Дальние перелеты рукокрылых. Стартовал новый сезон ранговых боёв

Билет №11

Вопрос 11.1. Органы на которые возложена охрана охотничьих угодий области.

Ответ: Департамент по охране и использованию объектов животного мира, милиция, Государственное управление Ярославской области «Управление по охране животного мира».

Они осуществляют непосредственный контроль за ведением охотничьих и рыболовных хозяйств на территории Ярославской области, а также за соблюдением правил охоты. Привлекают нарушителей к административной и уголовной ответственности. Готовят материалы для привлечения к уголовной и гражданско-правовой ответственности. Представляют интересы государства в органах суда и арбитража. Охрана закрепленных за пользователем охотугодий, производят штатные работники охотхозяйства (егеря, охотоведы).

Вопрос 11.2. Порядок проведения, сроки и и цели подкормки диких зверей и птиц(привести пример).

Ответ: Примерные нормы и виды биотехнических мероприятий для диких животных.

Исходя из биологии диких копытных, приоритеты биотехнических мероприятий должны быть следующими:

    сохранение и улучшение естественной кормовой базы и среды обитания;

    образование кормовых полей из высокопитательных культур и регулярное сенокошение в целях постоянного снабжения зверей зеленым кормом и качественным сеном;

    подкормка сочными или влажными кормами;

    подкормка сухими высококалорийными кормами;

    минеральная подкормка;

    устройство в засушливых районах искусственных водопоев, запруд, плотин на ручьях и речках.

Животных начинают подкармливать во время листопада, приучая их регулярно посещать подкормочные площадки и концентрироваться в близлежащих охотничьих угодьях. С выпадением снега и по мере повышения его толщины увеличивают и подкормку животных.

Подкормка кабана. В охотничьих хозяйствах для его подкормки обычно выкладывают зерноотходы или зерно овса, ячменя, пшеницы и ржи, а также кукурузу, горох, подсолнечник, люпин, картофель, свеклу, морковь, топинамбур, яблоки, груши, желуди, буковые орешки, комбикорма, жмых, различные отходы пищевых предприятий, мясокостную муку и т.д.

Расчетный срок подкормки диких свиней - 70-165 дней в зависимости от климатических условий, суточная норма выкладки - 1-3 кг на голову в зависимости от вида корма и суровости зимы. В морозные дни суточный рацион увеличивают до 3-4 кг на особь. Фактически в снежный период для каждого кабана требуется около 300-500 кг качественного корма. Для удержания кабана в охотничьем хозяйстве и уменьшения потрав нелишней будет и регулярная летняя подкормка в значительно меньших объемах, нежели зимой.

Кормовые поля. Земельные участки, получаемые охотпользователями в соответствии с земельным законодательством, используются для выращивания кормовых культур и для заготовки сена для подкормки диких животных. Кормовые поля устраиваются с целью увеличения естественной кормовой емкости угодий, а также для отвлечения диких животных от потрав сельскохозяйственных культур. Частично урожай с кормовых полей убирается для зимней подкормки животных, частично оставляется на корню. Наиболее рационально закладывать кормовые поля небольшими площадями по 0,2-0,4 га, распределяя их по угодьям в зависимости от размещения животных. Набор кормовых растений подбирается с учетом предпочтения их животными в той или иной зоне.

Для подкормки лося, оленя, зайца-беляка в охотничьих угодьях проводится подрубка осинника, выкладывается веточный корм. Подрубку осинника следует производить в соответствии с порядком, установленным лесным законодательством, преимущественно на лесосеках текущего и будущего годов. По договоренности с лесозаготовителями можно использовать порубочные остатки на лесосеках.

Для зайцев-русаков подкормочную площадку устраивают на возвышенном открытом месте, удаленном от населенных пунктов. В землю заколачивают кол (1,5 м высотой), на который нанизывают необмолоченный и подсоленный овсяный сноп. Таких снопов выставляют в разных местах несколько штук. С выпадением снега определяют, насколько часто зайцы посещают снопы, и в зависимости от этого периодически подвозят снопы или вязанки подсоленного сена, которые и нанизывают на колья.

Для бобров. Подкормку бобров организуют весной во время половодья, засушливым летом и зимой в местах, где бобрам корма не хватает. Перед половодьем к затопляемым поселениям бобров подвозят свежесрубленные ивы и осины. Часть их закрепляют за стоящие деревья в местах естественных и искусственных бобровых убежищ. На время половодья каждому бобровому семейству необходимо запасти по 1 м3 веточного корма. Там, где бобрам не хватает корма, необходимо уже осенью с листопадом выкладывать ветви осины, ивы, липы, рябины, дуба и прочих древесных пород вблизи нор. В сильные морозы бобры редко выходят наружу, В таких случаях вблизи их жилищ пробивают продолговатую (2-3 м) прорубь, в которую закладывают комлем вверх ветки вышеперечисленных древесных пород.

Солонцы. Все травоядные животные особенно зимой, а также весной и летом, нуждаются в минеральной подкормке (соли). Поэтому необходимо позаботиться, чтобы на каждой подкормочной площадке были бы оборудованы постоянно действующие солонцы. В зимний период звери привыкают к солонцам и продолжают посещать их весной и летом.

Вопрос 11.3. На какие дистанции снаряды, выпущенные из гладкоствольного ружья, представляют опасность (пули, картечь, дробь)?

Ответ: Предельная дальность полета отдельных дробинок и общая безопасная дальность стрельбы из дробового ружья

Наибольшая дистанция полета отдельной дробинки, а следовательно, и безопасная дальность стрельбы различной дробью при угле возвышения 20-30° составляют:

Дробь № 9, 0 = 2, 00 мм

Дробь № 7, 0 = 2, 50 мм

Дробь № 5, 0 = 3, 00 мм

Дробь № 3, 0 - 3, 50 мм

Дробь № 1, 0 = 4, 00 мм

Дробь № 2/0 0 = 4, 50 мм

Дробь № 4/0 0 = 5, 00 мм

Картечь 0 = 6, 00 мм

Предельная дальность полета пуль, выпущенных из дробового ружья под большим углом возвышения (40-50°), достигает 1000-1500 м . При такой стрельбе пуля на излете может контузить или ранить человека, если попадет, например, в лицо.

Из сказанного выше видно, что охотник должен внимательно следить за тем, чтобы в направлении стрельбы не было людей, жилищ и домашних животных на расстоянии предельной дальности полета снаряда.

Вопрос 11.4. Для чего устанавливается срок и сезон охоты? Привести примеры.

Ответ: Для сохранения диких животных от исчезновения, у охотников с древних времен появились правила, которые не допускают тотального уничтожения, как зверя, так и птицы. Для этого были введены ограничения на добычу в определенное время года, к примеру в летний период когда животные выкармливают потомство и гибель одного из родителей нередко может привести к гибели всего выводка.

Этичные нормы людей всего мира, с давних пор, запрещали добывать зверя находящегося в беспомощном состоянии (стихийные бедствия, линька у птиц) во время неблагоприятных условий (бескормица, заморозки, пожары и т.д.) или больше, чем требуется.

В современное время, существуют санкции, ограничения и запреты, регламентируемые законодательством. Среди которых ведущую роль занимает запрет на охоту вне разрешенных сроков весеннего, летне-осеннего и осеннее-зимнего сезонов. Охотничий сезон, строго регламентируется и устанавливается органами управления охотничьих хозяйств. Охота в запрещенные сроки, карается штрафами и исками.

Охотничьи хозяйства, что бы не было оскудение запасов животных, не безуспешно, применяют разные ограничения на охоту, ограничение по пропускной способности, создание заказников и т.д. Длительные запреты на охоту, спасли множество видов редких животных, которые в последствие размножились и в настоящее время разрешены для добывания.

Каждый, уважающий себя охотник, должен знать объекты охоты, и не зная зверя и птицы не поднимать ружье, блюсти правила добывания дичи, что необходимо, не только для избежания штрафов, но и для пользы самих охотников, в интересах которых - сохранение животных.

Вопрос 11.5. Расскажите о стволах современных гладкоствольных ружей, об их устройстве, калибрах и типах сверловки. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при чистке стволов?

Ответ: Ствол – относительно тонкостенная стальная трубка. Они служат для помещения снаряда и заряда, для разгона снаряда и его направления в цель.

Внутренняя часть ствола называется каналом и делится на три части: казенную (заднюю), собственно ствол (от казенной до дульной части) и дульную (переднюю). В казенной части канала ствола имеется уширенный по диаметру участок – патронник, куда помещается при заряжании унитарный патрон. Чаще всего длина патронника составляет 65 и 70 мм. Между патронником и каналом ствола находится снарядный вход, называемый переходным конусом. Он позволяет использовать гильзы без их точного соответствия длине патронника и формирует дробовой снаряд при его переходе из гильзы в канал ствола. Длина переходного конуса от 10 до 30 мм, а у хороших ружей – от 15 до 20 мм. Далее идет собственно канал ствола, имеющий определенный диаметр, именуемый калибром. Калибр обозначают числом круглых (шаровых) пуль, отливаемых из одного фунта чистого свинца в четном счете, точно соответствующих диаметру ствола в 220 мм от его казенного среза. Дульная часть состоит из переходного конуса и дульного сужения, или чока. Дульное сужение «вытягивает» дробовой снаряд, способствует его компактному полету в воздушном пространстве, повышению дальнобойности и кучности попадания дроби в цель. У современных ружей дульная часть ствола (стволов) имеет десять различных видов (цилиндр, получек, чок Паркера, цилиндр с набором или обратным конусом, сужение с обратным конусом, сверловка парадокс и т.д.). В отечественных ружьях величины дульных сужений колеблются от 0.25 до 1.25 мм. Определяется величина дульного сужения разностью диаметра ствола перед дульным сужением и внутренним поперечником дульного среза. Например, если диаметр канала ствола равен 18.5 мм, а внутренний поперечник дульного среза равен 18 мм, то величина дульного сужения составит 0.5 мм. Длина стволов большинства ружей колеблется от 650 до 750 мм. У двуствольных ружей стволы соединяются в единый блок пайкой или закреплением в муфты. На стволы помещается прицельная планка или целик.

Ранговые бои стартовали 19 февраля в 5:00 (МСК) и продлятся до 12 марта 5:00 (МСК) . Подробный регламент вы можете узнать по ссылке:

Одна цель, один этап

Начиная со следующего, сезон ранговых боёв станет беспрерывным. Новый сезон будет состоять всего из одного этапа, поэтому больше не нужно будет сидеть за компьютером день напролёт, чтобы достигнуть максимального ранга за неделю. Теперь у вас будет 21 день и целых 15 последовательных рангов.

Защита ранга

Как вы уже знаете, в новом сезоне будет 15 рангов (чем выше достигнутый ранг, тем лучше). Ранг 1 и 15 не сгорают. Однако сезон будет длинным и напряжённым, поэтому мы вводим систему «Защита ранга» , которая будет гарантировать безопасность определённых рангов и даёт вам право на ошибку.

Как это будет работать: ранг 5, 10 и 13 будут иметь защиту (буквально), которая позволит не терять ранг, даже если согласно правилам это должно было случиться. Эта система позволит нам простить вам некоторые ошибки, а вам — собраться перед следующим рывком. Защита разрушаемая. Прежде чем защита разрушится и вы потеряете ранг, вам будет прощено определённое количество поражений.

  • Ранг 5 допускает 3 поражения.
  • Ранг 10 допускает 2 поражения.
  • Ранг 13 допускает 1 поражение.

Помните, что каждое поражение будет снижать защиту ранга на одно очко. Однако даже получения одного шеврона будет достаточно для полного восстановления прочности защиты.

Победителю достанется всё

Шевроны всё ещё определяют прогресс по рангам, и мы изменили их распределение, чтобы мотивировать вас.

По итогам боя шевроны будут получать 10 лучших игроков победившей команды и всего 1 лучший игрок проигравшей команды. Однако, если вы попали в тройку лучших игроков победившей команды, вы получите дополнительный шеврон. Если вы оказались среди худших 10 игроков проигравшей команды, вы потеряете один шеврон. При всех остальных занятых позициях количество ваших шевронов сохраняется. Такая система позволит хорошим игрокам зарабатывать ранги быстрее, обеспечивая дополнительную мотивацию для эффективной игры.

Вот как это будет выглядеть:


Рейтинг

Чтобы гарантировать себе место в рейтинге, вам нужно будет заработать как минимум 6 очков ранга, что означает достижение 6-го ранга. Дальнейшее продвижение будет сложнее, чем кажется. Как и раньше, вы будете получать одно очко за получение каждого нового ранга. После получения 15-го ранга каждые 5 шевронов, заработанные на конкретной машине, будут давать дополнительное очко ранга и 25 . А начиная с этого сезона вы сможете следить за своей позицией в рейтинге как в игре, так и на нашем портале.

Особые награды будут ожидать участников ранговых боёв: они будут зависеть от ваших успехов в сезоне. Поэтому важно демонстрировать хорошую игру как лично, так и в команде!

О наградах

Поскольку следующий сезон будет единым соревнованием, этапных наград не будет. Однако награды за получения рангов останутся и будут пересмотрены, чтобы оправдывать ваши усилия и мотивировать двигаться вперёд. Например, дойдя до 9-го ранга вы суммарно заработаете до 1 500 , и, чем выше ранг, тем крупнее будет становиться награда. За достижение 15-го ранга вы получите суммарно 4 500 и более 3 500 000 .


Мы также пересмотрим награды по окончании сезона, чтобы вы получили достойное поощрение в золоте, бонах и днях премиум аккаунта. А за попадание в каждую из лиг вы гарантированно получите уникальные стили и нашивки


Сокращённый список карт

Предыдущий сезон показал, что некоторые карты плохо подходят под требования ранговых боёв. По этой причине мы обновили список доступных карт, убрав из ротации «Эрленберг» и «Топь».

Доступные карты: «Карелия», «Малиновка», «Химмельсдорф», «Прохоровка», «Энск», «Ласвилль», «Рудники», «Мурованка», «Линия Зигфрида», «Монастырь», «Вестфилд», «Песчаная река», «Эль-Халлуф», «Аэродром», «Фьорды», «Рыбацкая бухта», «Заполярье», «Хайвей», «Тихий берег», «Тундра», «Виндсторм», «Париж», «Промзона».

Мы ввели все эти изменения, чтобы сделать победу более ценной, достойно вознаградить самых эффективных игроков, а распределение по рангам сделать соответствующим вашим игровым навыкам. Теперь ваш ход: участвуйте в ранговых боях и расскажите, получилось ли у нас, с помощью отзывов на форуме!

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МЕСТНОСТИ

Общие положения

В современных условиях, как показал опыт, войска способны вести боевые действия в любое время года. Но местность, как известно, не остается постоянной, неизменной в течение года; природные элементы ее, а также их тактические свойства подвержены значительным сезонным изменениям. Одна и та же местность в летний и зимний периоды имеет различные тактические свойства: разную проходимость, различные условия маскировки, ориентирования, наблюдения, инженерного обеспечения и т. д.

Сезонные изменения местности наблюдаются во всех природно-климатических зонах. При этом в одних зонах, например в тропиках, наблюдается два сезона (сухой и влажный), в умеренном поясе - четыре (весна, лето, осень и зима). Характер сезонных изменений местности также различный. Поскольку влияние сезонных изменений местности тропических районов уже рассматривалось (см. гл. 12), остановимся на краткой характеристике сезонных изменений тактических свойств местности районов умеренного климатического пояса.

Наиболее благоприятными сезонами для ведения боевых действий в зонах умеренного пояса являются лето и зима. В эти сезоны местность обладает наилучшей проходимостью, так как грунты и почвы летом просыхают, а зимой промерзают. Менее благоприятны для боевых действий переходные сезоны года - весна и осень. Эти сезоны, как правило, отличаются большим количеством осадков, повышенной влажностью грунтов, высоким уровнем воды в реках и озерах, что в комплексе создает значительные трудности для ведения боевых действий войск.

Тактические свойства местности весной и осенью

Весной и осенью значительно ухудшается проходимость местности большинства районов умеренного пояса вследствие распутицы, половодья и паводков.

Весенняя распутица начинается после схода снежного покрова и начала оттаивания грунтов. При оттаивании верхний слой грунта становится переувлажненными имеет малую прочность и вязкость. Проходимость грунтов особенно затруднена, когда они оттают на глубину 30-40 см. По мере просыхания на поверхности грунта образуется более твердая корка, ниже которой грунт продолжает сохранять значительную влажность. Только после просыхания грунта на глубину 18-22 см условия проходимости становятся удовлетворительными. Наиболее резко прочность грунта увеличивается при полном его оттаивании и просыхании.

Осенняя распутица возникает в результате еще большего, чем весной, переувлажнения грунтов в связи с обильными осенними осадками и снижением температуры воздуха. При понижении температуры до +5°С и частых осенних дождях глинистые и суглинистые грунты переходят в пластичное состояние. Все это создает длительную осеннюю распутицу, затрудняющую движение машин вне дорог и по грунтовым дорогам (рис 35). В это время снижается скорость движения не только колесных, но и гусеничных машин.

Периоды весенней и осенней распутицы, как правило, сопровождаются резкими колебаниями температуры, сплошной облачностью, туманами, сильными ветрами, частым выпадением осадков (с чередованием дождя и мокрого снега). Все эти неблагоприятные метеорологические явления резко ухудшают тактические свойства местности и, следовательно, отрицательно сказываются па боевых действиях войск.

Сезонные изменения рек проявляются в периодическом изменении их водности, что находит свое выражение в колебании уровня воды, скорости течения и других характеристик. Основными фазами таких изменений равнинных рек территории Азии, Европы и Северной Америки являются половодья, межень и паводки.

В период половодья по мере увеличения расхода воды и повышения ее уровня увеличиваются глубина и ширина реки. Река выходит из берегов и заливает пойму. Пойма становится труднопроходимой, а плывущие по реке льдины и деревья могут не только повредить, но н вывести из строя переправочные средства. Во время половодья сложнее вести разведку водной преграды, разминировать подходы, берега и дно, труднее выбирать места подхода к противоположному берегу десантных переправочных средств, устанавливать пристани и собирать паромы. Поэтому в половодье даже небольшие реки превращаются в серьезные препятствия на пути движения войск.

На реках снегового питания, к которым относится большинство рек умеренного пояса, весеннее половодье продолжается: на малых реках 10-15 дней, на больших реках с крупными водосборами и обширными поймами 2-3 месяца.

После окончания весеннего половодья на равнинных реках наступает межень - продолжительный период наиболее низкого уровня воды в реках. В это время водность реки минимальная и поддерживается главным образом за счет питания грунтовыми водами, так как осадков в это время выпадает мало.

Осенью расход и уровень воды в реках снова повышаются, что обусловлено понижением температуры и уменьшением испаряемости влаги с почвы, а также более частыми осенними дождями.

Помимо половодий на реках наблюдаются также пабодки - кратковременные поднятия уровня воды в реках, возникающие в результате выпадения сильных дождей и попусков воды из водохранилищ. В отличие от половодий паводки случаются в любое время года. Значительные паводки могут вызвать наводнения.

Амплитуда колебаний уровня воды в реках (межень- половодье) достигает иногда на равнинных реках 3-16 м, расход воды увеличивается в среднем п 5-20 раз, а скорость течения в 2-3 раза.

В условиях распутицы, половодья и паводка наступающие войска вынуждены передвигаться по размокшему грунту и преодолевать многочисленные водные преграды, имеющие большую, чем обычно, ширину и глубину, а также обширные заболоченные поймы, что снижает темпы наступления.

На наших топографических картах состояние грунтов в период распутицы не отображается, а реки изображаются по их состоянию в межень. Однако на картах масштаба 1:200 ООО и крупнее особым условным знаком отображаются зоны разливов крупных рек в половодье, а также зоны затопления местности в случае разрушения плотин водохранилищ. Более подробные данные о времени распутицы, продолжительности и высоте половодья содержатся в гидрологических описаниях районов и рек, а также в справках о местности, помещаемых на обороте каждого листа карты масштаба 1: 200 000.

Тактические свойства местности зимой

К основным природным факторам, накладывающим свой отпечаток на боевые действия войск зимой, относятся: низкие температуры, метели, короткие дни и длинные ночи, а также зимнее промерзание грунтов, ледяной покров на водоемах и болотах и снежный покров.

Влияние низких температур

Низкие зимние температуры оказывают непосредственное влияние на боеспособность личного состава и эксплуатацию машин и механизмов. Прежде всего низкие температуры вызывают необходимость особой зимней экипировки войск одеждой и снаряжением, которые значительно снижают подвижность и повышают утомляемость личного состава. В зимних условиях помимо оборудования укрытий для защиты войск от воздействия обычного и ядерного оружия требуется оборудование пунктов для обогрева личного состава, утепление машин и т. д. Зимой увеличивается процент простудных заболеваний, а в ряде случаев наблюдаются обморожения личного состава. Так, например, в период Великой Отечественной войны Советского Союза армия фашистской Германии оказалась неподготовленной к действиям ь зимних условиях, в результате чего только зимой 1941 -1942 гг. свыше 112 тыс. солдат и офицеров гитлеровской армии выбыли из строя вследствие тяжелых обморожений.

Низкие температуры отрицательно сказываются на работе боевой техники. При сильных морозах* металл становится более хрупким, смазки густеют, эластичность резиновых и пластмассовых изделий снижается; это требует особого ухода за техникой и сбережения ее. При низких температурах усложняется эксплуатация жидкостных источников электропитания, затрудняется запуск моторов, снижается надежность работы гидравлических и масляных механизмов. Наконец, в условиях зимы существенно изменяются подготовка к действию, режим работы и дальность стрельбы артиллерии. Все это обусловливает необходимость проведения ряда мероприятий по сохранению боеспособности личного состава и обеспечению безотказной работы техники и вооружения в сложных зимних условиях.

Сезонное промерзание грунтов

Сезонное промерзание грунтов наблюдается там, где в течение длительного периода удерживается отрицательная температура воздуха. Продолжительность и глубина сезонного промерзания грунтов возрастают в общем направлении с юга на север в соответствии с изменением климата. Так, например, на территории США глубина зимнего промерзания грунтов увеличивается с юга на север на 2-3 см на каждые 40 и и в штате Северная Дакота (у границы с Канадой) достигает более 1,2 м. У нас в районе Москвы промерзание грунтов составляет около 1,0 ^ а в районе Архангельска увеличивается до 2 м. В северо-восточных районах СССР и на севере Канады сезонное промерзание грунтов еще больше; оно смыкается со слоем вечной мерзлоты и продолжается более 10 месяцев в году.

Промерзший слой грунта оказывает существенное влияние на проходимость и инженерное оборудование местности. Понятие «мерзлый грунт» применимо не ко всем, а только к рыхлым влажным грунтам, которые при замерзании превращаются в льдобетон с плотностью около единицы и прочностью, большей в 3-5 раз прочности льда. Промерзшие песчаные грунты при температуре -10° С имеют сопротивление сжатию 120- 150 кг/см 2 , т. е. в 4-5 раз больше прочности льда.

Повышение механической прочности грунтов в результате их промерзания сводит на нет различие в проходимости сухих и влажных (заболоченных) участков местности, которое наблюдается в летний период. Промерзшие на 8-10 см и более влажные пески, суглинки и глины зимой становятся вполне проходимыми для любого вида транспорта и боевой техники. Поэтому зимние дороги и колонные пути нередко прокладывают по долинам рек и даже по болотам - этим труднопроходимым участкам местности летом.

Промерзание грунта затрудняет разрушение оборонительных сооружений огнем артиллерии. Такой грунт ослабляет воздействие ударной волны ядерного взрыва на дерево-земляные укрепления и укрытия, снижает уровни радиации, проникающей в легкие земляные укрытия.

В то же время замерзание грунтов значительно усложняет инженерное оборудование местности. Замерзшие грунты приобретают твердость, близкую к твердости скальных пород. Разработка мерзлых грунтов выполняется в 4-5 раз медленнее, чем разработка их в незамерзшем виде. При этом трудоемкость земляных работ зимой зависит от глубины промерзания грунта. При замерзании грунта на глубину 0,5 м трудоемкость земляных работ увеличивается в 2,5 раза, а при глубине замерзания 1,25 м и более - в 3--5 раз по сравнению с разработкой талого грунта. Разработка мерзлых грунтов требует применения особых инструментов и машин, а также выполнения буро-взрывных работ.

Глубина сезонного промерзания грунтов зависит от продолжительности устойчивых морозов и «количества холода», проникшего в толщу грунта с начала морозного периода. В основе простейших расчетов глубины промерзания грунтов лежит сумма среднесуточных или среднемесячных температур воздуха с начала зимы. Так, например, в строительстве глубина промерзания грунтов определяется по следующей формуле:

Н = 23 V £7 + 2,

где ХТ - сумма среднемесячных отрицательных температур воздуха за зиму.

Температура воздуха замеряется несколько раз в день на метеорологических станциях. Поэтому среднемесячные температуры и их сумма для любого пункта могут быть получены из климатических справочников.

Глубина промерзания грунтов зависит от их механического состава, глубины залегания грунтовых вод, увлажненности и толщины снежного покрова. Наблюдениями установлено, что чем мельче частицы грунта, тем больше его пористость и влагоемкость и тем меньше глубина и скорость промерзания. Например, пески промерзают в 2-3 раза быстрее и глубже, чем суглинки. Глубина промерзания глинистых почв на 25% больше, чем чернозема и торфяников. На дренированных возвышенностях грунты замерзают всегда раньше и глубже, чем в низинах и на заболоченных землях. Промерзание грунтов никогда не доходит до уровня подземных вод и прекращается немного выше этой поверхности.

На открытых участках местности с хорошо развитым травяным покровом глубина промерзания грунтов примерно на 50% меньше, чем на оголенных (вспаханных) участках. В лесу грунты промерзают примерно в 2 раза меньше, чем в открытом поле. Глубина промерзания грунта под снежным покровом всегда меньше, чем на оголенной поверхности. В районах с достаточно высоким снежным покровом глубина промерзания в 1,5-2 раза меньше, чем на участках, свободных от снега.

Ледяной покров на водоемах

Наступление морозного периода сопровождается образованием льда на поверхности рек, озер и других водоемов. Промерзание водоемов значительно улучшает их проходимость. По льду замерзших рек и озер совер шается переправа войск. Русла крупных рек используются как направления, удобные для прокладки зимних дорог, на льду широких рек и озер оборудуются посадоч ные площадки. В некоторых северных районах Евразии и Северной Америки вода в реках промерзает до дна, что затрудняет водоснабжение войск из рек. Наиболее сильно промерзают реки в районах вечной мерзлоты Реки здесь начинают промерзать в октябре и бессточный период продолжается 7-8 месяцев.

Толщина ледяного покрова на водоемах, а также интенсивность его нарастания зависят от многих факторов, и прежде всего от продолжительности морозного периода, «силы мороза», глубины снежного покрова на льду и скорости течения воды в реке (приложение 6). Данные о средней многолетней толщине льда на той или иной реке в зимний период можно найти в климатических справочниках и гидрологических описаниях.

Для определения возможности переправы по льду какого-либо груза необходимо знать не только фактическую толщину льда на реке, но и толщину льда, обеспечивающую безопасность движения данного вида транспорта (приложение 7). Для пресноводных бассейнов допустимую толщину льда обычно определяют исходя из веса груза по формуле

л=1оГо,

а для соленоводных бассейнов по формуле

Л = 101/30,

где к- -допустимая толщина льда на переправах, см: й - вес груза (машины), г.

Передвижение войск по льду реки или озера осуществляется после тщательной разведки прочности льда, мест входа с берега на лед и выхода на противоположный берег. При движении по льду машины в колонне следуют на увеличенных дистанциях. По льду невысокой прочности прицепы и орудия буксируются на длинном тросе. Машины по льду движутся плавно, на низших передачах, без резких поворотов, торможений, переключения передач и остановок. Личный состав спешивается и следует за машинами на удалении не менее 5-10 м

Образовавшийся на реках ледяной покров не остается постоянным. В течение зимы толщина льда непрерывно нарастает. В середине зимы в морозную погоду за декаду толщина льда на реках при температуре воздуха -10° С в среднем увеличивается на 10-12 см , при -20° - на 15-20 см , а при -30° -на 20-25 см.

Снежный покров снижает скорость нарастания льда. Выпадение большого количества снега на лед сразу после ледостава почти прекращает его рост. На многих реках северных районов мощный ледяной покров образуется за счет многочисленных речных наледей, которые чаще всего встречаются в районах вечной мерзлоты и нередко бывают очень больших размеров. Так, на северо-востоке Якутской АССР имеется многолетняя наледь с толщиной льда до \0 м и длиной до 27 км. В бассейне Амура увеличение за декаду толщины льда на реках за счет наледей достигает 50-70 см против нормальных 8-10 см за счет нарастания его только снизу.

Сплошной ледяной покров на реках и озерах хорошо предохраняет воду этих объектов от радиоактивного заражения частицами, выпадающими по следу облака ядерного взрыва. Однако следует иметь в виду, что лед на водоемах под воздействием ядерных взрывов может быть взломан на больших участках, что, естественно, временно снизит проходимость местности в таких районах.

Промерзание болот

Сезонное промерзание болот на значительную глубину и в течение продолжительного периода наблюдается на большой площади в Европе, Азии и Северной Америке в районах, расположенных севернее 45-й параллели. Так, например, в Канаде, а также в средней и северной части СССР большинство болот промерзает зимой на 0,4-1,0 м, т. е. на глубину, допускающую движение всех видов транспорта и техники.

Замерзание болот начинается одновременно с замерзанием водоемов и грунтов. Особенно быстро болота замерзают осенью, до образования на их поверхности глубокого снежного покрова, который снижает затем скорость промерзания. При глубоком снеге, выпавшем с осени, некоторые болота совсем не замерзают; снежный покров лишь сглаживает неровности на поверхности болота, не улучшая его проходимости. Более того, слой снега на незамерзшем болоте фактически создает скрытые препятствия, маскируя труднопроходимые места.

Скорость и глубина замерзания болот зависят прежде всего от суммарных отрицательных температур воздуха с начала морозного периода или за зиму в целом. Но эта общая закономерность нередко нарушается многими местными факторами. Проходимость болот зимой зависит не только от глубины промерзшего слоя, но и от типа болота. Моховые болота при равной глубине промерзания обладают меньшей несущей способностью, чем травяные (табл. 18).

Таблица 18

Проходимость болот машинами зимой

Полный вес машины, т

Необходимая мерзшего

толщина прослоя, см

Дистанция между машинами. м

травяные болота

моховые болота

Колесные

машины

3,5

13

16

18

6

15

18

20

8

17

20

22

10

18

21

25

15

25

29

30

Гусеничные машины

10

16

19

20

20

20

24

25

30

26

30

35

40

32

36

40

50

40

45

45

Для движения машин по рыхлому слою моховых болот требуется более глубокое промерзание. Механическая прочность промерзшего слоя болот в среднем обычно составляет 20-40 кг/см 2 . Как правило, чем больше обводнено болото, тем худшей проходимостью оно обладает летом, тем прочнее на нем ледяной покров и тем меньшая глубина промерзания требуется для обеспечения движения по болоту зимой. Необходимо иметь в виду, что массивы болот промерзают на глубину, в 1,5 раза меньшую, чем расположенные рядом незаболоченные участки. Поэтому осушенные болота промерзают всегда глубже, чем неосушенные.

Наименьшую толщину (в сантиметрах) замерзшего слоя болота (Нем), обеспечивающую проходимость ма-шнн, ориентировочно можно определить по формуле

а

где к=9 для гусеничных машин и 11 для колесных машин;

а - коэффициент, зависящий от характера покрова болот (например, для моховых" болот а=1,6, для травяных болот а = 2,0);

й - вес машины, т.

Глубина ледяного покрова водоемов и болот на топографических картах не отражается, только в справке о местности на карте масштаба 1: 200 ООО указываются средние многолетние данные о толщине льда и глубине промерзания болот (при их наличии). Поэтому зимние характеристики рек, озер и болот могут быть получены из гидрологических и гидрогеологических описаний и справочников на данный район, но главным образом на основе результатов инженерной разведки местности.

Снежный покров

Снежный покров наблюдается ежегодно в течение нескольких месяцев на большей части территории Европы, Азии и Северной Америки. Он коренным образом изменяет внешний облик местности и ее тактические свойства: проходимость, условия наблюдения, ориентирования, маскировки, инженерного оборудования и др. Глубокий снежный покров ограничивает проходимость боевых и транспортных машин как по дорогам, так и вне дорог. При снежном покрове глубиной более 20-30 см местность практически проходима для колесных машин только по дорогам и специально оборудованным колонным путям, с которых систематически удаляется свеже-выпавший или навеянный снег.

Войска без лыж в состоянии передвигаться с нормальной скоростью по снегу глубиной не более 20- 25 см. При глубине снега более 30 см скорость движения в пешем порядке снижается до 2-3 км/ч. Бронетранспортеры беспрепятственно передвигаются по снегу глубиной не более 30 см. Скорость танков, движущихся по снегу глубиной 60-70 см, снижается в 1,5-2 раза против обычного.

Перемещаясь под действием ветра, снег покрывает местность крайне неравномерно (заполняет мелкие неровности и сглаживает крупные) и тем самым создает скрытые препятствия на пути движения войск.

Сплошной слой снега даже небольшой глубины скрывает многие местные предметы-ориентиры, хорошо видимые летом и имеющиеся на топографических картах. Снежный покров также скрывает большую часть местных грунтовых дорог, ручьи и небольшие реки, промоины и овраги, канавы и заболоченные участки, грунты и низкорослую растительность. Все это создает более сложные условия для ориентирования, целеуказания и передвижения войск зимой по заснеженной территории. В зимнее время соответствие топографической карты местности резко снижается, что затрудняет ориентирование войск по карте на незнакомой местности.

Снежный покров, маскируя одни объекты, подчеркивает своей белизной другие. Так, например, при сплошном снежном покрове становятся менее видимыми с воздуха реки, озера и болота, неэксплуатируемые дороги и все низкие строения и растения. В то же время интенсивно наезженные дороги, контуры лесных массивов, высокие строения, незамерзшие участки рек и многие другие предметы, имеющие темную окраску, выделяются более рельефно на фоне снега. На снежной целине четко фиксируются передвижения войск и места их расположения. Поэтому белый цвет зимой становится основным цветом, под который маскируются все виды техники и личный состав.

Снежный покров глубиной более 50 см пригоден для устройства в нем ходов сообщения с брустверами из снега. Кирпичи из плотного снега используются для оборудования огневых позиций, окопов, противотанковых валов, а также различного рода укрытий, убежищ и маскировочных стенок. Наконец, рыхлый сыпучий снег может быть использован для удаления радиоактивных и отравляющих веществ с обмундирования, вооружения и техники непосредственно в полевых условиях.

Значительный по толщине слой снега обладает хорошими защитными свойствами от радиоактивного заражения. Так, слой снега плотностью 0,4 и толщиной 50 см ослабляет гамма-излучение наполовину. В то же время радиус зоны поражения личного состава световым излучением ядерного взрыва на заснеженной территории из-за отражения света от белой поверхности может увеличиться в 1,2-1,4 раза по сравнению с летним ландшафтом.

Наличие на местности глубокого снежного покрова значительно влияет на характер боевых действий войск. Это находит свое выражение в построении боевых порядков, маневренности войск, темпах наступления, инженерном обеспечении боевых действий и др. Так, например, при небольшой глубине снега мотострелковые подразделения, если позволяет обстановка, атакуют обороняющегося противника на бронетранспортерах, а при значительной его глубине, когда исключено передвижение по снежной целине на бронетранспортерах, подразделения действуют на лыжах или в пешем порядке. Танки же и в этом случае обычно наступают в боевых порядках мотострелковых подразделений.

Глубина снежного покрова и продолжительность его залегания на местности зависят от географической широты данного района и количества атмосферных осадков, выпадающих здесь в зимний период. В Северном полушарии то и другое возрастает в общем направлении с юга на север. Так, на юге СССР, в Центральной Европе и на севере США снежный покров наблюдается I-2 месяца в году н его глубина не превышает 20-30 см. В более северных районах СССР, в Скандинавии, в Канаде, на Аляске и островах Полярного бассейна снег лежит более полугода и его глубина в ряде мест достигает 1,0-1,5 м и более. Наконец, в горных районах, а также на островах Северного Ледовитого океана наблюдаются вечные снега - база питания горных и материковых ледников.

На нерасчлененных равнинах снег обычно лежит ровным слоем. На равнинах, расчлененных долинами рек, балками и оврагами, значительная часть снега сносится ветром в понижения рельефа. В горах и в северных районах с сильными ветрами можно наблюдать оголенные участки возвышенностей и большие скопления снега в понижениях рельефа и на подветренных скатах.

Перемещение снега начинается при скорости ветра более 5 м/сек. При скорости ветра 6-8 м/сек снег переносится по поверхности снежного покрова струями (поземка). Более сильный и порывистый ветер поднимает снег на десятки метров и переносит его в виде облака снежной пыли (метель).

Важной характеристикой снежного покрова является его плотность. Она зависит от структуры снежного покрова и колеблется в пределах от 0,02 г/см 3 (для све-жевыпавшего снега) до 0,7 г/см 3 (для сильно промокшего и затем смерзшегося снега, что приближает его к плотностн льда 0,92 г/см?). О значении этих величин можно судить по тому, что снежный покров плотностью 0,3 удерживает человека без лыж. Автомобили и тракторы могут двигаться, не проваливаясь, по поверхности снега плотностью 0,5-0,6. Учитывая, что плотность снега в середине зимы для большинства районов составляет 0,2-0,3, можно сделать вывод, что по естественному сиежному покрову движение автомобилей и танков невозможно Поэтому во всех случаях снег необходимо либо расчищать, либо искусственно уплотнять. Только в отдельных районах Антарктиды и Арктики, где плотность снега более 0.6, автомобили и тракторы могут идти по снежной целине без уплотнения ее. Наличие снежного покрова снижает доступную крутизну скатов (приложение 8).

В условиях применения ядерного оружия в зимнее время снежный покров будет оказывать влияние и на радиоактивное заражение местности.

Во-первых, в случае снегопада после ядерного взрыва снежинки, проходя через радиоактивное облако, будут захватывать радиоактивные частицы. Выпадая на землю, они образуют слой снега с тем или иным уровнем радиации. Таким образом, войска в зимнее время могут оказаться в районе радиоактивного снегопада или преодолевать местность, покрытую слоем свежевыпав-шего радиоактивного снега.

Во-вторых, свежевыпавший снег легко перевевается ветром на далекие расстояния. В случае метели после ядерного взрыва массы радиоактивного снега будут перемещаться и концентрироваться в углублениях рельефа. Но поскольку снег зимой почти не тает, то снежный покров, особенно его сугробы в понижениях, могут явиться источниками радиоактивного облучения войск. В целом же радиоактивное заражение местности зимой будет меньше, чем летом, так как в облако ядерного взрыва меньше вовлекается частиц пыли с заснеженной и промерзшей поверхности земли.

Сведения о глубине снежного покрова на данной территории можно найти в справке о местности на карте масштаба 1:200000, а также получить представление об этом но аэроснимкам крупных масштабов (крупнее I: 50 000). Аэроснимки позволяют приблизительно определить глубину снежного покрова по некоторым косвенным признакам. По таким снимкам можно судить о наличии и мощности снежных заносов на дорогах и в углублениях рельефа.

Глубокий снежный покров увеличивает объем работ по инженерному оборудованию местности. Возникает необходимость систематически расчищать дороги от снега, прокладывать колонные пути, подготавливать переправы через водные преграды, оборудовать снегозащитные ограждения на дорогах и т. д.

Большое влияние на боевые действия войск зимой оказывают снегопады и метели, сопровождаемые сильными ветрами. Они снижают видимость, затрудняют наблюдение за полем боя, ориентирование на местности и ведение прицельного огня, а также усложняют взаимодействие и управление войсками. Кроме того, снегопады и метели требуют непрерывной расчистки дорог и колонных путей, снижают производительность инженерных работ, усложняют вождение боевых и транспортных машин.

Существенное влияние на боевые действия зимой оказывают также короткий день и длинная ночь. Для средних широт продолжительность дня в зимнее время составляет 7-9 ч, а ночи - 15-17 ч. Таким образом, в зимнее время войска вынуждены вести боевые действия большей частью в условиях темного времени, что, естественно, вызывает дополнительные трудности, присущие боевым действиям ночью.

Таким образом, при организации боевых действий войск в зимнее время наряду с решением обычных вопросов командирам потребуется решать ряд специфических «зимних» проблем. В частности, выделять больше сил и средств на подготовку и поддержание в рабочем состоянии маршрутов, обеспечивать подразделения лыжами, волокушами и транспортнымн средствами повы шенной проходимости, организовывать обогрев личного состава и принимать меры к предупреждению обморожения людей, а также заботиться о сохранении вооружения, боевой техники и транспортных средств в условиях низких температур и предусматривать другие мероприятия по обеспечению успешного выполнения боевых задач в зимних условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

сновные тенденции развития современного боя и операции - возрастание пространственного размаха, динамичности и решительности боевых действий - вызывают необходимость сбора и обработки все возрастающего объема информации, характеризующей обстановку и необходимой командиру для принятия обоснованного решения. При этом скоротечность событий ведет к непрерывному изменению элементов обстановки, в том числе и характеристик местности, на которой происходят боевые действия войск. Поэтому для успешного ведения боевых действий командиры всех степеней и штабы наряду с другой информацией об обстановке должны в простой и наглядной форме получать полную и достоверную информацию о местж -сти.

Наиболее универсальным документом, который содержит основные данные о местности, интересующие штабы и войска, является топографическая карта. Однако из-за статичности картографического изображения топографическая карта стареет и со временем ее соответствие современному состоянию местности снижается.

С началом боевых действий, особенно в условиях применения ядерного оружия, многие элементы местности претерпевают значительные изменения и несоответствие карты данной местности проявляется особенно резко. В этом случае основным и наиболее достоверным источником получения сведений об изменениях местности, происшедших в ходе боевых действий, являются аэроснимки. При невозможности воздушного фотографирования по условиям погоды или по другим причинам данные об изменениях местности в расположении противника, произошедших в результате воздействия наших войск, определяются методом прогнозирования.

Если на нужную территорию имеющиеся топографические карты к началу боевых действий значительно устарели, изготовление фотодокументов о местности (фотосхем, фотопланов и др.) на основе материалов воздушной разведки и своевременное доведение их до войск иногда могут явиться единственным способом обеспечения войск наиболее свежей и достоверной информацией о состоянии местности на период боевых действий.

В процессе разведки местности, при изучении и оценке ее по топографическим картам и аэроснимкам, а также при прогнозировании изменений обязательно учитываются все описанные выше физико-географические особенности и тактические свойства местности, которые способствуют ведению боевых действий войск или затрудняют их.

Чем сложнее географические условия (местность, климат, сезон года, погода, время суток), тем больший объем информации о них необходим штабам и войскам для успешного ведения боевых действий.

Главными тактическими свойствами местности, оказывающими существенное влияние на ведение боевых действий войск, являются условия проходимости, защиты войск от оружия массового поражения, ориентирования, маскировки и инженерного оборудования. Правильная и своевременная оценка и использование войсками этих тактических свойств местности способствуют успешному решению ими боевой задачи; недооценка же роли местности в бою или операции может затруднить, а в отдельных случаях и привести к срыву выполнения поставленной боевой задачи

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица показателей избыточного давления, вызывающего сильное и среднее разрушения зданий и трубопроводов

Избыточное давление,

кг1слР, вызывающее

Тип зданий и трубопроводов

разрушение

сильное

среднее

Одноэтажные деревянные здания. . .

0,2

0,17

Здания с деревянным каркасом....

0,25

0,17

Одноэтажные кирпичные здания. .

0,35-0,40

0,25-0,30

Одноэтажные железобетонные здания

0,6-0,8

0,4-0,5

Многоэтажные кирпичные жилые дома

0,35

0,25

с несущими стенами........

1,4

0,9

ния со стальным каркасом.....

Многоэтажные административные зда

0.7

ния с железобетонным каркасом. .

1,0

Массовые промышленные здания со

0,9

0,55

стальным каркасом.........

Газовые, водопроводные и канализа

15,0

6,0

ционные подземные сети......

Примечание. Сильное разрушение - значительная по высоте часть стен и большинство перекрытий обрушиваются.

Среднее разрушение - в несущих стенах образуется много трещин, отдельные участки стен, кровли и чердачных перекрытий обрушиваются, полностью разрушаются все внутренние перегородки.

Атмосферное давление и температура кипения воды на разных высотах

Абсолютная высота. м

Атмосферное давление, мм

Температура кипения воды,°С

0

760,0

100,0

5и0

716,0

97.9

1000

674,1

96,7

1500

634,7

94,5

2000

596,2

93,6

2500

561,0

91,5

3000

525,8

89,7

4000

462,3

87.0

5000

405,1

82,7

Углы естественного откоса в различных грунтах

Углы естественного откоса

Грунты

в градусах

сухой груит

мокрый грунт

Лёсс.................

50-80

10-15

Галечник.............

40-45

40-43

Гравии...............

40-45

40-43

Каменистые. ...........

45

45

Глинистые..............

45-55

15-25

Суглинистые... .....

45

15-25

Супесчаные.....*.....

40-45

25-30

Песчаные..........

30-38

22-30

Торф....

35

30

Примечание. Угол естественного откоса - это угол, образуемый поверхностью рыхлого грунта при осыпании.

Примерный химический состав некоторых почв, грунтов и горных пород

Содержание окислов элементов. >/

Название почв, грунтов.

о

пород

О

о

о

V

о

ьл

о

га

о

га

о

X В"

о а.

и.

и

2

С

Почвы

Болотистая......

43,44

16,51

5,18

1,90

1,04

3,12

2,06

26,75

Подзолистая.....

79,90

8,13

3,22

1,26

1,33

2,39

1,88

1,89

Чернозем.......

64,28

13,61

4,75

1,53

1,78

1,55

1,28

11,22

Солонцовая......

61,74

8,89

4,00

1,37

0,05

1,44

1.11

21,40

Грунты и породы

Лёсс.........

69,46

8,36

1,44

9,66

2,53

1,31

2,30

4,94

Глина.........

56,65

20,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

13,35

Каолин........

46,50

39,50

14,00

Песок.........

78,31

4,76

1,08

5,50

1,16

1,32

0,45

7,42

Известняк.......

5,19

0,81

0,54

42,57

7,89

0,06

42,94

Гранит........

73,31

12,41

3,85

0,20

0,30

3,93

3,72

2,28

Базальт........

49,06

19,84

3,46

8,90

2,51

0,53

2,92

12,78

Глинистый сланец. . .

58,11

15,40

4,02

3,10

2,44

3,24

1,30

12,39

Сненит........

63,52

17,92

0,96

1,00

0,59

6,08

6,67

3,33

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Скорость образования льда на водоемах и прирост льда

Скорость образования льда

На озерах и реках с медленным течением

10

1,1

0,55

0,4

0,3

20

4,4

2,2

1.4

М

30

10,0

5,0

3,3

2,5

40

17,7

8,8

5,9

4,4

50

27,8

13,9

9,3

6,9

На реках с быстрым течением

10

2,5

1,25

0,75

0,62

20

10,0

5.0

3,33

2,50

30

22,5

11,2

7,5

5,62

40

40,0

20,0

13,33

10,0

50

62,5

31,25

20,71

15,62

Прирост льда

Среднесуточная температура воздуха,

°с

Первоначальная толщина льда, см

Прирост льда за сутки, см

- 10 -20 -30

5-7 8-10 11-13

2-4 4-6 7-10

2-3

3-6

4-7

1-3

2-5

3-6

1-2 2-4 2-5

0,6-1.5 1.3-2.6

2-3

0,5-1,3 1.1-2,0 1,4-2,7

Проходимость машинами рек и озер по льду (температура ниже -5°С)

Вид машин

Полный вес. г

Необходимая толщина льда, см

6

22

10

28

16

36

20

40

Гусеничные машины (танки,

30

49

бронетранспортеры и др.)

57

50

64

■ 60

70

2

16

4

22

Колесные машины (автомобили.

6

27

бронетранспортеры)

8

31

10

35

Войска в пешем порядке:

в колонне по одному

-

4

в колонне по два

-

6

в любом построении

15

Примечание. При температуре выше -5°С и особенно выше 0°С прочность льда резко снижается.

По книге П.А Иванькова и Г.В. Захарова

предназначена для вывозки с лесосеки (нижних складов) древесного сырья и круглых лесоматериалов к местам переработки, временного хранения и отгрузки

По сроку действия лесовозные дороги подразделяются на постоянные (круглогодового действия), сезонные и временные (лесовозные усы). Кпостоянным относятся грузосборочные дороги. Они обслуживают несколько лесозаготовительных предприятий; каждое предприятие вывозит древесину к перегрузочным пунктам, расположенным у трассы. Далее древесину вывозят к пункту примыкания грузосборочной дороги, к магистрали лесовозной дороги (основной участок лесовозной дороги, обслуживающий лесосырьевую базу предприятия весь период ее существования или в течение значительной его части), ветке (примыкающие к магистрали лесовозной дороги ответвления, обслуживающие часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет; срок действия веток зависит от размеров лесных массивов и очередности их освоения; расстояния между отдельными ветками составляет в районах с интенсивным ведением рубок - 2-3 км, в лесоизбыточных районах - 4-6 км). Существует несколько категорий постоянных автомобильных лесовозных дорог по типу покрытия (в зависимости от годовой грузонапряженности). Дороги более высоких категорий имеют усовершенствованные капитальные покрытия, дороги более низких категорий - переходные и низшего типа покрытия - щебеночные, гравийные, улучшенные грунтовые. Грузосборочные автомобильные дороги имеют, как правило, асфальто- и железобетонное покрытие. Основные материалы покрытия магистральных автомобильных дорог - гравий и щебень. Для повышения несущих свойств грунтов в некоторых случаях применяют различные органические и минеральные вяжущие материалы.

Лесовозные дороги сезонного действия предназначены для эксплуатации в летнее или зимнее время. Зимние автомобильные лесовозные дороги предназначены для освоения лесосек на слабых и заболоченных грунтах, где эксплуатация транспортных средств в летнее время затруднена или экономически невыгодна. Зимние лесовозные дороги эксплуатируются один или несколько зимних сезонов. Основание таких дорог готовится летом путем грубой планировки местности, а с наступлением первых морозов заболоченные участки укрепляют настилом из тонкомерных стволов и сучьев и уплотняют проходами легких тракторов. Покрытием для зимних лесовозных дорог служит прикатанный слой снега или слой льда толщиной 30-40 см. Трассы таких дорог обычно прокладывают по водоразделам, поймам рек и др. участкам, минуя крутые подъемы и спуски. Временные лесовозные дороги - лесовозные усы - предназначены для освоения отдельных лесосек и примыкают к ветке или магистрали. Срок действия таких дорог - не более года.

Транспортная сеть лесозаготовительного предприятия состоит, как правило, из одной магистрали, нескольких веток и большого количества лесовозных усов. В горных условиях для вывозки древесины в основном используют автомобильные дороги. Трассы горных лесовозных дорог прокладывают в зависимости от грунтовых условий по долинам, надпойменным террасам, склонам косогоров, пологим водоразделам таким образом, чтобы как можно больше снизить уклон транспортного пути. Покрытие горных лесовозных дорог на магистралях и ветках - гравийное и щебеночное, на лесовозных усах - грунтовое и грунтово-щебеночное. По годовой интенсивности перевозок горные лесовозные дороги подразделяются на несколько категорий, отличающихся эксплуатационными параметрами. Лесовозная дорога, помимо транспортировки различных лесоматериалов, могут использоваться и для лесохозяйственных целей, в т. ч. при проведении рубок ухода, заготовке лесохимического сырья и др. Согласно правилам отпуска леса {древесины) на корню, лесопользователи обязаны сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные при заготовке древесины и перевозке иных грузов дороги, мосты и др. сооружения. По окончании срока вывозки древесины основные лесовозные дороги, перечень которых определяется соответствующим договором, должны быть переданы лесхозу в состоянии, пригодном для их дальнейшего хозяйственного использования.

Лесовозные дороги сезонного действия – это в основном зимние лесовоз- ные дороги. Такие дороги строятся в труднодоступных местах – болотах, ма- рях. Этот тип дорог особенно оправдал себя при вахтовом методе лесозагото- вок. Покрытием сезонных дорог является снег и лед. Стоимость дорог почти в 10 раз меньше, чем стоимость дорог летнего действия, а себестоимость вывозки 1 м3 леса на один километр в 2-2,5 раза ниже. По типу покрытия различают снежные и ледяные дороги. Снежные дороги подразделяются на снежно- уплотненные и снежно-ледяные дороги. Снежно уплотненные дороги строят при небольшой интенсивности дви- жения и эксплуатации легких автопоездов. Они просты по устройству и не тре- буют больших затрат на сооружение. Покрытие этих дорог представляет собой уплотненный слой снега на спланированном земляном основании. Если снег на такой дороге в течение зимы уплотнять и поливать водой, то такая дорога ста- новится снежно ледяной. В конце зимы толщина слоя снегольда достигает 0,5 м, что удлиняет срок ее действия на 8-10 дней по сравнению со снежно- уплотненной дорогой. Более качественным покрытием зимних дорог является ледяное. Ледяные дороги строят на земляном основании, что обеспечивает большую ее твердость и ровность, термостойкость, скорость и рейсовую нагрузку лесовозных автопо- ездов. Применение ледяных покрытий позволяет продлить зимний сезон вывоз- ки на 12-15 дней и довести его до 100 дней и более. Чтобы повысить прочность покрытия и сократить его таяние весной, на открытых местах и уклонах в по- крытия вмораживают щепу, опилки, стружку. Прочность покрытия с древес- ными добавками повышается в 1,5-2 раза, в зависимости от вида и количества добавок. Движение гусеничных машин по дорогам с ледяным покрытием не допускается.

Парк самолетов

1 ВС Boeing 767-300

4 BC Boeing 757-200

1 BC Boeing 737-700 NG

3 ВС Boeing 737-300

3 ВС Boeing 737-500

6 BC Bombardier CRJ 200

Дальность полета (км) – 9 700

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 757-200



Экипаж (пилоты) – 2.

Дальность полета (км) – 6 230

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 737-300



Экипаж (пилоты) – 2.

Боинг 737-500


Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Экипаж (пилоты) – 2.

Bombardier CRJ-200



Экипаж (пилоты) – 2.

Техника безопасности

Проведение общих работ на ВС:

Сезонное ТО:

Вторичный радиолокатор

Вторичная радиолокация используется в авиации для опознавания. Основная особенность - использование активного ответчика на самолётах.

Принцип действия вторичного радиолокатора несколько отличается от принципа первичного радиолокатора. В основе устройства Вторичной радиолокационной станции лежат компоненты: передатчик, антенна, генераторы азимутальных меток, приёмник, сигнальный процессор, индикатор и самолётный ответчик с антенной.

Передатчик служит для формирования импульсов запроса в антенне на частоте 1030 МГц.

Антенна служит для излучения импульсов запроса и приёма отражённого сигнала. По стандартам ICAO для вторичной радиолокации антенна излучает на частоте 1030 МГц и принимает на частоте 1090 МГц.

Генераторы азимутальных меток служат для генерации азимутальных меток (англ. Azimuth Change Pulse, ACP ) и метки Севера (англ. Azimuth Reference Pulse, ARP ). За один оборот антенны РЛС генерируется 4096 малых азимутальных меток (для старых систем) или 16384 улучшенных малых азимутальных меток (англ. Improved Azimuth Change pulse, IACP - для новых систем), а также одна метка Севера. Метка севера приходит с генератора азимутальных меток при таком положении антенны, когда она направлена на Север, а малые азимутальные метки служат для отсчёта угла разворота антенны.

Приёмник служит для приёма импульсов на частоте 1090 МГц.

Сигнальный процессор служит для обработки принятых сигналов.

Индикатор служит для отображения обработанной информации.

Самолётный ответчик с антенной служит для передачи содержащего дополнительную информацию импульсного радиосигнала обратно в сторону РЛС по запросу.

Плюсы вторичной РЛС:

· более высокая точность;

· дополнительная информация о воздушном судне (номер борта, высота);

· малая по сравнению с первичными РЛС мощность излучения;

· большая дальность обнаружения.

Вывод

Я освоил некоторые тонкости гражданской авиации (ГА) на практике, понял, как работают некоторые приборы, которые мне были непонятны, осознал их значимость в практической деятельности. Практическая деятельность мне помогла научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы техника-радиста. Я еще раз убедился, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной на занятиях. Также большую помощь в решении поставленных задач оказал мой руководитель практики.

Парк самолетов

Парк воздушных судов Авиакомпании «SCAT» состоит из современных воздушных судов западного производства, большая часть которых находится в собственности компании. В регулярном расписании задействовано:

1 ВС Boeing 767-300

4 BC Boeing 757-200

1 BC Boeing 737-700 NG

3 ВС Boeing 737-300

3 ВС Boeing 737-500

6 BC Bombardier CRJ 200

Широкофюзеляжный лайнер является самым популярным самолетом, предназначенным для совершения полетов большой протяженности. Конструкция Boeing 767 сочетает в себе высокую эффективность использования топлива, низкий уровень шума и современные системы авионики. Для его создания используются самые современные материалы. Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций. Для багажа и груза также было выделено предостаточно места: вариант 767-300 - 114,2 м³, что было на 45 % больше, чем подобный показатель у любого другого коммерческого авиалайнера этого класса. Общая длина этой модели составляет 54.94 метра. Дальность полета воздушного судна составляет 9 700 км.

Количество посадочных мест – 260

Дальность полета (км) – 9 700

Крейсерская скорость (км/ч) – 850

Предельная высота (м) – 13 100

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 757-200

Среднемагистральный самолет разработанный американской авиастроительной компанией Boeing, который объединяет в себе передовые технологии, обеспечивающие исключительно эффективное использование топлива, низкий уровень шума, повышенный комфорт и высокие эксплуатационные характеристики. Этот самолет может работать как на дальних, так и на ближних маршрутах, и оборудован двумя мощными реактивными двигателями Rolls-Royce.

Количество посадочных мест – 200/235.
Дальность полета (км) – 7 200.
Крейсерская скорость (км/ч) – 850.
Предельная высота (м) – 12 800.
Экипаж (пилоты) – 2.

Boeing 737-700 Next Generation

23 июня авиакомпания встретила свой первый Boeing 737-700 Next Generation, который отличается от базовой модели Вoeing 737 новой конструкцией крыла и хвостового оперения, цифровым кокпитом, более совершенными двигателями и комфортными пассажирскими креслами. Новый светлый салон самолета вмещает 149 пассажиров. Boeing 737-700 может выполнять полеты протяженностью до семи часов полета с полной коммерческой загрузкой и уже задействован в регулярном расписании авиакомпании по Казахстану, в страны ближнего и дальнего зарубежья, а так же в выполнении туристических рейсов из Казахстана в Турцию.

Количество посадочных мест – 149

Дальность полета (км) – 6 230

Крейсерская скорость (км/ч) – 828

Предельная высота (м) – 12 500

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 737-300

Узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт Boeing 737-300 является самым массово производимым и популярным реактивным пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения, результат самой успешной программы строительства пассажирских самолетов, базовая модель так называемой классической серии семейства самолетов Боинг-737.

Количество посадочных мест – 144.
Дальность полета (км) – 4 270.
Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Предельная высота (м) – 11 100.
Экипаж (пилоты) – 2.

Боинг 737-500

Пассажирский самолет Boeing 737-500 - среднемагистральный пассажирский самолет, эксплуатируемый на маршрутах малой и средней протяженности. Воздушное судно соответствует всем современным мировым требованиям по безопасности полетов и экологическим параметрам.

Количество посадочных мест – 118.
Дальность полета (км) – 4 400.
Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Предельная высота (м) – 11 600.
Экипаж (пилоты) – 2.

Bombardier CRJ-200

Региональный пассажирский реактивный узкофюзеляжный самолёт CRJ-200, имеет повышенные эксплуатационные характеристики, способен выполнять полеты в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов. Пятидесятиместный комфортабельный салон оборудован удобными кожаными креслами, что позволяет пассажирам путешествовать с комфортом.

Количество посадочных мест – 50.
Дальность полета (км) – 3 950.
Крейсерская скорость (км/ч) – 790.
Предельная высота (м) – 12 500.
Экипаж (пилоты) – 2.

Техника безопасности

Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.

В целях обеспечения охраны труда на предприятии принимаются меры к тому, чтобы труд работающих был безопасным, и для осуществления этих целей выделяются большие средства. На заводах имеется специальная служба безопасности, подчиненная главному инженеру завода, разрабатывающая мероприятия, которые должны обеспечить рабочему безопасные условия работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.

В рамках обеспечения охраны труда на предприятии на заводах систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие снижение травматизма и устранение возможности возникновения несчастных случаев. Мероприятия эти сводятся в основном к следующему:

· улучшение конструкции действующего оборудования с целью предохранения работающих от ранений;

· устройство новых и улучшение конструкции действующих защитных приспособлений к станкам, машинам и нагревательным установкам, устраняющим возможность травматизма; улучшение условий работы: обеспечение достаточной освещенности, хорошей вентиляции, отсосов пыли от мест обработки, своевременное удаление отходов производства, поддержание нормальной температуры в цехах, на рабочих местах и у теплоизлучающих агрегатов;

· устранение возможностей аварий при работе оборудования, разрыва шлифовальных кругов, поломки быстро вращающихся дисковых пил, разбрызгивания кислот, взрыва сосудов и магистралей, работающих под высоким давлением, выброса пламени или расплавленных металлов и солей из нагревательных устройств, внезапного включения электроустановок, поражения электрическим током и т. п.;

· организованное ознакомление всех поступающих на работу с правилами поведения на территории предприятия и основными правилами техники безопасности, систематическое обучение и проверка знания работающими правил безопасной работы;

· обеспечение работающих инструкциями по технике безопасности, а рабочих участков плакатами, наглядно показывающими опасные места на производстве и меры, предотвращающие несчастные случаи.

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР, ТОРО - техническое обслуживание и ремонтное обеспечение) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.

Проведение общих работ на ВС:

1. Авиационные работы осуществляются на основе договора между эксплуатантом гражданского воздушного судна и заказчиком.

2. Перечень авиационных работ и требования к их выполнению устанавливаются Основными правилами полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан.

Сезонное ТО:

Сезонное обслуживание авиационной техники

Применительно к ЛА гражданской авиации установлены следующие виды технического обслуживания: оперативное, периодическое, сезонное, специальное, при хранении.

Сезонное ТО проводится 2 раза в год при переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Современные типы ЛА, как правило, не требуют больших затрат труда на выполнение сезонного обслуживания, поэтому оно проводится совместно с очередной формой периодического ТО. Сезонное ТО предусматривает дефектацию и полное восстановление защитных покрытий, устранение мелких повреждений и коррозии на деталях планера и шасси, регулировку натяжения тросовых проводок, проверку работоспособности противообледенительных систем и сигнализаторов обледенения, дефектацию и ремонт чехлов и заглушек и другие работы.