Авиаперевозки ключевые понятия. Грузовые авиаперевозки

Международная воздушная перевозка может быть: коммерческой (осуществляемой гражданскими воздушными судами за плату) и некоммерческой (бесплатной).

При международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Перевозка пассажиров, багажа и груза регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Международная воздушная перевозка почты осуществляется с соблюдением правил международных почтовых соглашений.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения можно классифицировать:

На регулярные (выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами);

На нерегулярные (выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты):

a. дополнительные,

b. специальные,

c. чартерные.

Регулярные рейсы - это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, частота движения и тип самолета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся государств.

Регулярные авиаперевозки оплачиваются по международным авиационным тарифам, опубликованным и неопубликованным.

Опубликованные (сквозные) тарифы - это тарифы и сборы от аэропорта отправления до аэропорта назначения, помещенные в тарифных справочниках. Если между двумя пунктами имеется опубликованный (сквозной) тариф, то перевозка должна осуществляться только по этому тарифу.

2. при отсутствии пропорционального тарифа - путем сложения участковых тарифов отдельных сквозных участков перевозки с соблюдением соответствующих правил построения тарифов.

Большинство существующих тарифов не публикуется, их нет в тарифных справочниках и других официальных тарифных изданиях. Более того, каждая авиакомпания разрабатывает свои неофициальные тарифы, которые в основном являются закрытыми и составляют коммерческую тайну авиакомпании.

Регулированием международных авиационных тарифов занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Официальные международные авиатарифы опубликованы в справочниках.

В справочнике по пассажирским тарифам APT опубликованы все официальные международные пассажирские авиатарифы, а также правила, которые регулируют построение и применение тарифов, скидок, сборов и маршрутов перевозки.

Тарифы и сборы, содержащиеся в этом справочнике, а также экскурсионные тарифы, включая инклюзив-тур (АРТ-ИТ), указаны в расчете на одного пассажира и применимы к воздушной перевозке по маршрутам, указанным в справочнике, от аэропорта отправления до аэропорта назначения. Кроме того, они включают тарифы сборов за транзит, наземную транспортировку, а также других сборов, взимаемых правительственными органами.

В справочнике по авиационным грузовым тарифам ACT опубликованы все правила построения и применения грузовых тарифов на мировых авиалиниях. Помимо этого в разделе «Правила по странам» указаны особенности грузовых перевозок в каждой стране мира.

Грузовые тарифы, указанные в справочнике, применяются только для перевозок от пункта отправления до пункта назначения и не включают сборы за доставку грузов в аэропорт отправления, хранение грузов, их страхование, выполнение таможенных формальностей и т.д.

Как правило, международные авиатарифы устанавливаются на двусторонней основе путем соглашений между авиакомпаниями, эксплуатирующими одни и те же авиалинии. Но по одному и тому же маршруту осуществляют перевозки многие авиакомпании. Кроме того, тарифы, установленные между теми или иными пунктами, затрагивают интересы авиакомпаний, выполняющих полеты на смежных авиалиниях. Поэтому международные тарифы выходят за пределы двусторонних соглашений между авиакомпаниями и образуют сложную систему, включающую различные виды тарифов для перевозки между двумя пунктами и более.

На систему международных авиатарифов влияет также целый ряд факторов: расстояние между пунктами, спрос на перевозки, тарифы, предлагаемые другими видами транспорта, наличие чартерных перевозок, несбалансированность авиаперевозок по направлениям, различные интересы перевозчиков, агентов, отправителей и пассажиров.

Все эти факторы учитываются ИАТА при разработке системы международных авиатарифов. Система тарифов и правила их построения и применения разрабатываются авиакомпаниями - членами ИАТА на конференциях по воздушным перевозкам, которые проводятся, как правило, один раз в два года.

Международные авиационные тарифы могут быть подразделены на:

Пассажирские;

Багажные;

Грузовые.

Система определения пассажирских тарифов будет рассмотрена далее.

Багажный тариф - норма бесплатного провоза багажа, как зарегистрированного, так и незарегистрированного, которая определяется классом обслуживания. Для первого класса она составляет 30 кг, для экономического класса - 20 кг. В зависимости от класса обслуживания эта норма распространяется на всех пассажиров, имеющих билет с оплатой не менее 50% тарифа.

Багаж, перевозимый сверх нормы бесплатного провоза, подлежит оплате пассажиром. Багажный тариф за 1 кг определяется как 1 % от применяемого на данном маршруте прямого нормального сквозного тарифа первого класса в одном направлении независимо от класса, которым следует пассажир.

Существуют также специальные багажные тарифы на отдельные категории багажа (спортивное снаряжение, дипломатический багаж и др.).

Грузовые тарифы на международных воздушных линиях разделяются на три вида:

Основные: нормальные (до 45 кг), количественные (более 45 кг), минимальный сбор;

Классовые;

Специальные.

Основные тарифы - это стандартные тарифы, установленные для оплаты за провоз 1 кг груза от пункта отправления до пункта назначения. Они являются наиболее распространенными при перевозке всех видов груза, за исключением некоторых случаев, когда применяются льготные специальные и классовые тарифы.

Нормальные тарифы являются базовыми для определения скидок или доплат при образовании классовых, количественных и специальных тарифов. Их преимуществом является простота использования.

Количественные тарифы в основном применяются авиакомпаниями, эксплуатирующими самолеты большой вместимости. Они предусматривают скидку по дополнительным весовым категориям. Например, для весовой категории 45 кг предоставляется скидка от нормального тарифа в размере 25%. Число весовых категорий различно в разных зонах перевозки. Для Европы установлена только одна весовая категория - 45 кг, а на маршрутах в направлении Северной Америки допускаются весовые категории 100, 300, 500 кг, по которым предоставляются скидки в размере 50, 60 и 70% соответственно от нормального тарифа.

Минимальный сбор представляет собой минимальную оплату за отправку груза, взимаемую за одну отправку в том случае, если плата за перевозку по нормальному грузовому тарифу окажется ниже минимального сбора. Уровень минимального сбора на разных маршрутах отличается. Во многих случаях он равняется стоимости перевозки по нормальному тарифу груза весом 5 кг. Минимальный сбор указывается в тарифных справочниках с обозначением «М».

Классовые тарифы применяются для перевозки грузов определенного класса. Они выражаются в определенном проценте к нормальному грузовому тарифу до 45 кг. Классовые тарифы устанавливаются на виды груза, требующие особых условий для перевозки: живые животные; клетки для животных; ценный груз; человеческие останки в гробу; несопровождаемый багаж; печатная продукция и др.

Классовые тарифы исчисляются на основе нормального сквозного тарифа до 45 кг, который умножается на соответствующую процентную надбавку, затем округленный результат умножается, на вес отправки.

Процентная надбавка зависит от класса груза и зоны перевозки и составляет от 150 до 300% от нормального грузового тарифа до 45 кг. Например, за перевозку ценных грузов (золота, платины, драгоценных камней, банкнот, ценных бумаг и т.д.) взимается плата в размере 200% от нормального грузового тарифа до 45 кг для всех зон ассоциации.

Специальные тарифы (корейты) - это льготные грузовые тарифы со скидкой. Они применяются для перевозки определенных категорий грузов от/до определенных пунктов только в одном направлении. Корейты имеют преимущество по сравнению со всеми другими тарифами. Они публикуются вместе с основными грузовыми тарифами на «желтых страницах» справочника ACT и имеют кодовые цифровые обозначения, определяющие характер груза. Кодовый номер корейта состоит из четырехзначного числа рядом с наименованием груза, например: корейт 4499 - машины и части, 0007 - овощи и фрукты и т. д.

Скидки, предусматриваемые при использовании корейта, различаются в зависимости от зоны применения. Так, в Европе они составляют от 40 до 70% от нормального тарифа до 45 кг, а при североатлантических перевозках - до 90%.

Применение специальных грузовых тарифов согласовывается между авиакомпаниями, совместно эксплуатирующими данную авиалинию. Все предложения об установлении корейта направляются в комитет ИАТА по корейтам, который рассматривает эти предложения на своих совещаниях по корейтам три раза в год.

Специальные службы маркетинга авиакомпаний следят за состоянием мировых авиационных тарифов и выдают рекомендации по их применению коммерческим директорам и своим представительствам за границей. На основе этих рекомендаций вырабатывается тарифная политика, направленная на обеспечение загрузки и рентабельности международных авиалиний. Разрабатываются также практические рекомендации по построению и применению всех видов пассажирских и грузовых авиатарифов, особенно специальных и льготных с целью увеличения загрузки на рейсах авиакомпаний прежде всего во внесезонные периоды, когда наблюдается спад в перевозках.

Так, специальные грузовые тарифы (корейты) используются для привлечения дополнительных грузовых перевозок, которые без их применения были бы неосуществимы, а также для привлечения дополнительных категорий грузов. Поскольку, как уже отмечалось, корейты устанавливаются для определенного рода грузов между определенными пунктами, они в основном активизируют дополнительный спрос. В этом заключается их эластичность по сравнению с другими видами тарифов.

Важной особенностью специальных грузовых тарифов является то, что их можно устанавливать в любое время года и на любой период, не дожидаясь решений конференции ИАТА, поэтому их применение способствует обеспечению дополнительной загрузки.

Применение скидок с грузовых тарифов также является одним из инструментов влияния на рынок. Размер скидок устанавливается в зависимости от зон ИАТА, например в Европе они составляют от 40 до 70% от нормального тарифа. Их размер зависит от таких факторов, как характер и ценность груза, потенциальные возможности спроса на перевозки, размер отдельных отправок, стоимость обработки, степень воздействия на соотношение доходов и расходов по перевозке. Во внимание принимаются также провозная способность самолетов, эксплуатируемых на данной авиалинии, и ожидаемый поток грузов, который может иметь место в случае установления льготных тарифов.

Нерегулярные авиаперевозки выполняются на основании разрешений на разовые полеты и подразделяются на дополнительные, специальные и чартерные.

Дополнительные рейсы - это рейсы, выполняемые по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии, что коммерческая перевозка не может быть осуществлена регулярными рейсами. Дополнительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом случае не позже и не раньше, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсы - это рейсы, выполняемые со специальным заданием как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы - это рейсы, выполняемые в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком.

В настоящее время нерегулярные перевозки составляют около 18% от общего объема международных перевозок. Общий объем международных нерегулярных перевозок во всем мире складывается из объема, выполненного чартерными перевозчиками, и объема, выполненного регулярными перевозчиками. Как и регулярные, международные нерегулярные перевозки подразделяются на пассажирские и грузопочтовые.

Самым крупным в мире является международный рынок нерегулярных (чартерных) перевозок, осуществляющий перевозки между 22 западноевропейскими государствами, входящими в Европейскую конференцию гражданской авиации (ЕКАК). В этом случае объем нерегулярных перевозок соизмерим с объемом регулярных перевозок. Чартерные перевозки в Европе выполняются на большие расстояния, чем регулярные перевозки, поэтому объем чартерных перевозок в пассажиро-километрах составляет около 60% от общего объема пассажирских авиаперевозок в Западной Европе. Вторым по емкости после Западной Европы считается международный рынок чартерных перевозок через Северную Атлантику.

Нерегулярные перевозки осуществляются как специализированными чартерными авиакомпаниями, так и регулярными авиакомпаниями.

Все чартерные рейсы выполняются на основе особого договора (контракта) между заказчиком и перевозчиком. Как правило, заказчик покупает всю вместимость самолета на определенных участках перевозки и на определенных условиях. Он имеет право использовать вместимость зафрахтованного самолета по своему усмотрению. Применяются заказы на выполнение чартерных перевозок как на отдельные рейсы, так и на серию рейсов для целевой перевозки, например для перевозки между пунктами, не связанными между собой регулярными авиалиниями.

По методу организации авиачартерные перевозки классифицируются по следующим видам.

Закрытый чартер - некоммерческая перевозка, заказчиком которой является, как правило, какая-либо организация для доставки своих работников к месту работы, деловой встречи или отдыха. Заказчик непосредственно входит в контакт с авиакомпанией, и поездка организуется по ценам, согласованным между ними. Удельный вес такого типа чартерных перевозок в настоящее время сокращается.

Эфинити-чартер - полукоммерческая (полузакрытая) целевая поездка, организуемая для своих членов клубами или ассоциациями, объединяющими лиц одной профессии или определенной общности интересов (спортивные клубы, союзы ветеранов и т. д.). Руководство клуба или ассоциации самостоятельно или через туристическую фирму заключает договор с авиакомпанией, выступая в качестве юридического лица с финансовой ответственностью и обязательством соблюдать правила, установленные ИАТАдля комплектования групп пассажиров.

Инклюзив-тур-чартер - коммерческая туристическая перевозка (чартерная перевозка по инклюзивтуру), стоимость которой включает оплату перевозки «туда и обратно» и стоимость экскурсионного и бытового обслуживания во время тура. Особенностью инклюзив-тур-чартера является то, что арендуется весь самолет и одновременно с перевозкой обязательно оплачивается наземное обслуживание в течение определенного срока, обычно не менее 7-14 дней между отправлением и возвращением.

При блок-чартерной перевозке арендуется не весь самолет, а только его определенная часть - установленный блок мест (обычно 30-40 мест). Как правило, продается блок мест на самолет, выполняющий регулярный рейс, но чартерная цена каждого места в этом случае значительно ниже минимального опубликованного тарифа. Блок мест на каждом рейсе и цена одного кресла оговариваются конфиденциально между перевозчиком и турфирмой. Турфирма оплачивает блок мест полностью независимо от того, будет ли он использован весь или нет. Блок-чартерные перевозки организуются в основном в несезонное время (осенне-зимний период) с целью обеспечения дополнительной загрузки на рейсовые самолеты.

Нецелевой коммерческий чартер (нон-эфинити-чартер) - новый тип чартера (введен с 1972 г. в США). В Отличие от эфинити-чартера, при котором лица группируются по общности интересов, в данном случае разрешается объединять в группу для перевозки любых лиц, желающих совершить поездку, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо организации или клубу. Группа должна составлять не менее 50 человек. Участники полета оплачивают 25% стоимости чартерной перевозки за 6 месяцев до начала перевозки, а за 30 дней до вылета турфирма, организующая чартерную перевозку, должна полностью оплатить стоимость полета группы, состоящей из 40 пассажиров. В настоящее время нон-эфинити-чартер получил широкое распространение, особенно при трансатлантических перевозках в связи со снятием строгих ограничений для формирования групп, перевозимых чартерными рейсами.

Прорейтовый чартер , или сплит-чартер , - вид чартера, при котором перевозка осуществляется поэтапно. На первом участке полета перевозка осуществляется на рейсовых самолетах в соответствии с правилами ИАТА, на втором или последующем участке - начинается собственно чартерная перевозка на условиях блок-чартера или инклюзив-тур-чартера. При сплит-чартере разрешается комбинировать разные группы пассажиров, причем конечный пункт их маршрута может быть различным.

С точки зрения использования самолетов авиачартерные перевозки можно разделить на три вида:

1. разовая перевозка «туда и обратно» - вид чартерной перевозки, при которой турфирма или организация арендуют самолет для перевозки одной или нескольких групп пассажиров, родственных по виду занятий или интересов, в определенное время. В этом случае в промежутке между чартерными рейсами авиакомпания, сдающая самолет в аренду, может использовать этот самолет для своих нужд;

2. тайм-чартер - вид операции, при которой самолет арендуется на определенный период, поступая в полное распоряжение арендатора. В этом случае организация, заключая договор с перевозчиком, оплачивает полностью все то время, в течение которого самолет будет находиться в ее распоряжении, исходя из норм летных часов, стоимости летного часа и часа простоя самолета. В настоящее время тайм-чартерные операции получают все большее распространение в массовом туризме, поскольку при их проведении удовлетворяются как требования перевозчиков, которым необязательно использовать самолет в промежутке между отдельными рейсами и предоставляется гарантированная оплата самолета, так и требования арендаторов, которые стремятся к наиболее экономичному использованию самолетов;

3. чартерная цепочка - вид целевой перевозки большого количества пассажиров в пункт назначения и обратно; при этом полеты совершаются по челночной схеме. Турфирма-заказчик, как правило, одну из своих групп туристов отправляет заранее в пункт, где проводится тур, чтобы к моменту начала чартерной цепочки тур этой группы закончился и ее можно было бы перевозить чартерным рейсом в обратном направлении. При чартерной цепочке сокращается число холостых прогонов и повышается экономическая эффективность перевозки.

Чартерного тарифа в буквальном смысле этого слова не существует. Заказчику объявляется чартерная цена самолета для перевозки на определенном участке или в случае тайм-чартера цена фрахтования самолета на определенное время. Чартерная цена самолета рассчитывается исходя из себестоимости летного часа данного типа самолета. В некоторых западных авиакомпаниях за основу берется себестоимость 1 км (мили) полета. Помимо себестоимости летного часа или мили при определении чартерной цены полета учитываются и существующие нормальные льготные тарифы, маршруты перевозки, избранные заказчиком, срочность перевозки, а также сезон и время суток, условия эксплуатации регулярных авиалиний, если они имеются в данном районе, конъюнктура пассажирского рынка страны, из которой поступила заявка, и возможность конкуренции со стороны других авиакомпаний. Исходя из всех этих факторов устанавливаются предварительная чартерная цена самолета, которая предлагается заказчику, и стоимость одного места в чартерном самолете, которая не объявляется клиентам.

В случае продажи для чартерной перевозки не всей емкости самолета, а части мест на рейсовом самолете (блок-чартер) устанавливаются количество мест, продаваемых по чартерной цене (блок мест), и цена одного места в блоке (блок-чартерный тариф). Блок-чартерные тарифы применяются для реализации свободной емкости самолета на регулярных рейсах, особенно в несезонное время (осенне-зимний период). Блок мест устанавливается в зависимости от загруженности линии в пределах 30-40 мест на рейс.

Блок мест продается целиком независимо от того, будет ли он полностью заполнен заказчиком или останутся свободные места. Блок-чартерные тарифы являются самыми низкими тарифами. Они определяются в зависимости от конъюнктуры пассажирского рынка и, как правило, ежегодно пересматриваются. Блок-чартерные тарифы никому не объявляются: для каждой фирмы, организующей туристические перевозки, они устанавливаются конфиденциально, конкретно в каждом случае, в зависимости от количества мест, необходимых данной фирме.

Блок-чартерный тариф, как правило, устанавливается для перевозки в обоих направлениях («туда и обратно»).

Транзитными признаются пассажиры и их багаж, грузы, пассажирские и грузовые вагоны, и суда, другие транспортные средства, если их перемещение через территорию, находящуюся под суверенитетом или властью одного из участников Конвенции о свободе транзита (с перегрузкой, перевалкой, пересадкой, переменой вида транспорта или без таковых), являлось лишь частью пути следования, начинающегося и заканчивающегося за пределами государства, по территории которого осуществляется транзитная перевозка.

Под чартером понимается фрахт воздушного судна с экипажем для выполнения единичного рейса или определенной программы полетов вне твердого расписания. Чартерные рейсы имеют ряд характерных отличий от регулярных рейсов: данного рейса нет в расписании регулярных полетов; маршрут чартерного рейса определяется туристской организацией, а не перевозчиком; такие рейсы являются более дешевыми по сравнению с регулярными.

Чартерные авиарейсы обычно организуются в случаях, когда плановые рейсы авиалиний не справляются с нагрузкой (в сезон), или, когда в данный пункт нет прямых рейсов.

Заказчиком чартера обычно выступает туристская фирма или группа фирм. Совместная аренда (фрахт) чартерного рейса самолета осуществляется несколькими туроператорами, однако перевозчики предпочитают иметь дело с одним заказчиком. Он должен закупить самолет целиком и несет риск продажи билетов, т.е. загрузки самолета. Перевозчику чартер выгоден, поскольку он получает плату предварительно за весь чартер, независимо от загрузки.

Туроператор, выступающий от нескольких заказчиков, называется консолидатором. Именно этот оператор осуществляет деятельность по организации совместного использования несколькими туристскими фирмами одного чартерного рейса, по продаже различных туров, совпадающих по дате отправления, через агентов и оптовиков в конкретной местности.

В мировой практике различают следующие виды чартерных перевозок .

  • 1. Закрытый чартер отличается тем, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Количество таких рейсов в мире очень невелико.
  • 2. Целевой чартер организуется для перевозки определенных групп пассажиров с конкретными целями - это спортсмены, болельщики, паломники, конгрессмены, участники конференций и симпозиумов и т.д. Чаще всего этот вид чартера заказывается и частично оплачивается крупными организациями, так как данные категории лиц в определенные промежутки времени формируют устойчивые туристские потоки.
  • 3. Инклюзив-чартер организуется и оплачивается туристской фирмой, при этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет обходится туристам довольно дешево. Такой вид чартера является самым популярным на рынке авиаперевозок.
  • 4. Блок-чартером называется такая организация перевозок, когда недостаточно туристов, чтобы заполнить самолет полностью, и туристская фирма может забронировать часть мест на сезон на рейсовом маршруте.
  • 5. Нецелевой чартер представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от целей путешествия. Организаторами такого рода перевозок чаще всего являются транспортные компании.
  • 6. Сплит-чартер относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута.

В состав услуг перевозки входят услуги наземных служб при подготовке к рейсу: регистрация пассажиров и багажа, ожидание рейса, сопровождение к авиалайнеру, охрана, а также собственно воздушная перевозка или полет. По завершении полета следует высадка пассажиров, получение багажа и трансфер в дестинацию.

Услуги на борту включают номинальные, входящие в стоимость авиабилета, и дополнительные. Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг прежде всего зависит от класса обслуживания.

Во всех авиакомпаниях мира обычно существуют три класса обслуживания:

Первый класс (буква обозначает код класса):

  • - R - сверхзвуковой самолет, первый класс;
  • - P - первый класс "премиум";
  • - А - первый класс со скидкой.

Бизнес-класс:

  • - J - бизнес-класс "премиум";
  • - С - бизнес-класс;
  • - D, Z - бизнес-класс со скидкой.

Экономический класс:

  • - W - экономический класс "премиум";
  • - S, Y - экономический класс;
  • - B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X - экономический класс со скидкой.

Регистрация и проверка перед посадкой. Перед посадкой в самолет в аэропорту производится регистрация пассажиров и багажа. Эта процедура регулируется международными правилами и нормами.

До или после регистрации проводится таможенный контроль, проверка ручной клади и личных вещей, затем для международных рейсов - пограничный контроль (проверка паспортов и виз). Основное время уходит на таможенный контроль, собеседование каждого пассажира с представителем службы безопасности, выборочный досмотр, регистрацию багажа и переходы по бесконечным тоннелям и коридорам. Пассажиры с ручным багажом, следующие только первым и бизнес-классом, выделяются особо: они могут воспользоваться регистрацией по телефону и прибыть за 20 минут, а на местных линиях - за 10 минут до отправления рейса.

Сопровождение. Пассажирский самолет обслуживают летный состав и бортпроводники авиакомпании. Персонал, обслуживающий туристов на борту авиалайнера, - стюардессы и стюарды. На борту аэробусов иногда одновременно работает до 20 человек и более обслуживающего персонала. В составе сопровождения иногда следуют сотрудники службы безопасности.

Питание. На коротких рейсах, где по существу полет состоит из взлета и посадки, пассажирам дают леденцы или конфетки, прохладительные напитки, соки, минеральную воду, чай и кофе. Если время полета превышает 3 часа, всем пассажирам предусмотрено обязательное специальное питание.

Связь. В общем случае на борту самолета запрещается пользоваться нештатными радиоприемниками, магнитофонами и телефонными аппаратами, в том числе и сотовой связи, а также компьютерами. На современных лайнерах используется специальная телефонная связь. На современных пассажирских самолетах предусматривается бортовая сеть питания для подключения портативного компьютера типа ноутбук.

Туалет. На борту самолета устроены туалеты для пассажиров и экипажа. Обычно в салоне для пассажиров имеется световое табло, сигнализирующее, занят туалет или свободен. В туалетах категорически запрещается курение.

Одеяла. На длительных ночных рейсах пассажиры могут отклонить спинки кресел и спать. Для удобства желающим выдают легкие пледы. Одеяла хранятся в багажных отделениях на потолке над креслами салона.

Экстремальные условия. Некоторые, особенно при взлете и посадке или тряске самолета в воздушных турбулентных потоках, испытывают тошноту, головокружение. Для них выдаются специальные гигиенические пакеты. При недостаточности кислорода имеются индивидуальные кислородные аппараты.

Регистрационные формальности. Эта процедура осуществляется за регистрационной стойкой. Одновременно с регистрацией пассажира происходит оформление багажа и принятие его к перевозке. Время начала регистрации обычно указывается в билете. Порядок регистрации пассажира включает следующие операции: проверка авиабилета и документов пассажира; сверка данных билета с данными документа; проверка содержания билета и его подлинности и действительности; сверка фамилии пассажира с пофамильными списками пассажиров рейса и отметка в бланке регистрации пассажиров.

После проведения этих операций за пассажиром резервируется определенное место в салоне самолета. Регистрация пассажиров заканчивается за 40 минут до отправления международного рейса и за 25-30 минут до отправления внутреннего. Пассажир, прибывший на регистрацию с опозданием, может быть не допущен к рейсу, причем возврат денег сопровождается взиманием всех установленных денежных сборов.

Таможенные формальности. Таможенный досмотр пассажиров может проводиться как до, так и во время регистрации. Задача таможенного досмотра - не допустить вывоза из страны большого количества валюты, изделий из драгоценных металлов и камней, предметов искусства, представляющих большую ценность и запрещенных к вывозу и провозу в салоне самолета или в багажном отделении, других предметов и веществ.

Ввоз и вывоз российских рублей разрешается только в размере до 50000 руб. Все остальные суммы должны быть задекларированы с указанием источника получения таких сумм. Иностранную валюту из России можно вывозить в количестве до 3 тыс. дол., большие суммы надо декларировать. Суммы в размере 10 тыс. дол. и более ввозить и вывозить запрещается.

До начала таможенного досмотра пассажир должен заполнить декларацию. В аэропорту для прохождения таможенного досмотра могут быть выделены два коридора - "зеленый" и "красный".

Паспортно-визовые формальности. При внутренней перевозке требуется наличие паспорта или свидетельства о рождении (для детей до 14 лет). При международных перевозках требуется наличие загранпаспорта, оформленного должным образом.

Виза - документ, разрешающий конкретному лицу въезд на территорию данного государства, выезд с территории данного государства или проезд через него.

Контроль безопасности полетов. Специальный контроль безопасности полетов осуществляется службой безопасности аэропорта и перевозчика. Он заключается в проверке ручной клади и багажа пассажиров. Предполетный досмотр пассажирского багажа и ручной клади проводится в специальном месте - зоне спецконтроля - непосредственно перед посадкой на борт самолета.

Посадка и высадка пассажиров. Первыми на посадку приглашаются инвалиды, престарелые и дети. При наличии одного трапа сначала осуществляется посадка пассажиров эконом-класса, потом бизнес-класса и в последнюю очередь - пассажиров первого класса. При наличии двух трапов посадка осуществляется раздельно. В последнюю очередь на борт самолета поднимаются VIP-пассажиры. Количество пассажиров, одновременно находящихся на трапе, не должно превышать восемь человек.

Бизнес-авиация - специально оборудованные комфортабельные самолеты, предназначенные для обслуживания особо важных персон (банкиров, коммерсантов, послов, миллионеров). Салоны самолетов бизнес-авиации оборудованы таким образом, чтобы периодически заменять офис или комнату отдыха.

Принципы деятельности бизнес-перевозчиков приблизительно одинаковы. Расчеты стоимости полета с обслуживанием по классу VIP, который заказал клиент, занимают у перевозчиков от 2 часов до суток (в особо сложных случаях). Затем оформляется договор на чартерный рейс и оплачивается счет. В стандарты такого обслуживания входят: отдельное оформление документов (никаких очередей), возможность связаться по факсу или телефону с партнерами и многие необходимые мелочи.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Правовое регулирование авиаперевозок грузов. Международные конвенции

    Субтитры

Классификация

Авиаперевозки принято классифицировать по направлению, категории груза и типу загрузки.

Простые перевозки

Также называются «генеральные перевозки» - предполагают транспортировку генерального груза в пункт назначения, а заказчиком такой услуги является владелец перевозимых товаров. Основное преимущество генеральных перевозок - высокая оперативность.

Попутные перевозки

Попутные перевозки подразумевают использование свободного транспорта, следующего в требуемом направлении. Достоинство такого формата транспортировки грузов - низкая стоимость.

Челночные перевозки

Основная статья: Челночные перевозки

В авиации данный формат принят для транспортировки пассажиров . Отличительная особенность челночных перевозок - возвращение транспортного средства в пункт отбытия без пассажиров на борту.

Сборные перевозки

Сборные перевозки - это наиболее распространенный формат транспортировки штучных грузов, при котором товары различных отправителей консолидируются на складе и отправляются по мере накопления их оптимального объема. Отличаются невысокой стоимостью транспортировки.

Классификация специальных грузов

В действующем «Руководстве по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР» (РГП-85) содержатся ссылки на особые (специальные) условия перевозки: "К перевозке воздушным транспортом принимаются также некоторые виды грузов (скоропортящиеся, опасные, радиоактивные, животные и др.), которые требуют особых условий транспортировки. (п.2.4.3) В данном документе существуют пункты: - Перевозка тяжеловесных и негабаритных грузов (п.2.9), - Перевозка скоропортящихся грузов (п.2.16), - Перевозка опасных грузов и радиоактивных материалов (п.2.17), - Перевозка живности (п.2.18), - Перевозка самоходной и гусеничной техники (п.2.19), - Перевозка гробов с покойниками (п.2.20). Классификация специальных грузов. (неопр.) .

Пассажирские авиаперевозки

Пассажирские самолёты осуществляют перевозки пассажиров и почты , совершая регулярные (либо нерегулярные) рейсы .

Воздушные суда, следующие без пассажиров или груза, так называемый Empty Leg , арендуются по цене, значительно меньшей, чем себестоимость перелета.

Грузовые авиаперевозки

Правила для грузовых авиаперевозок

Согласно правилам осуществления грузовых авиаперевозок (Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ и Варшавская конвенция о международных воздушных перевозках (Монреаль, 28 мая 1999 г.)) прием груза к перевозке производится только при наличии правильно оформленной грузовой накладной.

  1. Перевозки грузов на международных авиалиниях могут осуществляться на пассажирских и грузовых самолетах.
  2. Груз, превышающий установленные пределы по массе и габаритам, может быть принят к перевозке только с согласия перевозчика.
  3. Грузы, которые принимают к международной перевозке, подлежат таким правилам:
  • ввоз и вывоз, транзит груза должны быть разрешены законами и правилами страны на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка;
  • габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку и выгрузку, размещение в багажно-грузовых отсеках воздушных судов и его крепление;
  • при перевозке на рейсовых пассажирских воздушных судах масса и габариты груза не должны превышать пределов, установленных нормативами;
  • к грузу должны быть приложены все требуемые документы;
  • груз не должен создавать опасности для воздушного судна, находящимся на нем людям и имуществу, а также по своим свойствам не должен создавать неудобств пассажирам.

Законодательство в области авиаперевозок

Междугородные и международные перевозки воздушным транспортом регулируются целым рядом нормативно-правовых документов, которые условно можно разделить на несколько групп.
Первая из них - это документы государственного регулирования авиации, в том числе соответствующие законы, нормы сертификации и правила лицензирования .
Вторая категория - авиационные правила, действующие на федеральном уровне.
Третья группа нормативных документов - внутрироссийские правила перевозки пассажиров и транспортировки грузов при помощи воздушных судов.

Отдельно стоит отметить Чикагскую конвенцию о международной гражданской авиации 1944 года и Варшавскую конвенцию для унификации правил воздушных перевозок от 1929 года. Эти документы ратифицированы большинством стран мира, и являются обязательными для выполнения в России. Также правовое урегулирование совершается по Федеральным авиационным правилам № 136/42/51 от 31.03.2002 г. и Конвенцией о Договоре Международной Дорожной Перевозки Грузов (Женева, 19 мая 1956 г.).. Косвенные платежи для оформления товаров на таможне - это сборы за выдачу лицензий, квалификационного аттестата, хранение товаров на таможенном складе и их транспортировку.

Статистика объемов авиаперевозок

По итогам за 2011 год рынок грузовых авиационных перевозок в России составил 5,9 %, перевозка составила 981 тысячу тонн груза и почты, прирост грузооборота - 5 %, что составило более 4,9 миллиарда тонн-км. По сравнению первого квартала 2012 года с аналогичным периодом 2011 года, данные статистического ведомства показали положительную динамику грузовых авиаперевозок, общий прирост грузооборота составил 10,2 %. Объем грузоперевозок равнялся 224 742,52 тонны, прирост - 8,9 %.

В 2013 году, согласно данным мировых аналитических агентств, в частности IATA (статистика Международной ассоциации воздушного транспорта), зафиксировано спад роста объема грузовых авиаперевозок. По мнению экспертов, спад вызван, в первую очередь, общим спадом в мировой экономике. Соответственно, авиакомпании сокращают объемы провозных мощностей, стараясь нормализовать коэффициент загрузки и сохранить запланированную рентабельность авиагрузоперевозок, несмотря на растущие цены на топливо.

Основные понятия об авиаперевозках

Ежегодное развитие международных экономических отношений влияет на увеличение экспортно- импортных операций между Россией и иностранными компаниями, это способствует увеличению спроса на международные грузоперевозки, в частности – авиаперевозки.

Определение 1

Авиаперевозки – один из самых быстрых способов доставки груза в любую точку мира. Данный вид перевозок пользуется большой популярностью. Авиаперевозки имеют больше преимуществ среди других видов доставки грузов, а именно это надежность и безопасность перевозки.

Несмотря на тот факт, что стоимость авиаперевозки грузов дороже, чем других способов доставки грузов, авиаперевозки необходимы при перевозке срочных и ценных грузов, скоропортящихся товаров или в случае доставки груза в труднодоступную точку мира.

Организация международных перевозок

Основными участниками авиаперевозок, являются страны в лице их правительства и авиапредприятий, которые занимаются оказанием услуг по перевозке грузов, пассажиров. Авиаперевозки делятся на: (см. рис. 1)

Право на осуществление полетов определяется государством при заключении соглашения о международном воздушном сообщении, где расписывается частота вылетов, маршрут следования, время.

Для осуществления конкретного рейса по расписанию необходимо за 30 минут до начала вылета передать диспетчеру план полета в двух экземплярах.

Если необходимо изменить или внести коррективы в расписание, дополнительно оформляется договоренность между странами, при условии, если такая процедура не оговаривалась в соглашении. В данном случае составляется план вылета – заявка на выполнение полета в срок, не позже чем за 24 часа.

Право на эпизодический вылет предоставляется государствам путем выдачи разового разрешения на каждый вылет. В данном соглашении оговаривается, как будет проходить эпизодический полет.

Требования к упаковке грузов при авиаперевозках

Грузы, которые перевозятся с использованием воздушного судна, должны иметь исправную тару и упаковку, которая должна отвечать всем нормативным документам. Груз должен быть надежно закреплен для безопасности его доставки.

Упаковка, которая используется для перевозки опасных грузов, должна соответствовать установленным «Правилам перевозки опасных грузов воздушным транспортом». Упаковка грузов в одну упаковку с опасным грузом запрещена. Упаковка грузов, которые будут перевозиться на воздушном судне, не должны иметь острых углов, выступов, загрязнений и так далее.

Металлическая, стеклянная, керамическая и другая тара, которая может использоваться для перевозки грузов, должна выдержать внутреннее давление, которое зависит от высоты полета и температуры.

Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть перевязаны прочными веревками, упаковка зашита одинаковыми нитками, которые не должны иметь узлов. Концы ниток должны быть обязательно опломбированы с четкими цифрами или буквами отправителя.

Замечание 1

Грузы, упаковка которых не отвечает все требованиям, к перевозке не допускаются.

Каждое грузовое место должно быть промаркировано грузоотправителем с указанием адреса и наименования груза, в соответствии с накладной. Приемка груза осуществляется на складе аэропорта непосредственно от отправителя.

Перевозчик при приемке груза обязан пересчитать и сверить количество мест с накладной. Погрузка и выгрузка груза осуществляется силами перевозчика. Перевозчик обязан, доставить груз в пункт назначения в установленные сроки.

Груз считается доставленным после его выдачи получателю в соответствии с условиями, которые прописаны в накладной.

В условиях формирования инноваций в мировой экономике, транспорт является инструментом реализации национальных интересов всех стран. Авиатранспорт имеет особое значение в развитии международных отношений России с другимим странами.

Регулярные рейсы - это рейсы, выполняющиеся по обычному расписанию авиакомпаниями. Например, ежедневные рейсы Люфтганзы С.Петербург-Франкфурт. Это самый обычный полет, к каким мы все привыкли. Приобрести и заказать авиабилеты на регулярные рейсы, или просто произвести бронирование можно в офисах авиакомпаний, в специальных агентствах или же забронировать их онлайн на сайтах, специализирующихся на продаже авиабилетов.

Лоукосты (дискаунтеры) - это собирательное название ряда авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы. Лоукосты стараются экономить на многих вещах: летают из дешевых аэропортов, находящихся далеко от городов, не раздают еду в полете бесплатно, не выпускают бумажных билетов, и вообще заказать и забронировать перелет разрешают только на своих сайтах - их невозможно купить через турбюро. За счет этого цена авиабилета сильно снижается. Бюджетные авиалинии – явление для Европы вполне привычное (это так называемые летающие автобусы), а для нас пока еще новое. Их маршруты соединяют даже самые малюсенькие аэропорты (не говоря уж о европейских столицах). Цена зависит не только от того, когда приобретается билет, но и от многих других факторов. Заплатив картой через сайт, вы можете распечатать на принтере подтверждение, которое и будут билетом. В остальном все как обычно, нужно лишь иметь в виду: у некоторых компаний посадочные талоны без мест – кто раньше пришел, тот и имеет возможность выбора, все остальные садятся на свободные. Единственный лоукост-перевозчик внутри России на данный момент – авиакомпания SkyExpress. Весьма условно к дискаунтерам можно причислить также авиакомпанию КД Авиа, которая позиционирует себя как лоукост, но в действительности просто является авиакомпанией с низкими тарифами. Как правило, авиабилеты лоукостов-дискаунтеров можно забронировать только онлайн через интернет-сайт авиакомпании-лоукоста. Некоторые интернет-агентства тоже производят заказ и продажу таких авиабилетов для своих пользователей.

Чартеры - нерегулярные рейсы. То есть авиакомпания, обычная или специализирующаяся на чартерных перевозках, совершает один и тот же рейс обычно из большого города на курорт, и часто в неудобное время - так как аэропорты в первую очередь отдают предпочтения регулярным рейсам. Очень часто все места в чартерном рейсе заранее выкуплены туроператором и продаются только в составе туристического пакета - то есть чартерный рейс на курорт, проживание и чартер обратно. В любом случае билет на чартерный рейс, даже если он продается отдельно, надо заказывать и покупать не у авиакомпании-перевозчика, а у туроператора, владеющего рейсом. На нашем сайте в разделе «Горящие Билеты» туристическими компаниями выставляются такие предложения на ближайшие даты.