Кто такой боцман на корабле. Должностная инструкция боцмана на судне

(01) знать устройство и уметь обслужи­вать главные, вспомогательные механизмы и технические средства их обслуживаю­щие, уметь управлять ими;

(02) знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;

(03) знать расположение мест хране­ния аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться;

(04) уметь обслуживать электрообору­дование машинных помещений.

223. Моторист (машинист) I класса обязан:

(02) выполнять правила технической экс­плуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаро­безопасности;

224. Моторист (машинист) I класса может привлекаться по указанию старшего механи­ка к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соот­ветствующего обучения, получения квалифи­кационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим рабо­там приказом капитана.

Моторист (машинист) II класса

225. Моторист (машинист) II класса под­чиняется второму механику.

Моторист (машинист) II класса должен:

(01) знать устройство главных и вспо­могательных механизмов, назначение и расположение обслуживаемых им трубо­проводов и клапанов;

(02) уметь обслуживать главные и вспо­могательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;


(03) уметь обслуживать вспомогатель­ные котлы и технические средства, обеспе­чивающие их работу;

(04) знать расположение мест хране­ния аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться.

226. Моторист (машинист) II класса обя­зан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых тех­нических средств;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

227. Моторист (машинист) II класса может привлекаться по указанию старшего механи­ка к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартов­ные операции и крепление груза, после соот­ветствующего обучения, получения квалифи­кационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим рабо­там приказом капитана.

Старший котельный машинист

228. Старший котельный машинист непо­средственно подчиняется третьему механику. Старший котельный машинист должен:

(01) уметь управлять котельной установ­кой и техническими средствами, обслужи­вающими ее;

(02) знать устройство и уметь обслужи­вать системы, механизмы, средства авто­матизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную уста­новку;

(03) знать расположение мест хра­нения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться.

229. Старший котельный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной уста­новки и технических средств, обслуживаю­щих ее;

(03) руководить работами котельных машинистов;

(04) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

230. Старший котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответ­ствующего обучения, получения квалифика­ционного свидетельства, инструктажа по пра­вилам техники безопасности на рабочем мес­те и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Котельный машинист

231. Котельный машинист подчиняется тре­тьему механику.

Котельный машинист должен:

(01) знать устройство и уметь обслужи­вать котлы, системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измеритель­ные приборы, обслуживающие котельную установку;

(02) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, сред­ства пожаротушения и уметь ими пользо­ваться.

232. Котельный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной уста­новки;

(02) выполнять правила технической экс­плуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

233. Котельный машинист может привле­каться по указанию старшего механика к ра­ботам по техническому обслуживанию и ре­монту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его пря­мых обязанностей, включая швартовные опе­рации и крепление груза, после соответствую­щего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам тех­ники безопасности на рабочем месте и оформ­ления допуска его к этим работам приказом капитана.

Кладовщик

234. Кладовщик непосредственно подчиня­ется второму механику.

Кладовщик осуществляет хранение матери­ально-технического снабжения механической части и содержание в должном порядке кла­довых машинного помещения, ремонтирует инструмент, а также принимает участие в тех­ническом обслуживании и ремонте всех судо­вых технических средств.

235. Кладовщик при наличии квалифика­ционного свидетельства моториста (машиниста) может привлекаться к вахтенному обслу­живанию механической установки.

Токарь

236. Токарь непосредственно подчиняется второму механику.

Токарь отвечает за надежную работу и тех­ническое состояние станков и оборудования механической мастерской и обеспечивает ис­правное состояние инструмента, средств ма­лой механизации и приспособлений механи­ческой части.

Токарь должен уметь выполнять станочные и слесарные работы, знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользо­ваться, выполнять правила техники безопас­ности и пожаробезопасности.

237. Токарь обязан принимать участие в ра­ботах по техническому обслуживанию и ре­монту всех судовых технических средств и может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам после полу­чения инструктажа по правилам техники безо­пасности на рабочем месте. При наличии ква­лификационного свидетельства моториста (ма­шиниста) токарь может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической уста­новки.

Рефрижераторный механик

238. Рефрижераторный механик подчиняет­ся непосредственно старшему механику. Рефрижераторному механику подчиняются рефри­жераторные машинисты.

Рефрижераторный механик отвечает за на­дежную работу, правильную техническую экс­плуатацию и техническое состояние холодиль­ной установки и установки кондиционирова­ния воздуха со всеми обслуживающими ее техническими средствами (включая воздуш­ную систему), средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других техниче­ских средств своего заведования.

Рефрижераторный механик ведает сменно-запасными частями и материально-техниче­ским снабжением своего заведования и явля­ется ответственным руководителем работ по рефрижераторным установкам.

239. Рефрижераторный механик обязан по своему заведованию:

(01) обеспечивать соблюдение заданных режимов во всех охлаждаемых помеще­ниях;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических, средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привле­чением судовых специалистов выявившие­ся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и представлять его старшему механику;

Второй электромеханик

255. Второй электромеханик (на электрохо­дах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях вто­рой электромеханик замещает старшего элек­тромеханика.

Второй электромеханик отвечает за надеж­ную работу и техническое состояние главных генераторов, гребных электродвигателей и ос­новных электроприводов, обслуживающих гребную установку, центрального поста управ­ления гребной установкой, электропривода ру­левого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электро­станции, машинного телеграфа, постов управ­ления, средств автоматизации и контроля электродвижения судна.

Второй электромеханик ведает электромас­терской и электрокладовыми.

256. Второй электромеханик обязан по свое­му заведованию:

(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся де­фекты и отказы электрооборудования;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;

(06) производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных ремонтно-профилактических работ;

(07) вести журнал замеров сопротивле­ния изоляции.

Второй электромеханик несет вахту соглас­но судовому расписанию.

257. На судах без электродвижения второй электромеханик подчиняется первому электро­механику, в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованиям между пер­вым и вторым электромеханиками распределя­ет старший механик.

Третий электромеханик

258. Третий электромеханик (на электрохо­дах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях тре­тий электромеханик замещает второго элект­ромеханика.

Третий электромеханик отвечает за надеж­ную работу и техническое состояние вспомо­гательных и аварийных генераторов, электро­оборудования палубных механизмов, подрули­вающего устройства, электроприводов вспомо­гательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.

259. Третий электромеханик обязан по свое­му заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила, инструкции по технике без­опасности и пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлечени­ем судовых специалистов выявившиеся де­фекты и отказы электрооборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняе­мых береговыми и судовыми специали­стами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет смен­но-запасных частей и инструмента. Третий электромеханик несет вахту соглас­но судовому расписанию.

Четвертый электромеханик

260. Четвертый электромеханик (на электро­ходах) непосредственно подчиняется старше­му электромеханику. В необходимых случаях четвертый электромеханик замещает третьего электромеханика.

Четвертый электромеханик отвечает за на­дежную работу и техническое состояние ка­бельной сети, электроприводов вспомогатель­ных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, элект­рических вентиляторов , преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожек­торов, тифонов и аккумуляторных батарей .

261. Четвертый электромеханик обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила, инструкции по технике без­опасности и правила пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлече­нием судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электро­оборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняе­мых береговыми и судовыми специали­стами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет смен­но-запасных частей и инструмента;

(06) своевременно, согласно инструкци­ям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал;

(07) следить за правильным использова­нием электрического освещения. Четвертый электромеханик несет вахту со­гласно судовому расписанию.

Техник АТС

262. Техник АТС непосредственно подчи­няется старшему электромеханику (электро­механику) .

Техник АТС отвечает за надежную работу и техническое состояние судовой автоматиче­ской телефонной станции, командных теле­фонных коммутаторов и внутрисудовых сис­тем сигнализации.

263. Техник АТС обязан:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике без­опасности и правила пожаробезопасности;

(02) осуществлять техническое обслужи­вание средств телефонной связи и внутрисудовых систем сигнализации и контроли­ровать их правильное использование;

(03) вести установленную техническую документацию по своему заведованию. Техник АТС может привлекаться к вахтен­ному и техническому обслуживанию судового электрооборудования при наличии квалифи­кационного свидетельства электрика.

Старший электрик

264. Старший электрик подчиняется электро­механику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотре­на должность электромеханика, старший элек­трик подчиняется второму механику. В необ­ходимых случаях старший электрик замещает электромеханика.

265. Старший электрик обязан:

(01) выполнять техническое обслуживание всего судового электрооборудования и средств внутренней телефонной связи;

(03) ведать электромастерской и элект­рокладовыми, обеспечивать надлежащее хранение, учет и расходование материаль­но-технического снабжения по электричес­кой части;

(04) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахт электриками.

266. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность четвертого электро­механика, старший электрик с разрешения и под ответственность старшего электромехани­ка может допускаться к несению вахты элект­ромеханика.

267. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций старший электрик несет вахту в ме­сте, указанном электромехаником.

268. Старший электрик может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим рабо­там, не входящим в круг его прямых обязан­ностей, включая швартовные операции и креп­ление груза, после соответствующего обуче­ния, получения квалификационного свидетель­ства, инструктажа по правилам техники без­опасности на рабочем месте и оформления до­пуска его к этим работам приказом капитана.

Электрик 1 класса

269. Электрик I класса подчиняется элект­ромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предус­мотрена должность электромеханика, элект­рик I класса подчиняется второму механику. В необходимых случаях электрик I класса за­мещает старшего электрика.

270. Электрик I класса должен:

(01) знать устройство и принцип дейст­вия всего судового электрооборудования;

(02) уметь управлять всеми технически­ми средствами судового электрооборудо­вания;

(03) знать принцип действия и конст­руктивные особенности механической уста­новки;

(04) уметь пользоваться всеми судовыми средствами пожаротушения.

271. Электрик I класса обязан:

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, инструкции, правила техники безопас­ности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахты электриками.

272. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартов­ных операций электрик I класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.

273. Электрик 1 класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим рабо­там, не входящим в круг его прямых обязан­ностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обу­чения, получения квалификационного свиде­тельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капи­тана.

Электрик II класса

274. Электрик II класса подчиняется элект­ромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предус­мотрена должность электромеханика, электрик II класса подчиняется второму механику.

Электрик II класса должен:

(01) знать принцип действия судового электрооборудования;

(02) уметь управлять техническими сред­ствами электрооборудования механической установки;

(03) знать принцип действия и конструк­тивные особенности механической уста­новки;

(04) уметь пользоваться средствами по­жаротушения машинного помещения.

275. Электрик II класса обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила пожаробезопасности и техни­ки безопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахт электриками.

276. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик II класса несет вахту в ме­сте, указанном электромехаником.

277. Электрик II класса может привлекать­ся по указанию старшего механика к рабо­там по техническому обслуживанию и ремон­ту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обя­занностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обу­чения, получения квалификационного свиде­тельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капи­тана.

Боцман

278. Боцман подчиняется старшему механи­ку, является командиром непосредственно под­чиненных ему членов экипажа и руководите­лем работ по корпусной части.

При подготовке судна к рейсу и плавании в сложных условиях, а также для выполнения работ , связанных с обеспечением сохранной перевозки грузов и судового имущества, боц­ман поступает в распоряжение старшего по­мощника капитана.

Боцман обеспечивает техническое обслужи­вание:

(01) корпуса, палуб, надстроек, грузо­вых и судовых помещений, балластных тан­ков и танков пресной воды, их меритель­ных, воздушных и приемных труб, рангоу­та, такелажа , трапов, штормтрапов и кранцевой защиты судна;

(02) рулевого, грузового, якорного, швар­товного и буксирного устройств с их тех­ническими средствами (кроме механиче­ской и электрической частей этих средств);

(03) спасательных средств, противопо­жарного, аварийно-спасательного оборудо­вания, имущества и инвентаря и других технических средств своего заведования.

Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением и кла­довыми по своему заведованию. Боцман руко­водит малярными и такелажными работами по судну (включая машинные помещения).

279. Боцман обязан:

(01) выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привле­чением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств;

(02) составлять план работ по корпус­ной части и представлять его на утвержде­ние старшему механику;

(03) распределять подчиненных ему чле­нов экипажа по вахтам и работам, согла­совывая со старшим механиком и старшим помощником капитана, вести учет их рабо­чего времени, и дней отдыха;

(04) выполнять правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, требовать выполнения этих правил под­чиненными ему лицами и обеспечивать без­опасную организацию работ;

(05) руководить ремонтно-профилактическими работами по корпусной части, вы­полняемыми судовыми специалистами;

(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операци­ям, принимать участие в работах при по­грузке и выгрузке тяжеловесных и крупно­габаритных грузов;

(07) обеспечивать подготовку корпусной части к отходу судна и штормовому плава­нию, крепление груза, оборудования, иму­щества, контролировать крепление груза береговыми специалистами и докладывать вахтенному помощнику капитана;

(08) перед каждым приходом судна в порт обеспечивать проверку исправности траповых лебедок, привлекая для этого от­ветственных лиц по необходимости;

(09) обеспечивать готовность к действию аварийного и противопожарного оборудо­вания, имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользо­вания, их снабжения и спусковых устройств;

(10) обеспечивать своевременные провер­ки и испытания якорных цепей, блоков, га­ков, цепей, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;

(11) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контро­лировать качество работ по корпусной ча­сти, выполняемых береговыми специали­стами;

(12) обеспечивать чистоту и порядок на палубе, в помещениях и столовой команды;

(13) знакомить вновь поступающих на судно членов экипажа с расписанием по заведованиям, расписанием по тревогам, расположением аварийного и противопо­жарного оборудования и имущества, спа­сательных средств коллективного и инди­видуального пользования и обучать обра­щению с ними;

(14) составлять заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, обеспечивать прием, учет и хране­ние сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части;

(15) вести установленную документацию по своему заведованию.

280. При проходе судном узкостей, входе в порт, выходе из него, при подходе к месту якорной стоянки и во время швартовных опе­раций боцман должен находиться на баке или, при необходимости, в другом месте по указа­нию старшего помощника капитана.

При стоянке судна в порту боцман обязал по указанию вахтенного помощника капита­на обеспечивать выполнение работ, связанных с эксплуатацией и безопасной стоянкой судна, с уведомлением старшего механика.

К несению вахт боцман может привлекаться по указанию капитана.

281. На судах, где не предусмотрена долж­ность старшего матроса, боцман выполняет его обязанности.

На судах, где предусмотрено несколько боцманов, их обязанности определяются сог­ласно установленному порядку.

Подшкипер

282. Подшкипер непосредственно подчиняет­ся боцману и является его заместителем.

Подшкипер осуществляет прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материаль­но-технического снабжения корпусной части.

283. Подшкипер обязан:

(01) готовить материалы для заявок на материально-техническое снабжение кор­пусной части и представлять их боцману;

(02) обеспечивать должное хранение и ремонт брезентов , тендов, виндзелей, спа­сательных нагрудников, чехлов и другого имущества корпусной части;

(03) обеспечивать исправность и сохран­ность средств малой механизации, приспо­соблений, инвентаря и инструмента корпус­ной части;

(04) выполнять судовые такелажные, па­русные и малярные работы, составлять тре­буемые для покрасочных работ краски;

(05) осуществлять управление палубны­ми техническими средствами;

(06) обеспечивать исправное состояние пожарных шлангов, соединительных гаек, огнетушителей и аварийных фонарей;

(07) обеспечивать пожаробезопасность, чистоту и порядок в кладовых помещениях

корпусной части и подшкиперской, выпол­нять правила техники безопасности;

(08) обеспечивать сохранность и исправ­ное состояние переносных люстр и ламп, своевременно сдавая их в ремонт электро­механику;

(09) выполнять обязанности старшего матроса (на судах, где не предусмотрена должность старшего матроса).

284. Подшкипер должен иметь квалифика­ционное свидетельство матроса I класса и мо­жет привлекаться к несению вахт.

При швартовных операциях подшкипер дол­жен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.

Старший матрос (плотник)

285. Старший матрос непосредственно под­чиняется боцману. В необходимых случаях старший матрос замещает боцмана.

Старший матрос должен:

(01) уметь выполнять судовые плотниц­кие работы по корпусной части;

(02) уметь управлять всеми технически­ми средствами корпусной части;

(03) уметь пользоваться палубными средствами пожаротушения;

(04) знать приемную систему пресной воды, расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их воздуш­ных и мерительных труб и мерительных труб грузовых помещений.

286. Старший матрос обязан:

(01) принимать пресную воду, производить ежедневно замеры воды в танках, сточных колодцах и льялах, записывать ре­зультаты замеров на доске в машинном помещении, в тетради замеров и доклады­вать старшему помощнику капитана;

(02) выполнять плотницкие работы и принимать участие в судовых работах, тех­ническом обслуживании и ремонте корпус­ной части, такелажных и покрасочных ра­ботах по судну;

(03) обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, две­рей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств;

(04) следить за техническим состоянием пожарной магистрали на палубе, осуши­тельного трубопровода в трюмах, прием­ных сеток, льял, пайолов, рыбинсов и лю­ковых закрытий грузовых помещений;

(05) обеспечивать подготовку беседок и лесов для работ за бортом, на мачтах и дымовых трубах;

(06) обеспечивать надлежащее состояние кранцев, румпель-талей и штуртросов, тра­пов, штормтрапов и сходней;

(07) обеспечивать пожаробезопасность в плотницкой и выполнять правила тех­ники безопасности, руководить работой матросов;

(08) выполнять обязанности подшкипера (на судах, где не предусмотрена долж­ность подшкипера).

При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника ка­питана.

287. Старший матрос должен иметь квали­фикационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт по ука­занию капитана.

Старший матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машин­ных помещениях после получения инструкта­жа по правилам техники безопасности на ра­бочем месте.

Матрос 1 класса

288. Матрос I класса непосредственно под­чиняется боцману. Матрос I класса должен:

(01) знать и выполнять обязанности матроса II класса;

(02) знать сигналопроизводство;

(03) уметь управлять палубными техни­ческими средствами;

(04) уметь пользоваться судовыми спа­сательными средствами и управлять спа­сательными шлюпками на веслах и под парусами;

(05) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

(06) знать расположение по судну бал­ластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных труб и мери­тельных труб грузовых помещений, уметь манипулировать основными приводами клинкетов на палубах;

(07) уметь производить разбивку лот­линей и измерять глубину ручным лотом.

289. Матрос I класса обязан:

(01) нести ходовые на мостике и стояноч­ные вахты у трапа согласно судовому рас­писанию;

(02) принимать участие в судовых рабо­тах и техническом обслуживании корпус­ной части (включая работы на высоте и за бортом);

(03) принимать участие в подготовке грузовых устройств и помещений к грузо­вым операциям, открывать и закрывать грузовые трюмы, оборудованные люковы­ми закрытиями с механическим и гидрав­лическим приводами.

290. Наиболее опытный матрос I класса на­значается старшим рулевым.

Старший рулевой обязан обеспечивать чистоту и порядок в штурманской и рулевой руб­ках, надлежащее содержание и хранение сиг­нальных флагов и знаков, ручных лотов, за­бортных буксируемых лагов и ручного туман­ного горна.

Матрос II класса

291. Матрос II класса непосредственно под­чиняется боцману.

Матрос II класса должен:

(01) знать расположение по судну ава­рийно-спасательного противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и уметь их использовать по назначению;

(02) уметь пользоваться судовыми спа­сательными средствами и управлять шлюп­ками с ручным и механи­ческим приводами;

(03) уметь осуществлять прием и переда­чу сообщений посредством световой и флажной сигнализации;

(04) уметь выполнять малярные, таке­лажные и парусные работы.

292. Матрос II класса обязан:

(01) нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судо­вому расписанию;

(02) принимать участие в судовых рабо­тах и работах по техническому обслужива­нию корпусной части;

(03) принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов, выпускать и вы­бирать забортный лаг, снимать отсчеты лага;

(04) принимать участие в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря;

(05) убирать палубу и судовые помеще­ния;

(06) принимать участие в швартовных работах согласно судовому расписанию;

(07) при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:

перед началом грузовых операций сле­дить за тем, чтобы люковые крышки с гидравлическим и механическим приво­дом были надежно закреплены, горлови­ны всех цистерн задраены, трубопроводы исправны, льяла, сточные колодцы и приемные сетки были чистыми, а льяльные крышки плотно закрыты;

во время грузовых операций находить­ся в трюме или у люка и следить за размещением груза по указанию второ­го помощника капитана;

контролировать сепарирование груза и при необходимости вести счет груза;

наблюдать за сохранностью груза в трюме и не допускать к погрузке грузо­вые места, имеющие неисправную тару или маркировку, не соответствующую до­кументации. О всех обнаруженных не­достатках немедленно докла­дывать вах­тенному помощнику капитана;

при прекращении грузовых операций докладывать вахтенному помощнику ка­питана;

если во время грузовых операций сни­маются не все бимсы, следить за тем, что­бы оставшиеся бимсы были тщательно закреплены болтами;

наблюдать за исправностью трюмных трапов. О всех обнаруженных поврежде­ниях немедленно докладывать вахтен­ному помощнику капитана;

не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;

не допускать курения в трюме, обеспе­чивать порядок и чистоту в трюме;

(08) при отсутствии в штате судна долж­ности матроса пожарной части выполнять его обязанности.

Матрос II класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машин­ных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на ра­бочем месте.

Матрос-водолаз

293. Матрос-водолаз непосредственно под­чиняется боцману. Матрос-водолаз выполняет подводные работы по распоряжению старше­го механика, руководствуясь правилами тех­ники безопасности и действующими положе­ниями, касающимися производства водолаз­ных работ.

Матрос-водолаз обеспечивает исправное состояние водолазного оборудования и иму­щества, выполняет судовые работы и привле­кается к несению вахт.

При наличии на судне нескольких матро­сов-водолазов более опытный из них назна­чается старшим.

Глава VIII СЛУЖБА БЫТА

Помощник капитана по хозяйственной части

294. Помощник капитана по хозяйственной части подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и является начальником службы быта (команды бытового обслужива­ния).

295. Помощник капитана по хозяйственной части организует питание экипажа судна, обеспечивает своевременное получение и хра­нение продуктов столового довольствия и питьевой воды , а также получение материаль­но-технического снабжения (исключая снаб­жение бункером , смазочными материалами, водой), ведет кассовую книгу , производит рас­четы с экипажем, составляет кассовые от­четы, обеспечивает соблюдение правил и ин­струкций по технике безопасности, пожарной безопасности , а также санитарных правил подчиненными ему членами экипажа.

296. Помощник капитана по хозяйственной части обязан:

(01) составлять и своевременно оформ­лять заявки на продукты питания и пром­товары, при доставке продуктов на судно проверять их наличие;

(02) составлять совместно с врачом ме­ню питания экипажа и пассажиров (при отсутствии пассажирской службы), обес­печивая необходимую калорийность и раз­нообразие по ассортименту пищи с учетом запросов членов экипажа;

(03) на первое число последующего ме­сяца, а также по требованию капитана или судового комитета совместно с назначен­ной комиссией и участием судового врача производить проверку продуктов, табачных и других изделий и тары. Проверка оформ­ляется актом, который утверждается капи­таном;

(04) вести учет продуктов питания, та­бачных изделий, материально-техническо­го снабжения, инвентаря и денежных средств ;

(05) составлять денежный и кассовый от­четы и после утверждения их капитаном

направлять судовладельцу в установленном порядке;

(06) составлять и своевременно подавать заявки на камбузное, буфетное имущест­во и совместно с материально-ответствен­ными лицами организовывать их получе­ние;

(07) на основании полученных от мате­риально-ответственных лиц документов со­ставлять и своевременно представлять ма­териалы к инвентаризации материально-имущественных ценностей.

297. Помощник капитана по хозяйственной части должен:

(01) вести табель рабочего времени чле­нов экипажа, а также табель на сверхуроч­ные работы и направлять их судовладель­цу;

(02) по согласованию со старшим помощ­ником и старшим механиком составлять заявки на материально-техническое снаб­жение;

(03) вести учет расходования лимита по материально-техническому снабжению суд­на;

(04) осуществлять контроль за правиль­ным получением денег с членов экипажа по всем видам задолженности;

(05) оформлять и выдавать членам эки­пажа, уходящим с судна, аттестаты, тамо­женные и другие справки;

(06) обеспечивать своевременный обмен и заправку огнетушителей, аппаратов КИП и аквалангов.

298. Помощник капитана по хозяйственной части несет ответственность в установленном законом порядке:

(01) за выдачу, учет и остаток денежных средств в советской, иностранной валюте и чеках Внешторгбанка;

(02) за санитарное состояние судовых помещений, помещений судоблока и обору­дования;

(03) за соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил членами служ­бы быта (команды бытового обслуживания).

299. При наличии диплома о присвоении морского звания помощник капитана по хо­зяйственной части может быть привлечен к несению вахты как на ходу, так и на стоянке.

Повар

300. Повар на судах, где отсутствует заве­дующий производством, непосредственно под­чиняется помощнику капитана по хозяйствен­ной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

Повар руководит работой камбузного пер­сонала.

В обязанности повара входит приготовле­ние и раздача пищи.

Повар принимает участие в составлении заявок на продукты и контролирует качество продуктов, доставляемых на судно.

Повар обеспечивает содержание в надлежа­щем состоянии камбузных помещений и оборудования, камбузной посуды и холодильни­ков, а также принимает меры к своевремен­ному получению и необходимому ремонту камбузного инвентаря и другого имущества.

Повар принимает участие в составлении ме­ню совместно с судовым врачом и артельщи­ком и представляет его на утверждение по­мощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

На судах, где нет должности пекаря, его обязанности возлагаются на повара.

На судах, где несколько поваров, один из них назначается старшим.

Пекарь

301. Пекарь непосредственно подчиняется повару.

В обязанности пекаря входит выпечка хле­бобулочных и кондитерских изделий и работа на. камбузе под руководством повара.

Камбузник

302. Камбузник непосредственно подчиняет­ся повару и выполняет работы по его указа­нию. В обязанности камбузника входит со­держание в чистоте камбуза, камбузных под­собных помещений и посуды.

На судах, где имеется один повар, камбузник помогает ему в приготовлении и раздаче пищи.

Буфетчик

303. Буфетчик непосредственно подчиняет­ся помощнику капитана по хозяйственной ча­сти, а при его отсутствии - старшему помощ­нику капитана.

На буфетчика возлагается заведование бу­фетом, уборка и обслуживание кают-компа­нии, а также уборка кают капитана и старше­го командного состава.

Буфетчик принимает посуду, оборудование буфета, столовое белье, а также постельное белье экипажа, следит за их надлежащим со­стоянием и ведет учет этого имущества.

Дневальный

304. Дневальный непосредственно подчиня­ется помощнику капитана по хозяйственной части. При отсутствии в штате помощника ка­питана по хозяйственной части дневальный подчиняется старшему помощнику капитана.

В обязанности дневального входит уборка кают командного состава, служебных помеще­ний, красного уголка (клуба), коридоров, а также содержание в чистоте помещения сто­ловой команды, подача пищи в столовую су­довой команды и мытье посуды.

Дневальный принимает у буфетчика необ­ходимое количество посуды, белья и другого инвентаря и следит за их сохранностью.

При наличии в штате судна более одного дневального обязанности каждого из них опре­деляются помощником капитана по хозяйст­венной части, а при его отсутствии - стар­шим помощником капитана.

На пассажирских судах дневальные, обслу­живающие пассажирские помещения, непо­средственно подчиняются старшему бортпро­воднику и их обязанности устанавливаются помощником капитана по пассажирской части.

Артельщик

305. Артельщик избирается на общем собра­нии экипажа с последующим назначением приказом по судну.

Артельщик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

Помимо выполнения своих обязанностей по занимаемой им штатной должности, артель­щик получает продовольствие для экипажа и обеспечивает его сохранность в соответствии с установленными санитарными правилами, а также следит за содержанием в должном по­рядке кладовых и других помещений для хра­нения продуктов, ежесуточно выдает, в соот­ветствии с утвержденным меню, продукты по­варам для приготовления пищи, принимает участие в составлении меню, а также произво­дит продажу членам экипажа продуктов пи­тания и предметов повседневного обихода.

Артельщик ведет учет суточного расхода продуктов и несет материальную ответствен­ность в установленном законом порядке за сохранность продовольствия.

Глава IX РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Начальник радиостанции

306. Начальник радиостанции непосредст­венно подчиняется капитану и является на­чальником радиотехнической службы.

Начальник радиостанции руководит работой судовых радиоспециалистов, электрорадиона­вигатора и несет радиовахту согласно Прави­лам радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и судовому расписанию.

Начальник радиостанции несет ответствен­ность за радиосвязь судна, техническое состоя­ние и постоянную готовность к действию ап­паратуры радиосвязи и радиотрансляции, те­леустановок, факсимильной аппаратуры, шлю­почных радиостанций, судовых инвентарных радиоприемников, магнитофонов.

Начальник радиостанции. несет ответствен­ность за техническое состояние и постоянную готовность к действию радионавигационных приборов в случае, когда на него возложено их техническое обслуживание.

При наличии в штате судна должности электрорадионавигатора начальник радио­станции несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к дейст­вию всех электрорадионавигационных прибо­ров.

307. Начальник радиостанции обязан:

(01) строго соблюдать Правила радио­связи морской подвижной службы Союза ССР;

(02) контролировать соблюдение сани­тарных норм на радиоизлучение от пере­дающих устройств судна;

(03) обеспечивать соблюдение правил и инструкций по технике безопасности под­чиненными ему лицами;

(04) составлять расписание вахт радиоспециалистов и представлять его на утвер­ждение капитану;

(05) организовывать и осуществлять ре­гулярный и своевременный прием метео­сводок и штормовых предупреждений по районам, указанным капитаном, а также навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреж­дений (НАВИП);

(06) обеспечивать постоянную готовность средств аварийной радиосвязи;

(07) немедленно открывать вахту па час­тоте 500 кГц или 2182 кГц в случае опас­ности, грозящей судну, или приема сигна­ла тревоги от автоаларма;

(08) обеспечивать прием факсимильных передач карт погоды и состояния моря;

(09) ежедневно проверять радиотеле­графный журнал, подписывать его и пред­ставлять на подпись капитану;

(10) сдавать рейсовое донесение началь­нику службы связи и электрорадионавига­ции судовладельца.

Боцман (нидерл. bootsmann ) - воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта , Русского царства и Российской империи . Боцман - старший строевой унтер-офицер , на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, - производство такелажных работ , подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута , уборку якорей , всё касающееся до вооружения корабля, компас , управление рулём и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа , употребляемого для подъёма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдаёт якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке . Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана. После революции звание боцмана было упразднено.

Последовательность военного звания РИФ
Младшее звание:
Боцманмат


Боцман
Старшее звание:
Старший боцман
Гардемарин
Кондукто́р
Старший фельдшер

См. также

Напишите отзыв о статье "Боцман"

Литература

  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Боцман

– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.

Первый помощник
На большинстве судов существовала должность первого помощника капитана, который исполнял капитанские обязанности во время его отсутствия. Первый помощник был также необходим, чтобы возглавить команду при захвате вражеского судна вместе с квартирмейстером. Некоторые из пиратских капитанов всегда имели на корабле первого помощника, но чаще всего эту должность занимал владелец корабля. Но нередко первые помощники возглавляли бунты на кораблях против капитана. Особенно опасным был сговор первого помощника с квартирмейстером или боцманом. Фактически два-три офицера могли без труда захватить власть на корабле в свои руки без кровопролития, достаточно было лишь составить новое соглашение с командой и тогда бывшего капитана ждала самая ужасная судьба. Его либо высаживали на необитаемом острове, либо вешали на рее его же корабля, хотя иногда случалось, что бывший капитан становился простым членом команды.

Квартирмейстер
Квартирмейстер нёс ответственность за состояние судна. Его главной задачей было распределение и снабжение различных материалов, необходимых на корабле, в том числе пороха, а также выполнение ремонтных работ, распределение добычи и наказание провинившихся. Таким образом можно сказать, что обязанности, которые на обычном судне выполнялись одним человеком - капитаном, у пиратов были распределены между двумя. Это позволяло исключить единоначалие на корабле, которое так ненавидели пираты. Когда капитан вел судно в сражении, квартирмейстер должен был возглавлять абордажную команду и находиться на самом жарком участке боя. Он также должен был определять, насколько ценен захваченный груз, и распределять добычу. Естественно, что наибольшую ценность в добыче представляло золото и серебро. Но квартирмейстер должен был также определить, как поступить с грузом захваченного корабля. Ведь нередко трюм пиратского судна мог быть уже заполнен добычей и приходилось выбрасывать один товар ради другого, более ценного. Квартирмейстер был также единственным человеком в команде, который мог определить наказания для провинившегося пирата. Капитан мог лишь потребовать наказать виновного, но степень вины определял квартирмейстер, даже если это и шло против мнения большинства. Кроме того, квартирмейстер выступал в качестве судьи в спорах между членами команды а также при дуэлях, если они не противоречили пиратскому кодексу. Таким образом квартирмейстер в вопросах боевых действий, дележа добычи и управления командой стоял выше капитана корабля. Само слово «квартирмейстер» свидетельствовало о том, что человеку, занимавшего этот пост, доставалась четверть добычи.

Навигатор
Самые опытные моряки, отлично знающие лоцию и морские карты, становились навигаторами. Прокладка курса и определение места нахождения корабля были в то время весьма непростыми задачами. От навигатора требовалось умение пользоваться различными астрономическими инструментами, он должен был рассчитывать курс корабля и проводить его в наиболее опасных местах во время плавания. Нередко навигатор мог единолично спасти корабль во время боя, направив его только ему одному известным проходом между скал. В ведении навигатора находились бесценные морские карты, навигационные приборы и корабельные часы. Если на корабле не было клерка, то ведение записей и учета также возлагалось на навигатора. В свою очередь, первый помощник иногда выполнял обязанности навигатора.

Боцман
В команде корабля всегда были люди, в обязанность которых входило поддержание технического состояния корабля и управление командой. Именно эти обязанности и исполнялись младшими офицерами - корабельными боцманами. Один боцман отвечал за оснащение корабля, другой за управлением палубной командой. Был также боцман, осуществляющей постановкой корабля на якорную стоянку. Разумеется, что на небольшом судне все эти обязанности совмещал один человек. В этом случае боцманские обязанности выполнялись капитанами и квартирмейстерами. Боцман следил за состоянием парусов, снастей и такелажа а также дублировал команды капитана во время боя или шторма. Весь рангоут, такелаж и снасти ремонтировалось корабельным плотником, но в этом самое активное участие должен был принимать и боцман. Боцман отвечал за хранение запасных канатов, ремонтного дерева, парусины и организовывал работы по ремонту корабля. В обязанности боцмана также входило содержание корабельного флага, связь с другими кораблями с помощью специальных сигналов, поддержание порядка среди команды и содержание шлюпок. Боцман также отвечал за состояние корабельных часов. При необходимости наказания одного из членов команды роль палача также нередко отводилась боцману.

Плотник
Плотник был чрезвычайно важным членом экипажа, который отвечал за поддержание плавучести корабля, исправности корпуса и мачт. Хорошие плотники весьма высоко ценились и плотникам - пиратами иногда даже разрешалось не участвовать в рукопашных схватках. Плотники отвечали за быстрое устранение повреждений корпуса во время сражения, а также крепили доски обшивки при шторме. Кроме того, в обязанности плотника входило поддержание исправного состояния деревянных мачт, палубы, а также закупка на берегу качественных материалов для ремонта в открытом море. Во время кренгования корабля основная часть по организации этой тяжелой работы ложилась так же на плотника, но при этом ему помогала вся команда. В море плотник был неусыпно следить за состоянием корпуса корабля и при малейших протечках устранять их и докладывать обо всем капитану. Из за этого плотники были освобождены от несения вахт и прочей работы на корабле. Но дел у плотника и так было с избытком. Он должен был несколько раз в день осматривать не только состояние корпуса, но и мачт и рангоута. В кладовой плотника всегда хранилось необходимое количество деревянных брусков и досок, пакли и различного инструмента. Вместе с тем плотник не имел права в одиночку заходить на этот склад, поэтому ключи от него хранились у первого помощника или квартмейстера.

Мастер парусов
На крупных судах плотник и боцман уже не справлялись с ремонтом и постановкой парусов. Из числа наиболее опытных моряков выбирали специального человека, который отвечал за парусное оснащение корабля. Он должен был приобретать качественную парусину, шить и ремонтировать паруса, а также грамотно их использовать. Между боцманом и мастером парусов существовало четкое разграничение обязанностей. Мастер парусов отвечал за постановку тяжелых, верхних и штормовых парусов, в то время как боцман руководил работами по постановке легких парусов на нижних реях мачт. Каюта мастера парусов находилась рядом с каютой плотника, поэтому он всегда мог быстро оказаться в нужном месте и выполнить свою работу. Мастер парусов чаще всего подчинялся первому помощнику, но в своем подчинении не имел никого из членов команды, хотя и считался привилегированным специалистом.

Канонир
Канониры были также высокоценными специалистами, которые отвечали за исправность пушек, их готовность к стрельбе а также собственноручно командовали их наведением во время боя. Эта наука была весьма непроста, поэтому от них требовался не только хороший глазомер и трезвый расчет, но и годы постоянных тренировок и участие в настоящих морских битвах. Помимо канонира, пушечный расчет мог состоять из нескольких человек, в чьи обязанности входила очистка ствола орудия, зарядка, зажигание фитиля, откатывание пушки на место после выстрела. Отдельная команда могла отвечать за поднос ядер и пороха, открывание и закрывание бойниц. На пиратских кораблях с небольшой командой пушечный расчет нередко составляло 2-3 человека, причем огонь мог вестись только с одного борта. Канонир также отвечал за хранение всего инструмента, необходимого для обслуживания пушек, пороха и снарядов. Во время шторма канонир следил, чтобы все пушечные порты были закрыты, иначе корабль мог быть залит водой. Самое опасное место на корабле - пороховой погреб также находилось в ведении канонира. Канонир рассчитывал количество пороха, заряжаемого в пушку, изготавливал заряды и ручные гранаты, осуществлял наводку пушек и по команде капитана вел стрельбу по противнику. Для расчета у канонира имелись специальные таблицы и инструменты. Канонир выполнял еще одну важную задачу - хранение оружия на борту судна, поэтому в его ведении находилась оружейная комната.

Судовой врач
Врачи высоко ценились среди пиратов и нередко при захвате вражеского судна врач в первую очередь получал предложение присоединиться к команде победителя. Врач был единственным человеком, кому разрешалось не подписывать пиратское соглашение. Нередко врачам захваченного судна выплачивали вознаграждение, если они просто оказывали помощь членам пиратской команды. Если на корабле не было настоящего врача, на эту должность выбирали любого подходящего пирата, который имел хоть какие то познания в медицине. Упоминается случай, когда врачом был избран корабельный плотник - так как у него были необходимые «инструменты» для выполнения ампутаций. Иногда врачеванием занимались корабельные повара - им была знакома работа с мясом, но они были менее квалифицированны, чем плотники. Судовой врач имел набор инструментов для выполнения неотложных операций и небольшой набор лекарств. За пополнение запаса лекарств отвечал сам врач, поэтому в порту он обычно поспешно направлялся в местную аптеку, где скупал необходимые лекарства. Главным корабельным лекарством у пиратов был ром - его использовали и как лекарство от желудочных болезней и как обезболивающее при операциях.

Корабельный повар (Кок)
Корабельный кок отвечал за питание, снабжение продовольствием и пресной водой. Что бы стать настоящим коком, нужно было научиться разделывать мясные туши, знать правила хранения продуктов, а также соблюдать определенные правила приготовления пищи, иначе команда могла запросто отправить горе-повара за борт из за неэкономного расходования продуктов ил протухшей питьевой воды. При посещении портов корабельный кок должен был обеспечить провизией команду корабля на протяжении всего предстоящего плавания, поэтому с помощью самых крепких матросов он должен был посетить местные рынки и продуктовые лавки. На больших судах за хранение продуктов отвечал отдельный человек - стюарт. Во время плавания коку постоянно выделялись помощники, в обязанности которых входили поддержание огня в очаге и переноска продуктов. Пища готовилась в специальных печах, так как деревянные корабли были весьма пожароопасны. Во время боя кок участвовал в сражении наряду со всей командой.

Клерк
Большая часть членов команды была неграмотна, но необходимость ведения записей и подсчетов существовала всегда. Для этого один из членов команды назначался клерком. Он должен был вести корабельный журнал, в котором фиксировались все события, произошедшие на корабле, вести учет припасов и оружия, а также вести различные вычисления. Важной задачей клерка было так же составление писем и завещаний, он должен был писать извещения о смерти членов команды, вести учет решений, принятых командой - например избрание капитана. Клерки нередко владели несколькими языками, поэтому их также использовали для общения с иностранцами.

Пороховая обезьяна
Эта должность возникла на британском военном флоте. Так назвали мальчишек, которые входили в оружейную команду. Пираты нередко похищали или заманивали на свои корабли наиболее ловких и пронырливых портовых мальчишек и использовали их ловкость и сноровку. 11-13 летние пираты занимались чисткой оружия, уборкой корабельных помещений, подносили порох и заряды во время боя, одним словом, это были обычные мальчики на побегушках. Они могли пролезть в самые потаенные уголки судно, поэтому нередко пираты с их помощью искали различные тайники на захваченных кораблях. На берегу мальчишки доставляли секретные письма союзникам пиратов и использовались как разведчики во вражеских городах. Благодаря своей ловкости и быстроте пороховые обезьяны нередко оказывались единственными, кому удавалось спастись во время гибели корабля или поимке пиратов. Новички на пиратском судне как правило проходили обучение в роли пороховой обезьяны не взирая на возраст. Пороховые обезьяны были наиболее низкооплачиваемыми и неквалифицированными моряками.

Юнга
Юнгами были значительно выше по своему статусу, чем пороховые обезьяны. Как правило юнгами становились мальчики из благородных семей, которые направлялись для изучения основ мореходства. Юнги по мере освоения морской науки становились корабельными офицерами. Иногда они состояли как порученцы при капитанах судов, выполняли задания по доставке сообщений, следили за офицерской формой и оружием, готовили пищу. Офицеры же за это обучали их основам мореплавания и торговли. Юнгам приходилось выполнять много трудной и неинтересной работы, но всегда могли рассчитывать на достойное вознаграждение и нередко на эту должность соглашались молодые моряки, стремившиеся стать морскими офицерами.

§ 112. Устав и вахтенная служба на морском судне

Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.

В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.

Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.

Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.

Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.

В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.

Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.

Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.

Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.

Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.

Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.

Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.

Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.

Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.

Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.

Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.

На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.

На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.

Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.

Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.

Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.

Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,

В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.

Боцман, боцманы, боцмана, боцмана, боцманов, боцману, боцманам, боцмана, боцманов, боцманом, боцманами, боцмане, боцманах Грамматический словарь Зализняка

  • боцман - БОЦМАН, см. бот. Также см. бот Толковый словарь Даля
  • боцман - -а, м. В морском флоте: лицо младшего (старшинского) командного состава, которому подчинена команда судна по хозяйственным работам. [голл. bootsman] Малый академический словарь
  • боцман - Бо́цман/. Морфемно-орфографический словарь
  • боцман - Боцмана, м. [от гол. bootsman, букв. лодочник]. Лицо младшего командного состава в морском флоте, в обязанности которого входит содержание корабля в чистоте, наблюдение за состоянием шлюпок, такелажа и др. Большой словарь иностранных слов
  • БОЦМАН - БОЦМАН (нидерл. bootsman) - должность младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды. На крупных военных кораблях может быть несколько боцманов, один из них - главный. Большой энциклопедический словарь
  • Боцман - (голл. bootsman, от boot - лодка, судно и man - человек) специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ - старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В обязанности... Большая советская энциклопедия
  • Боцман - Старший строевой унтер-офицер и на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • боцман - Б’ОЦМАН, боцмана, ·муж. (от ·англ. boatsman, ·букв. лодочник) (·дорев.). Старший унтер-офицер на военном судне. Толковый словарь Ушакова
  • боцман - бо́цман с 1697 г.; см. Христиани 40. Заимств. из голл. bootsman – то же, Мёлен 42; Смирнов 64, а не из англ. boatsman, вопреки Акад. Сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • боцман - орф. боцман, -а Орфографический словарь Лопатина
  • боцман - БОЦМАН, а, мн. ы, ов и (у моряков, речников) а, ов, м. На судне: лицо младшего начальствующего состава, к-рому непосредственно подчинена палубная команда. | прил. боцманский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • боцман - Заимств. из голл. яз. в Петровскую эпоху. Голл. bootsmann образовано сложением сущ. boot «лодка, парусное судно» и man «человек». Ср. бот, лоцман. Этимологический словарь Шанского
  • боцман - БОЦМАН -а; мн. боцманы, -ов; (разг. мор.) боцмана, -ов; м. [голл. bootsman] Во флоте: должность младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды; лицо в этой должности. ◁ Боцманский, -ая, -ое. Б. свисток. Толковый словарь Кузнецова