиной — нелёгкая задача. Кому-то приходится пятиться задом до ближайшего «кармана».


На Чабгарском карнизе съезжаем на обочину и выходим полюбоваться панорамой гор. Вскоре к нам присоединяются трое молодых абхазских парней. Их джип- «мерседес» ещё как-то припарковался рядом с нашей машиной. Для третьей машины места здесь уже нет…

С этого места езда наша превращается в щекочущее нервы приключение: дорога всё хуже, трясёт изрядно, но скорость сбрасывать нежелательно — снега под колёсами достаточно, чтоб забуксовать. Лихих абхазов на «мерсе» мы пропустили вперёд — чтоб не давили на психику)))

Но вскоре мы всё-таки вынуждены притормозить, т.к. упёрлись в небольшую пробку: движение временно перекрыли — впереди трактор расчищает снежные завалы. В этой пробке стоит и наш знакомый «Мерседес Спринтер», из которого высыпали на дорогу любопытные туристы. И наши друзья на «мерсе»-джипе тоже тут. В общей сложности, с нашей стороны машин семь стоит, и с той, навстречу, штук пять виднеется. Все — джипы.

Трактор, кстати, тоже очень современный (см. ВИДЕО) и очень шустро орудует ковшом, разгребая снег с дороги. Пока ждём, знакомимся с другими участниками движения. Вот уж не ожидала, что имеется столько желающих, как и я, увидеть Рицу зимой !

Последний бой, он трудный самый…

Точнее, последний километр. А именно столько мы не доехали до Рицы, встав в пробку из-за трактора, занимающегося расчисткой дороги. Наконец, можно ехать. Первыми пропустили те машины, которые спускались сверху нам навстречу. Затем по одной машине трогается и наша автоколонна.

Трактор хоть и поработал, но слой снега на дороге всё-таки приличный. На данном этапе все автомобили без зимней резины вынуждены были сойти с маршрута. В том числе та троица на джипе-«мерсе». Но мы на шипах и отступать не собирались.

Дорога взбирается в гору. Газу-газу-газу… Главное — не тормозить и не бросать газ! Не делать резких движений рулём, чтоб не вылететь из снежной колеи! По краю колеи — двухметровые сугробы… Через тернии к звёздам, одним словом.

Вот и указатель «Озеро Рица». Мы во весь голос кричим «урааа!» И в следующий миг проваливаемся четырьмя колёсами в талый рыхлый снег. Ни вперёд, ни назад. Машина повисла на брюхе. Колёса просто не достают до твёрдой поверхности, и даже пятерым мужикам вытолкать её не удаётся.

На помощь пришли владельцы «Нивы». К фаркопу нашей машины привязан трос. Через минуту нас выдернули из снежного плена.


А ещё через две минуты мы позабыли про все трудности дороги и наслаждались прекрасными видами зимней Рицы… Никакие фотографии не могут передать той сказочной атмосферы и чувства единения с природой, нашего детского восторга от созерцания нереальной реальности этого зимнего пейзажа.

Наше резюме

Оно простое, как три копейки. Потрясающие впечатления и нереально красивые фото — вот что останется у вас от зимнего вояжа на озеро Рица.


Да, острых ощущений тоже хватит на вашу долю — в паре мест мы видели сошедшие прямо на дорогу лавины, которые уже успели разгрести работники нац.парка. Это говорит о том, что за дорогой всё-таки следят. И в случае какой-то угрозы вашей безопасности (той же лавинной опасности) вас туда просто не пустят. Так что я теперь хоть понимать начала, за что мы отдаём 350 рублей на въезде в Рицинский нацпарк.

Возможно, со временем дорога на Рицу станет такой же безопасной и комфортной, как и на Красную Поляну. Но пока — это настоящий квест. Приключение, которого многим из нас так не хватает в обычной жизни…

Всем увлекательных дорог и до встречи на блоге!

Ещё накануне, приобретая экскурсию на форелевое хозяйство, мы позаботились и о продолжении культурной программы - внесли аванс за покатушку на Рицу. Кроме самой Рицы Лаврик пообещал нам ещё много всего интересного - и Гегский водопад, и дачу Сталина, и высокогорные минеральные источники в Ауадхаре, и альпийские луга, и озеро Мзы. Впрочем, от прямого ответа на вопрос насчёт реальности попадания на озеро Мзы он как-то уклонился, но мы почему-то не придали этому особого значения...


Выезд случился задолго до рассвета, очень ранним утром 29 сентября. Прямо к дому приехал пустой ПАЗик с экскурсоводом, забрал нас четверых (успевших, кстати, позавтракать!), и поехал на курорт. На курорте ПАЗик полностью заполнился разношёрстным разновозрастным народом - свободных мест не осталось вовсе - и мы выкатились на экскурсию. Парень-экскурсовод всю дорогу довольно складно вещал про окрестности, развлекал туристов байками и вообще пытался разбудить сонный народ. Народ просыпался неохотно, обратной связи парню удалось добиться очень и очень нескоро, примерно к первой остановке на Голубом озере. К этому моменту как раз рассвело, и появился смысл достать фотоаппарат. Всякую фигню уровня водопадов "Девичьи слёзы" автобус миновал без остановки, но и смотреть там, собственно, и не на что.

Размявшись на Голубом озере (некоторые уже здесь начали разминаться не только в прямом смысле, но и в смысле чачи и винища, благо торговля возле озера развита!), мы загрузились обратно в автобус и покатили дальше. И не останавливались до самого Гегского водопада. Падает он в стороне от основной трассы, ведёт к нему убитая серпантинная грунтовка. Там классический серпантин, кстати - слева обрыв, справа скала, разъехаться со встречной машиной негде. На вопрос "как будем разъезжаться со встречкой, есличо?" экскурсовод уверенно отвечал "мы больше!" =) Водопад оказался красив и масштабен, и только издалека казался маленьким. Основная часть народа немного поскакала у водопада, пощёлкалась на его фоне, и ушла обратно к автобусу и апацхе (разминаться, само собой). Мы и ещё несколько человек сумели дождаться этого счастливого момента и понимали водопад без вездесущих людей. Впрочем, некоторое количество людей на фотографиях всё же есть - для масштаба;) На обратном пути к трассе, на одном из поворотов серпантина, мы сделали ещё одну остановку - у т.н. "водопада влюблённых" на Геге, где желающие смогли полетать над рекой и водопадом на "тарзанке". Вовка, например, полетал, и у него есть фотографии из этого полёта. Где они, Вова?.. ;)

После Юпшарского каньона, где народ продолжил разминаться сами знаете чем, дорога начала быстро набирать высоту, и мы выкатились к Рице.

Река Бзыбь. Наконец-то светает, мы едем в горы.

Озеро Цхына (Голубое).

Глубина - до 76 метров, вода прозрачная.

Мостик у Голубого озера. Под мостом - слив воды из озера и помойка.

Шабака! Терпеливый кавказец, охраняющий апацху возле Гегского водопада.

Носяра! =)

Каштан... Да, он настоящий. Да, он съедобный. Нет, до него не допрыгнуть:(

Долихос.

Предположительно, чабер.

Бузина чёрная.

Гега - небольшая горная речка, приток Бзыби.

Гегский водопад от мостика.

Маленький такой, да?

Мостик через Гегу.

Если подойти поближе - становится понятно, что водопад вовсе не маленький. Высота - 50 метров.

Гегский водопад сыграл роль Рейхенбахского водопада в "Шерлоке Холмсе" - помните, там Шерлока доктор Мориарти спихнул в водопад.

Ищите на фотографиях человечков, они там для масштаба расставлены:)

Вот тут очень хорошо масштаб виден.

Суровый абхазский водопровод детектед!

В гроте.

Вечная капель с потолка грота.

Водопад влюблённых. Это речка Гега, чуть выше впадения в Бзыбь и чуть ниже Гегского водопада.

"Тарзанка" на "водопаде влюблённых" состоит из незадачливого туриста, металлического троса, альпинистской обвязки, лебёдки и пожилого абхазца =)

Летучие Вовки! =)

Юпшарский каньон (Юпшарские ворота, Каменный мешок - названий много, выбирайте любое).

В каньоне - отвесные стены.

Вид на каньон со смотровухи "Прощай, Родина!" Вниз лететь очень далеко... До Рицы, тем временем, ехать осталось меньше километра! :)

Дорога на Рицу красива сама по себе безотносительно наличия в конце озера. Проходит она по живописному ущелью вдоль горных рек, и пейзажи, встречающиеся по пути заставляли нас много раз останавливаться для фотографий. Построили дорогу в 1936 году, а иначе пришлось бы нам добираться до Рицы по козлиным тропам и пастушьим переправам. Сейчас значимость этой трассы для Абхазии сложно переоценить - в сезон туристов на озеро везут толпами. И это обосновано - здесь есть на что положить глаз, есть куда поднять взор и есть кому отдать ненужные деньги.

Первая часть пути проходит вдоль очень симпатичной реки Бзыбь, через которую проброшено множество мостов и мостиков. Это самый большой мост. Фото сделано от Бзыбского храма-крепости, где мы .

Но нам через мост не надо. Мы поедем по этой стороне. Видите, как слева сходятся горы? Вот нам туда.

Немного проехав в сторону того самого схождения гор снова остановились. С чем нам не повезло, так это с небом. Оно было пасмурно-серое, что на качестве фотографий сказывалось не в лучшую сторону.

Это всё та же река Бзыбь.

Дальше остановились у водопада Девичьи слёзы, испохабленного кучей ленточек. Ну, граждане, если вам нестерпимо хочется привязать куда-нибудь ленточки, то привяжите её, к примеру, на собственное ухо. Будет это красиво? Вряд ли. Так зачем портить природу?

Капает здесь не шибко. Реально слёзы.

Здесь же аккуратный мостик через реку.

Немного погодя ещё один мостик. Украшен аки новогодняя ель.

Ещё минут через 5 встретилась вот эта башня, но не знаю, откуда она и зачем. Если в курсе, введите и меня.

Следующая остановка через 3 минуты. Вышел поснимать речку.

Я, канеш, не помню через сколько мы там останавливались. Просто смотрю по времени фотографий. Эта ещё через 3 минуты.

Через пару минут увидели мост. Доски на нём уже отчасти повываливались и есть хорошая перспектива бзыбнуться в речку.

Когда неба не видно фотки получаются нормальные)

Это Юпшарский каньон. Ущелье всё уже. В самом узком месте его ширина всего 20 метров. Когда-то эти скалы были единым целым, но их раскололо землетрясение. На радость туристам, которые теперь могут тут ездить.

Скалы высокие и с них иногда сыпется.

И такое падает.

Чтобы вам лучше понять размеры валунишки я загнал на него жену. Я не жесток, там с другой стороны кто-то предприимчивый приделал ступеньки и повесил табличку "50 рублей за фото". Но кому надо выслать денег мы не знаем.

23.

Наверное, это и есть самое узкое место.

Ещё один водопад. Тоже наверное чьи-то слёзы.

Мост выглядит не слишком надёжно. В общем-то мы уже недалеко от Рицы.

Рядом, похоже, раньше был другой мост. Но от него осталось только это.

Ну и закончу. О самом озере Рица расскажу

По советскому прошлому, нам захотелось аутентичных приключений. Удобно расположившись перед планшетом и изучив план поездки мы поняли, что вариантов у нас не осталось вообще. Сама судьба манила на озеро Рица. Собрались мы менее чем за пятнадцать минут. Ещё за неделю до поездки в Абхазию я перелопатил гигабайты разного хлама, разыскивая достоверную информацию про озеро. Много в сети разных историй с бородой. Один чудик даже написал, что в июне там бывает очень холодно и лучше бы взять с собой зимние вещи.

Дорога на озеро Рица. Будьте предельно аккуратны за рулем. Дорога не простит ни одной ошибки.

Сразу скажу — зимние вещи нам не пригодились. Жара стояла такая, что хоть футболку выжимай! Но для начала нам должна была покориться дорога на озеро Рица. Сегодня я не буду писать стебный пост. Все будет серьёзно. Когда вы едете по берегу и наслаждаетесь динамичной картинкой за окном, можно немного расслабить булки и впитывать на подкорку будущие воспоминания, но когда вы повернете в горы, переключить тумблер в положение «Максимальная Внимательность» нужно сразу. Дорога на озеро Рица не простит вам ни одной маленькой ошибочки.

Поначалу все выглядит дружелюбно: ямки небольшие, обочина каменистая и безопасная, действительно сочная растительность и горная река с голубой водой. Говорят в ней форель водится. А вот когда вы подъедете к шлагбауму и заплатите по триста пятьдесят рублей с человека за въезд в национальный парк, даже сами охранники вас предупредят и напомнят про положение тумблера. Ещё раз — «Максимальная Внимательность». Чем выше в горы, тем больше становятся ямы, круче повороты, а внутри горных тоннелей не сразу виден свет в конце. Кстати, все эти недоразумения не мешают местным джигитам гонять по встречной с превышением скорости. Им реально плевать на свою безопасность. Похоже и на вашу тоже плевать.

Дорога на озеро Рица. Вода в горной реке реально голубого цвета. В ней водится форель.

Любопытная голова сама поворачивается во время движения, ибо виды просто завораживают. В некоторых местах можно увидеть Швейцарию, а кое где даже Таиланд мерещится. Похожие скалистые поверхности я уже видел в провинции Краби. Узкая дорога на озеро Рица поделена на два ряда — по одному в каждую сторону. Обгон чрезвычайно опасен. Необдуманный и неоправданный риск с перспективой выиграть несколько минут может обойтись дорого. В некоторых местах по обочине стоят каменные отбойники поросшие мхом. Упороться в такой отбойник перспектива не из самых лучших. Незачем там гнать и некуда. Озеро Рица никуда от вас не убежит, даже если вы приедете на место на три минуты позже. Дорога на озеро Рица опасна именно своей красотой. Стоит неудачно повернуть голову и материальный ущерб обеспечен как минимум. Значительно приятнее держать скорость не более шестидесяти километров, передвигаясь от водопада к водопаду. Даже в таком режиме вы доберётесь до озера Рица часа за три. И все посмотрите по дороге.