Какие бывают самолёты и как они устроены? Инфографика. Самолеты гражданской авиации Типы самолетов и их классификация

Представитель деловой авиации.

Давно прошли те времена, когда аэроплан (в последствии самолет) был просто . Как говорится сам в себе и для себя. Потребности людей меняются, технический прогресс совсем не стоит на месте и самолеты практически не летают ради интереса, экстрима или чего-либо подобного. Хотя, конечно, справедливости ради стоит сказать, что и это тоже имеет место. Однако все же меркантильно- полезное применение авиации преобладает. А так как в современном мире областей ее применения уже достаточно много, то и разнообразие ее достаточно велико.

Итак, . Они определяются согласно нормативным документам. Есть такой серьезный (по виду:-)) документ: Воздушный кодекс РФ. Так вот в нем определено, что авиация имеет три вида: гражданская , государственная и экспериментальная . К гражданской относится собственно гражданская, гражданская коммерческая и авиация общего назначения. С первыми двумя, я думаю, понятно, а «общее назначение» — это всевозможные полезные работы, как-то: сельхозработы, медицинская помощь, помощь полиции, частные и корпоративные перелеты, обучение, и т.д. Экспериментальная авиация применяется для проведения различных экспериментальных работ и испытаний техники (в т.ч. и авиационной). А государственная – это военная авиация и государственная авиация специального назначения , такая, как например авиация МЧС или есть еще авиация МВД для выполнения различных спецзаданий. Интересно, что как государственная, так и экспериментальная авиация тоже могут быть использованы в коммерческих целях. Это определено в вышеупомянутом кодексе.

Транспортник АН-12

Всем известный пассажирский Boeing 737

Вот так оно все звучит официально. А теперь, не глядя в нормативные документы, я еще кое-что добавлю и от себя. С гражданской авиацией все более-менее ясно. Это пассажирская, транспортная и грузо-пасcажирская. Их функции понятны всем. А яркие их представители – это, например, трудяги ТУ-154 и Боинг-737, Ан-12 и Ил-76.
Что касается авиации общего назначения, то хоть в кодексе этот название и прописано, но рядом с ним существуют и другие определения, и иной раз не всегда понятно которое из них вмещает в себя другое. Разбираться в этом не будем, просто я еще упомяну кое-какие , точнее их названия, которые сейчас употребляются в авиационной практике.

Интерьер салона самолета бизнес-авиации.

За рубежом уже достаточно давно существует, а в России только набирает обороты так называемая деловая авиация или «Business aviation» в англо-американском варианте. Это обычно специальные самолеты (ну и, конечно, комплекс их технического обслуживания) малой вместимости, но совсем немалого комфорта:-). Они используются для индивидуальных и корпоративных полетов и, конечно же, для оказания специальных услуг. Один из представителей – это Gulfstream G500.

Самолет ЯК-52.

Спортивный ЯК-55М

Спортивный СУ-26М.

Заслуженный АН-2

Далее можно выделить спортивную авиацию и авиацию первоначального обучения. Иначе говоря аэроклубовскую. Это те самолеты и вертолеты, на которых люди учатся летать и далее совершенствуют свои навыки полета. В России система аэроклубов в процессе революционных преобразований, начиная с перестройки и далее, была основательно порушена. Но кое-что осталось и сейчас даже потихоньку развивается. Представители этого вида авиации у нас это, в основном, ЯК-52, ЯК-55, СУ-26 и трудяга ЯК-18Т. Используется, конечно, в этой системе и АН-2 (в основном для вспомогательных целей, например для вывоза парашютистов). За рубежом это чаще всего Cessna-172, Piper PA-28 Warrior и Robinson R-22.

Piper PA-28 Warrior

Вертолет Robinson R-22

Естественно, что все эти летательные аппараты используются также и в коммерческих грузовых и пассажирских целях. Ведь аэроклубы все, в основном, частные. Да и просто один самолет может быть в частном владении. Тогда человек, имеющий удостоверение частного пилота, может летать на нем в собственных целях (даже просто для удовольствия:-)). Но это, правда, больше относится к США и западным странам. В России для этого пока нет ни законодательной базы, ни технических и финансовых возможностей. А жаль… Было бы неплохо иметь такой «семейный самолетик» и летать на нем по выходным в гости в другой город:-).

В связи с вышеупомянутым нужно обязательно сказать, что вообще сейчас сформировалось такое понятие, как малая авиация . Законодательно это понятие четко не определено (хотя, на мой взгляд оно наиболее близко к авиации общего назначения), но обычно летательные аппараты малой авиации имеют малый взлетный вес (обычно до 9000 кГ) и берут на борт не более 18 пассажиров. Конечно же к малой авиации относится и вся инфраструктура обслуживния, т.е. аэродромы, системы управления воздушным движением, техническое обслуживание. Летательных аппаратов малой авиации сейчас по миру становится все больше. В США, например, их зарегистрировано уже более 280-ти тысяч. Соответственно растет и количество взлетных полос и площадок. По статистике более 80% всего, что летает в мире работает в малой авиации. То есть малая авиация завоевывает мир:-). Вот такие дела. Но оставим ее в покое и вернемся к серьезным :-).

Хотя я, собственно, уже все перечислил. Но обязательно стоит сказать, что некоторым особняком от этого деления стоит военная авиация (хоть она и является частью государственной). Дело в том, она сама тоже имеет виды и кроме того некоторые из них еще и делятся на рода. Довольно интересное деление и это уже тема другой статьи, а точнее второй части статьи о видах авиации.

Фотографии кликабельны .

Существует два основных вида: военные и гражданские . Конструкции первого типа используется для выполнения различных стратегических задач, преимущественно для обороны или, наоборот, уничтожения военных объектов. В пределах данного семейства сформирована сложная сетка, состоящая из сложной системы подгрупп. Гражданские лайнеры бывают пассажирскими и грузовыми, подробнее основные виды самолетов рассмотрены ниже.

Стоит отметить, что существует множество групп по различным признакам и невозможно выделить единой наиболее общей. Так, существуют следующие классификации самолетов: по аэродинамической схеме, по хвостовому оперению, по количеству и типу крыльев и так далее.

В рамках одной статьи все классификации рассмотреть невозможно. Более того, подробному описанию классификаций и видам самолетов посвящено огромное количество литературы. Поэтому здесь мы рассмотрим наиболее распространенное деление.

Пожалуй, начать стоит именно с техники, используемой в стратегических целях, так как в данной категории насчитывается больше видов. В основном такие самолеты можно увидеть на парадах, посвященным Дню Великой Победы, в фильмах или в музеях.

Бомбардировщики

Основная задача, которую должны выполнять бомбардировщики, заключается в поражении наземных объектов с воздуха. Для этого используются бомбы и ракеты. В списке наиболее известных бомбардировщиков находятся Су-24, Су-34, ХВ-70 Valkyrie, Boeing B-17.

Первым самолетом данного типа можно назвать «Илью Муромца», созданного в 1913 году конструктором Игорем Сикорским. Непосредственно под бомбардировщик он был переоборудован в ходе Первой мировой войны.

Истребители

Эти самолеты используются для уничтожения воздушных целей. Однако несмотря на такое звучное и довольно агрессивное название, истребители относятся к классу оборонной техники, и отдельно для наступления эти самолеты, как правило, не используются. Любопытно, что сначала пилоту истребителя приходилось, управляя судном, стрелять по противнику из револьвера, который позже уступил место пулемету. Во времена Второй мировой войны активно использовались истребители, например, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1. Немецкие пилоты летали на Bf. 109, Bf. 110 и Fw 190.

Истребители-бомбардировщики

Универсальная техника, совмещающая в себе качества двух самолетов, описанных выше. Их главным преимуществам стало то, что они могут наносить огонь по наземным целям без прикрытия. Они сочетают три важнейших особенности: легкость, маневренность и достаточное для ведения перестрелки вооружение. В числе наиболее распространенных примеров находятся МиГ-27, Су-17, F-15E Strike Eagle, SEPECAT Jaguar.

Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II

Перехватчики

Это подвид истребителей, достойный отдельного класса. Первоочередная задача таких самолетов - уничтожение вражеских бомбардировщиков. От истребителей они отличаются наличием радиолокационного оборудования вдобавок к скорострельным пушкам. К широко известным советским моделям относятся Су-9, Су-15, Як-28, Миг-25 и другие.

Штурмовики

Самолеты из данной категории были разработаны для воздушной поддержки сухопутных войск во время ведения боя. Второстепенная задача - поражение морской и наземных объектов. Пожалуй, самое известное название самолетов, предназначенных для штурмовки и спроектированных в Советском Союзе - Ил-2. Интересно, что именно эта модель является самой массово производимой в истории: было выпущено в общей сложности 36 183 единиц данной техники.

Самолеты гражданской авиации

Сегодня воздушный транспорт является одним из наиболее востребованных средств перемещения. В современном мире насчитывается столько единиц пассажирской техники, что каждые 3 секунды где-нибудь на земном шаре совершает посадку один пассажирский лайнер. Ниже приведена наиболее общая классификация самолетов.

Пассажирский широкофюзеляжный двухпалубный самолет Airbus А380

Широкофюзеляжные

Такие самолеты отличаются крупными габаритами, они разрабатываются для перелетов на средние и большие дистанции (некоторые модели преодолевают маршруты протяженностью до 11 000 км). Длина корпуса может достигать 70 метров, а ширина салона позволяет вмещать по 7-10 кресел в ряд. Такие самолеты, как, например, Boeing 747 и А380 имеют две палубы. Ввиду дороговизны лайнеры из данной группы находятся в распоряжении относительно небольшого количества авиакомпаний.

Узкофюзеляжные

Это самая большая группа, лайнеры из которой используются, как правило, для маршрутов малой или средней протяженности. Диаметр фюзеляжа чаще всего не превышает 4-х метров. Самый известных самолет из данной категории - Boening 737, точнее, 10 типов воздушных судов, относящихся к семейству «Боинг 737».

Региональные и местные

К первым относятся небольшие воздушные суда, которые перевозят до 100 пассажиров на расстояния, не превышающие 2-3 тыс. км. Примечательно, что могут использоваться как турбовинтовые, так и реактивные двигатели. В качестве примера самолетов из данной группы можно упомянуть ERJ, ATR, Dash-8 и SAAB.

Местные воздушные суда преодолевают за раз маршруты протяженностью не более 1000 км, в салоне предусмотрено максимум 20 мест. Наиболее известными производителями данной техники являются компании Cessna и Beechcraft.

Вконтакте

Что представляет собой сверхлегкий самолет?
Сверхлегкие самолеты являются относительно новыми в частной авиации и предлагают альтернативу поршневым и турбовинтовым самолетам, которые используются для непродолжительных бюджетных путешествий до пяти часов. Примеры сверхлегких самолетов: Cessna Citation Mustang , Raytheon Hawker 400XP и Embraer Phenom 100 .

Когда сверхлегкий самолет наиболее уместен?
Cверхлегкий самолет дешевле в эксплуатации, чем его частные аналоги, и может обходиться более короткими взлетно-посадочными полосами. Такие самолеты популярны как для личного пользования, так и в качестве воздушного такси из одного пункта в другой.

Какова дальность полета сверхлегкого самолета?
В зависимости от типа сверхлегкого самолета вы можете рассчитывать на дальность полета до 1000-1500 миль, примерное расстояние от Лондона до Санкт-Петербурга или от Далласа в Нью-Йорк.


Сверхлегкий самолет Cessna Citation Mustang


КОЛИЧЕСТВО ПАССАЖИРОВ
4
ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА
2161 КМ / 1342 МИЛЬ

1,78 M / 5"10"
САНУЗЕЛ
НЕТ
БОРТПРОВОДНИК
НЕТ
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ САЛОН
НЕТ
КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
630 КМ/Ч / 391 МИЛЬ/Ч

2 ЧАСА*

Легкие самолеты (Light Jets)


Что такое легкий самолет?
Легкие самолеты вмещают до 8 пассажиров и предназначены для коротких местных рейсов. У большинства легких суден ограничено движение по салону, а санузел оборудован в отсеке или закрывается шторкой. Некоторые из самых популярных моделей для деловых путешествий: Bombardier Learjet 35 , Cessna Citation CJ2 и Dassault Falcon 10.

Когда легкий самолет наиболее уместен?
Большинство таких самолетов вмещает до восьми пассажиров, а багажный отдел может отличаться от одного легкого самолета к другому. Они экономичнее, чем их более крупные аналоги, хотя и летают на внушительное расстояние.

Какова дальность полета легкого самолета?
Большинством легких самолетов можно путешествовать на расстояния до 1500-2000 миль - это примерное расстояние от Палм-Бич до Тетерборо или от Лондона до Родоса.


Легкий самолет Cessna Citation CJ2


КОЛИЧЕСТВО ПАССАЖИРОВ
6
ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА
2863 КМ / 1778 МИЛЬ
ВМЕСТИМОСТЬ БАГАЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
1,66 M / 5"5"
САНУЗЕЛ
НЕТ
БОРТПРОВОДНИК
НЕТ
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ САЛОН
НЕТ
КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
759 КМ/Ч / 471 МИЛЬ/Ч
МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПОЛЕТА В ЧАСАХ
2,5-3 ЧАСА*

Среднегабаритные самолеты (Mid-Size Jets)


Что такое среднегабаритный самолёт?
Типовая вместимость среднегабаритного самолета - от 7 до 8 пассажиров, такие сдостаточно места для перемещения по салону и полностью закрытый санузел, при этом среднегабаритный самолёт рассчитан на 4-5 часов путешествия.

Когда среднегабаритный самолет наиболее уместен?
Более выгодная альтернатива большим тяжелым самолетам. Их выбирают за низкие эксплуатационные затраты наряду с большими багажными отделениями, раскладным диваном и закрытыми санузлами.

Какова дальность полета среднегабаритного самолета?
Дальность полета среднегабаритного самолёта - примерно 2000-3000 миль, как расстояние между Тетерборо и Ван Найс или между Мюнхеном и Дубаем.


Cреднегабаритный самолет Hawker 800XP


КОЛИЧЕСТВО ПАССАЖИРОВ
8
ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА
14752 КМ / 2935 МИЛЬ
ВМЕСТИМОСТЬ БАГАЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
1,53 M / 5"0"
САНУЗЕЛ
ДА
БОРТПРОВОДНИК
ДА
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ САЛОН
ДА
КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
745 КМ/Ч / 462 МИЛЬ/Ч
МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПОЛЕТА В ЧАСАХ
4,5-5 ЧАСОВ*

Тяжелые реактивные самолеты (Heavy Jets)


Что представляет собой тяжелый реактивный самолет?
С максимальной вместимостью 18 пассажиров и дальностью полета выше 6 часов, тяжелый суперджет - идеальный самолет для трансконтинентальных перелетов. Высокие потолки позволяют свободное и комфортное передвижение по салону. Самолеты такого класса оснащены полностью закрытым туалетом. Кроме того, на борту присутствует стюардесса, чтобы выполнить любой запрос во время полета. Это идеальный самолет для частных авиаперелетов.

В каком случае уместно выбрать тяжелый реактивный самолет?
Эти самолеты предлагают роскошные высокие салоны, большую вместимость пассажиров и багажа, а также раскладывающиеся сидения и отдельно оборудованный санузел. На борту вас сопровождает стюардесса, которая позаботится о каждой вашей прихоти.

Какова дальность полета тяжелого реактивного самолета?
Самолеты такого класса с легкостью преодолевают трансконтинентальные расстояния, поскольку их крейсерская скорость значительно выше, чем у более компактных и легких самолетов. На самолете данного класса вы можете долететь из Майами до Ибицы без пересадок.


Тяжелый реактивный самолет Falcon 2000


КОЛИЧЕСТВО ПАССАЖИРОВ
10
ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА
7400 КМ / 4598 МИЛЬ
ВМЕСТИМОСТЬ БАГАЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
5,21 М / 17"1"
САНУЗЕЛ
ДА
БОРТПРОВОДНИК
ДА
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ САЛОН
ДА
КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
791 КМ/Ч / 491 МИЛЬ/Ч
МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПОЛЕТА В ЧАСАХ
6-6,5 ЧАСОВ*

Дальнемагистральные самолеты (Ultra-Long Range Heavy Jets)

Что такое дальнемагистральный самолет?
Дальнемагистральные самолеты - флагманы чартерных авиаперевозок. Самолеты такого класса являются гордостью производителей, поскольку они демонстрируют исключительную скорость и мощность на трансконтинентальных перелетах и могут соединить два практически любых города в мире.

Когда уместно выбрать дальнемагистральный самолет?
Комфортные комнаты для переговоров и персональные апартаменты, хорошо оборудованная кухня, мультимедийная система и высокотехнологичная связь позволяют наслаждаться каждым моментом полета на борту такого лайнера.

Какова дальность полета дальнемагистрального самолета?
Само название такого самолета предполагает, что он рассчитан на те перелеты, которые требуют гораздо большего времени пребывания в воздухе, например, из Сан-Франциско в Гонконг или из Лондона в Куала-Лумпур.


Дальнемагистральный самолет Bombardier Global XRS 6000


КОЛИЧЕСТВО ПАССАЖИРОВ
16
ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА
11390 КМ / 7077 МИЛЬ
ВМЕСТИМОСТЬ БАГАЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
5,24 М / 17"2"
САНУЗЕЛ
ДА
БОРТПРОВОДНИК
ДА
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ САЛОН
ДА
КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
907 КМ/Ч / 563 МИЛЬ/Ч
МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПОЛЕТА В ЧАСАХ
10,5-11 ЧАСОВ*

Бизнес лайнеры


Что представляет собой бизнес лайнер?
Бизнес лайнер подтверждает высокое качество своего класса, обслуживая самых именитых клиентов на длительных межконтинентальных маршрутах.

Почему выбирают бизнес лайнер?
Переговорные комнаты, зоны отдыха, отдельные спальни с душем и кухня по последнему слову техники отвечают самым высоким требованиям функциональности и комфорта. Заботясь об уединенном пространстве для работы и отдыха пассажиров, бизнес-лайнеры часто обустроены коридорами и полностью отдельными комнатами.

Какова дальность полета бизнес лайнера?
Бизнес лайнер может совершать неограниченные перелеты и легко преодолевает трансатлантические расстояния, например, из Лондона в Лос-Анджелес.


Бизнес лайнер Airbus A319/ACJ


КОЛИЧЕСТВО ПАССАЖИРОВ
ОТ 19 ДО 48
ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА
9100 КМ / 5654 МИЛЬ
ВМЕСТИМОСТЬ БАГАЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
8,4 М / 27"6"
САНУЗЕЛ
ДА
БОРТПРОВОДНИК
ДА
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ САЛОН
ДА
КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
850 КМ/Ч / 528 МИЛЬ/Ч
МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПОЛЕТА В ЧАСАХ
5-6 ЧАСОВ ДЛЯ VIP-КОНФИГУРАЦИИ, 4-4.5 ДЛЯ СТАНДАРТНОЙ КОНФИГУРАЦИИ*

*Обратите внимание на то, что максимальное время полета зависит от пассажирского веса, грузоподъемности, скорости ветра в день полета и других факторов. Указанное время полета рассчитано на пассажиров, путешествующих налегке.

Планируете полет частным самолетом? Air Charter Service - это все, что вам нужно, независимо от того, куда, как или на каком самолете вы летите. Чтобы узнать больше о нашей уникальной услуге аренды частных самолетов , свяжитесь с нами через наш сайт.

На сегодняшний день существует довольно много разных летательных аппаратов, но не каждый из них называется самолетом. Под этим термином понимают любое воздушное судно, которое предназначено для полетов в небе за счет силовой установки, которая создает тягу и крыла, которое все время остается недвижимым. Именно недвижимое крыло является главной характеристикой самолета, отличающей его от любых других летательных средств.

Сам по себе этот термин появился в далеком 1857 — тогда российский пилот назвал так аэростат, самолетов в том смысле, в котором мы употребляем это слово сегодня, еще не было. В близком к современному значение его упомянули через несколько лет — в 1863 году. Это была статья «Воздухоплавание», опубликованная в 1863 году в журнале «Голос». Автором был журналист Аркадий Эвальд.

На сегодняшний день существует огромное количество классификаций самолета. Например, по количеству крыльев, по аэродинамической системе, по типу шасси и по скорости.

В этом тексте мы рассмотрим одну из основных типологий. Любые самолеты, в первую очередь, разделяются по предназначению. Они бывают гражданскими, военными и экспериментальными. Каждая из этих категорий, в свою очередь также разделяется на несколько видов.

Как очевидно из самого названия, это самолеты, предназначенные для перевозки пассажиров или грузов. Первый полет на самолете такого типа произошел в России больше ста лет назад — в 1914 году. Полет был совершен из Петербурга в Киев, а самолет назывался «Илья Муромец». На борту находились 16 пассажиров.

Сегодня самым известным и часто используемым авиалайнером современности называют американский самолет модели Douglas DC-3. Он впервые совершил полет с пассажирами еще в далеком 1935 году. За прошедшее время самолет совершенствовали, на его основе создавались многие другие модели, в том числе и советской авиации.

Гражданские самолеты могут быть транспортными, учебными и специального применения. Транспортные, в свою очередь, делятся на по назначению:

  • Грузовые — для транспортировки грузов;
  • Пассажирские — те самолеты, которыми мы летаем;

Разновидностей таких транспортных средств очень много. Проще всего их делить просто по производителю. На самом деле подавляющее большинство самолетов мира произведено такими компаниями:

Boeing

Это американская компания, которая появилась очень давно, в 1916 году. Еще с тех пор она производила самолеты для гражданской авиации. Самая популярная модель — Боинг-737. Именно этот самолет, выпущенный в 1968 году сегодня используется чаще всего. Само название «Боинг» уже стало практически синонимом слова самолет.

Airbus

Эта компания на сегодня является главным конкурентом вышеописанного Боинга, хотя и была основана намного позже — в 1970 году. Эта европейская компания, на сегодняшний день главный ее офис находится во Франции. Некоторые модели этого производителя отличаются экономичностью, что делает их серьезным конкурентом Боингам.

Военные

Военные самолеты созданы для ведения боевых действий, то есть защиты от врага или же наоборот, нападения. Они подразделяются на некоторые виды, но в целом, могут выполнять самые разные задачи — в зависимости от сложившийся ситуации.

Бомбардировщики

У этого подвида военных самолетов по сути одна задача — уничтожение каких-либо наземных объектов с воздуха. Это происходит посредством сброса на цель бомб или ракет. На сегодняшний день существует очень много различных моделей, среди самых часто используемых Су-24 и Су-34.

Именно в бомбардировщика был переделан первый пассажирский самолет «Илья Муромец», о котором шла речь выше. В ходе Первой мировой войны самолет переоборудовали и в дальнейшем он всегда выполнял функции бомбардировщика.

Истребители

В отличии от бомбардировщиков, такие самолет используются для боя в воздухе. Название «истребитель» звучит громко и грозно, но на самом деле такие самолеты относятся к оборонной технике. Именно для наступления их почти никогда не используют. Истребители активно использовались обеими сторонами во время Второй мировой войны — самые известные модели МиГ-3 и Як-1.

Интересно, что в самых первых моделях истребителей, был установлен не пулемет, как сегодня, а револьвер, поэтому скорость стрельбы была куда ниже.

Истребители-бомбардировщики

Естественно, две вышеописанные модели соединили, чтобы получить универсальную модель, совмещающую в себе функции обоих видов. Главное преимущество этой разновидности — возможность бомбить любые наземные цели вообще без прикрытия. Такие самолеты очень легкие, маневренные и оборудованы мощным вооружением. Самые удачные модели Миг-27, Су-17, SEPECAT Jaguar.

Перехватчики

На самом деле это не совсем отдельный класс, просто подвид истребителей. Главное отличие в том, что перехватчики созданы для уничтожения конкретной цели, а именно вражеских бомбардировщиков. По строению они также немного отличаются — такие модели дополнительно оборудованы радиолокационным оборудованием. известные модели — Су-15, Су-9 и другие.

Предназначение штурмовиков — поддержать с воздуха сухопутные войска. Также их часто использовали и просто для поражения разных объектов. Самая популярная модель называется Ил-2 и этот самолет самый массовопроизводимый в истории — было выпущено почти 37 тысяч единиц.